История русского художника Ореста Кипренского даже сегодня многим кажется неоднозначной, а уж в 19 веке и подавно. Он решил стать отцом для незнакомой итальянской девочки, но судьба на долгие годы разлучила их. Когда они встретились вновь, ни о каком отцовстве уже и речи не было. Рассказываем, что произошло между художником и натурщицей.
Известный художник знал воспользовался поддержкой знатного покровителя и исполнил свою мечту
Талантливый русский художник Орест Кипренский получил прекрасное образование на родине и со времен окончания Академии художеств в 1803 году мечтал о поездке в Италию.
Его мечта наконец осуществилась в 1816 году, когда при финансовой поддержке и покровительстве императрицы Елизаветы Алексеевны, Орест смог попасть в Рим и увидеть сокровища итальянского искусства. Но это было только началом его неоднозначной истории.
В Италии Кипренский получил то, что было недоступно ранее ни одному русскому художнику
В Италии на талант русского живописца быстро обратили внимание. Его картины высоко оценили. Более того, Кипренскому предложили написать автопортрет для знаменитой флорентийской галереи Уффици, где хранилась уникальная коллекция автопортретов величайших художников разных эпох.
Орест Кипренский стал первым русским мастером, удостоенным такой чести. Но поездка в Италию дала ему гораздо большее, чем карьерный взлет.
Кипренский нашел идеальную натурщицу для своей картины
Когда Кипренский находился в Италии, в 1819 году он создал одну из своих самых известных работ — полотно «Девочка в маковом венке». На картине изображен ребенок ангельской внешности, который смотрит прямо на зрителя.
На ее голове — венок из маков, на щеках — нежный румянец, а на губах играет легкая полуулыбка. У этой девочки с картины реальная судьба была очень непростой.
Итальянка привязала к себе художника и завоевала его сердце
Кипренский познакомился с маленькой девочкой совершенно случайно, когда искал натурщицу для задуманной картины «Анакреонова гробница». Настоящее имя девочки с картины — Анна-Мария Фалькуччи, но все звали ее Мариучча.
За время работы Кипренский по-отечески привязался к темноглазой малышке. Ее хрупкая красота и болезненный вид глубоко тронули живописца. К тому же девочка росла в самой настоящей бедности с неблагополучной матерью.
Маленькая девочка пробудила в Кипренском отцовские чувства
Трепетное отношение Кипренского к маленькой Мариучче было вполне понятно. Как и сам художник в детстве, девочка была лишена отцовской ласки и внимания. Желая спасти несчастную малышку от нищеты и дурного влияния, Орест поселил ее у себя в квартире.
К большой радости корыстолюбивой матери Мариуччи, Кипренский взял на себя выплату ежемесячного содержания для девочки. Однако забота о юной натурщице доставила художнику немало хлопот.
Художник пытался наладить отношения с матерью девочки, но терпенье Кипренского было не безгранично
Мать Мариуччи решила воспользоваться привязанностью Кипренского к девочке и начала шантажировать его, требуя все больше денег. Сначала Орест Адамович пошел на уступки, но аппетиты женщины только возросли.
В конце концов художнику надоели постоянные и чрезмерные финансовые претензии «разгульной маменьки» и отказался платить сверх оговоренной суммы, чем испортил жизнь девочке.
Кипренский не смог жить без воспитанницы и нашел способ с ней видеться
В ответ на отказ художника платить мать насильно забрала Мариуччу домой. К этому моменту работа над портретом еще не была завершена. Через пару дней Кипренский навестил девочку. Он точно не ожидал того, что случилось дальше.
Увидев своего благодетеля, малышка разрыдалась, целовала его руки и умоляла забрать ее с собой. Сцена настолько тронула художника, что он тоже не смог сдержать слез. После этого Кипренский придумал смелый способ, как спасти несчастную девочку.
С матерью было заключено новое юридическое соглашение, по которому она отказывалась от всех прав на Мариуччу. А Кипренский брал на себя обязательства по содержанию и воспитанию ребенка.
Художник прекрасно справлялся с ролью приемного отца
Кипренский нанял старого аббата, чтобы обеспечить Мариучче достойное образование. Он с восторгом следил за успехами своей юной воспитанницы. Орест испытывал светлое чувство от того, что рядом с ним находится беззащитное существо, доверившее ему свою судьбу.
В письме к другу художник признавался: «Ты не поверишь, как может иногда блаженствовать отец чужого дитяти, — это я испытываю на себе! В настоящее время она одна соединяет в себе для моего сердца, для моего воображения все пространство времени и мира».
Художника оклеветали и ему пришлось оставить воспитанницу ради своего спасения
Однако вскоре в жизнь Кипренского пришли серьезные неприятности. В Риме при странных обстоятельствах ушла из жизни одна из натурщиц. Подозрение в преступлении пытались возложить на Кипренского.
И хотя Орест Адамович был признани невиновым, эта история сильно подорвала душевный покой Кипренского, вынудила покинуть Европу и еще долго преследовала его после возвращения на родину. Но хуже клеветы было неизбежное расставание художника с маленькой Мауриччей.
Кипренский поднял все свои связи, чтобы девочка не осталась на улице. Ему помогла Зинаида Волконская
Расставание с Мариуччей, о которой он заботился как о родной дочери, произошло в 1822 году и стало для художника настоящей трагедией. Взять 10-летнюю девочку с собой ему не разрешили.
Тогда Орест Адамович принял решение определить свою воспитанницу в монастырский приют неподалеку от города Ареццо в Тоскане. В успешном устройстве Мариуччи ему помогла Зинаида Волконская, которая благодаря связям смогла договориться о приеме девочки.
Художник потерял воспитанницу и любовался ей только с картины
Когда художнику пришлось покинуть Рим, девочку перевели в другое заведение, а позже — в следующее. В итоге Кипренский потерял след своей любимой воспитанницы.
Но все эти годы вместе с ним был портрет Мариуччи в маковом венке, написанный весной 1819 года. Этот образ навсегда остался с Орестом Кипренским как напоминание о его маленькой подопечной, судьба которой сложилась так трагично.
Кипренский постоянно искал способ встречи с Мауриччей и не стеснялся просить о помощи сильных мира сего
Через итальянских знакомых Кипренский неоднократно пытался разыскать Мариуччу, но безуспешно. Когда на коронацию Николая I в Россию приехал бывший губернатор Рима монсеньор Бернетти, Кипренский тут же нашел его и попросил о помощи в поисках пропавшей воспитанницы. По всем монастырским приютам были разосланы запросы, но Мариуччу так и не обнаружили.
Наконец, художник нашел свою любимицу
Лишь позднее выяснилось, что девочка числилась в документах под другим именем. Спустя пять лет разлуки Кипренский смог вернуться в Рим. Первым делом он принялся разыскивать Мариуччу. С большим трудом художнику удалось узнать адрес монастыря, где она жила, и организовать встречу.
За эти годы девочка выросла в красивую девушку. Увидев друг друга, они оба расплакались от счастья и долго не могли успокоиться. Кипренский был на седьмом небе от радости. Ведь, как выяснилось, все эти годы Мариучча тоже думала о нем. Однако, совсем не в том ключе, как прежде.
Кипренский боялся новых чувств к Мариучче и не сразу признался, что влюбился
Со временем художник осознал, что влюблен в Мариуччу, но не сразу признался ей в своих чувствах. Он хотел убедиться, что девушка тоже относится к нему как к возлюбленному. К счастью, она ответила взаимностью и когда Мариучче исполнилось 18 лет, они стали строить планы о венчании. Однако, скорой свадьбе не суждено было случиться.
Художник был окрылен своими чувствами и совсем забыл о деньгах
К сожалению, воплотить мечту о совместной жизни им мешала бедность художника. В Риме Кипренский жил в долгах и не мог позволить себе свадьбу. Отправив прошение Николаю I с просьбой о финансовой помощи и предложив в залог некоторые работы, он получил лишь часть запрошенной суммы.
Однако, несмотря на нужду, Кипренский продолжал упорно трудиться, надеясь заработать на женитьбу. Он разъезжал по городам Италии в поисках заказов.
Кипренский исполнил свое обещание и женился на воспитаннице. Огромная разница в возрасте не остановила
Прошло несколько лет, прежде чем труды 54-летнего Кипренского увенчались успехом и ему удалось скопить денег. Сразу же выполнив данное 24-летней Мариучче слово, художник начал хлопоты об их обручении, несмотря на большую разницу в возрасте.
Казалось, теперь ничто не мешает осуществлению их мечты о совместной жизни. Но тут встал вопрос о вероисповедании — Мариучча была католичкой, а Кипренский — православным.
Чтобы устранить это препятствие, художник принял католичество и в июле 1836 года они обвенчались в церкви. Спустя 17 лет после их первой встречи. Но, увы, дальнейшая судьба этой пары сложилась отнюдь не радужно.
Художнику не успел насладиться семейным счастьем с молодой и красивой женой
Кипренский снял для молодой жены прекрасную квартиру с видом на Рим. Но совместная жизнь художника и Мариуччи оказалась недолгой. Спустя три месяца после свадьбы мужчина простудился и тяжело заболел.
Вскоре Орест Адамович скончался. Его похоронили в Риме на кладбище церкви Сант-Андреа. Он так и не узнал, кто от него родился у горячо любимой Мауриччи.
Кипренский не дожил до рождения своей дочери, но надолго обеспечил жизнь своей вдове и ребенку
Спустя полгода после смерти Кипренского его вдова Мариучча родила дочь, которую назвали Клотильдой. Друзьям художника удалось добиться для нее пенсии от российского императора.
Однако, в 1844 году пришли известия, что Мариучча вышла замуж за некоего маркиза. Тем самым она лишилась права на получение пенсии. Тогда Академия художеств, заботясь о судьбе дочери Кипренского, решила составить для Клотильды особый денежный фонд. Но что в дальнейшем произошло с этим ребенком, достоверно неизвестно до сих пор.
Так трагически оборвалась семейная линия великого русского художника, всю жизнь посвятившего заботе о маленькой сироте Мариучче.