Его любила публика, а он держал в страхе всех на съемочной площадке. Своим перфекционизмом он изнурял не только коллег по цеху, но и себя самого. Одни считают его деспотом и склочным интриганом, другие — чутким и сентиментальным артистом. Каким на самом деле был Луи де Фюнес?
Развязал войну миров на съемках «Фантомаса»
Де Фюнес и Маре погодки, у обоих трудное детство, и оба попали в кино окольными путями. Актеры вращались в одних кругах и снимались в одних фильмах. Они могли бы стать закадычными друзьями, но не тут-то было.
Их ссоры на съемках «Фантомаса» быстро переросли в войну миров: как личностных, так и профессиональных.
«Жан Маре, он более медленный. Луи де Фюнес более быстрый. Первый дубль — Фюнес замечательный, Маре еще нет. И когда у Жана Маре все становилось хорошим, де Фюнес начинал уставать. И поскольку он был немного негодяем, он делал вид, что колется, чтобы остановили мотор. Чтобы сделать дубль хорошим. Да-да, это актерские штучки», — рассказывала их напарница Милен Демонжо.
Обернулся занозой для Жана Маре
На съемках трилогии о Фантомасе Маре уже начинал уставать от кино: играть героя-любовника в 50 было тяжеловато, а от резиновой маски зудела кожа. Де Фюнес только-только по-настоящему прославился и чувствовал себя на пике формы. Артист был неутомим на съемочной площадке и за ее пределами.
Комиссар Жюв пародировал походку Маре в семейном кругу и зло шутил о своем экранном напарнике. Остроты доходили до артиста.
«Де Фюнес был единственным актером за всю мою карьеру, который мне не нравился, даже если я считал его замечательным актером. Он был прирожденной занозой в одном месте!», — передает слова актера Кэрол Вайсвайлер в документальном фильме о кинозвезде.
Маре отомстил комиссару Жюву, опубликовав мемуары с нелестными отзывами о работе с ним. Но о том, кто выиграл битву характеров, по крайней мере на экране, можно судить по афишам трилогии. На первой большую часть занимал Маре, на третьей — уже де Фюнес.
Обиделся на Габена из-за невинной шутки
С Жаном Габеном де Фюнес не поладил во время работы над фильмом «Татуированный», где и у того, и у другого были главные роли. Сначала де Фюнесу не понравился сценарий, который по его мнению был написан под Габена. Другая придирка звезды комедии дико смешила Габена.
Дело в том, что жена де Фюнеса пыталась добиться от операторов, чтобы в кадре отчетливо были видны голубые глаза ее мужа. Да и работать с новыми людьми комику было некомфортно.
«Их стулья находились рядом в первый день съемок, а к последнему дублю — на противоположных концах студии», — вспоминал режиссер фильма Дени де Ла Пательер.
В конце концов Луи де Фюнес обиделся на Габена из-за шутки. Как-то во время совместного интервью артист сказал, что ему нравятся фильмы Габена, а тот ответил, что не видел ни одной картины с участием Луи.
Про еще одну шутку, разгневавшую Луи де Фюнеса
«Золотому Луи» — так его называли за прибыли, которые он приносил киностудиям — принципы были дороже гонораров. Как-то де Фюнес разорвал контракт с театром и заплатил немыслимую неустойку из-за своей жены.
Над Жанной Августиной де Бартелеми де Мопассан некрасиво пошутил директор театра. Своим уходом де Фюнес решил наказать остряка. Вспыльчивый темперамент комика проявлялся не только вне сцены, но и в ее пределах.
«Я не хочу больше, чтобы мной руководили. Луи, встань сюда и сделай что-то. Я не понимаю, почему он может мне это говорить. Только я могу почувствовать. Но, я думаю, он мог бы говорить мне так: „Послушай, не хочешь ли попробовать вот так?“ Попробовать я могу. Приказы я больше не выполняю», — говорил артист.
За что затаил обиду на Грейс Келли
При всем своем обаянии и завораживающей харизме де Фюнеса называют злопамятным человеком. Его сыновья Патрик и Оливье в книге воспоминаний приводят в пример историю его общения с Грейс Келли.
Американская кинозвезда и княгиня Монако Грейс Келли предложила де Фюнесу принять участие в одном из благотворительных спектаклей. Гонорар обещала высокий, но Луи отказал.
На вопрос, почему, де Фюнес припомнил Келли, как она за 8 лет до этого проезжала на автомобиле мимо съемочной площадки, где он работал, и не остановилась поздороваться.
Чем Де Фюнес разозлил Жана Лефевра, Фугаса из «Жандармов»
Де Фюнес задел своего напарника по фильмам о жандармах до глубины души. Но Лефевр узнал об этом, только когда посмотрел фильм «Жандарм женится».
Артист не нашел в итоговой версии картины и половины сцен со своим участием. Оказалось, что их вырезали по настоянию де Фюнеса.
Режиссер и друг де Фюнеса Жан Жиро тогда написал целую статью в защиту своего любимого артиста, назвав Лефевра «посредственным» и «самым высокооплачиваемым статистом в мире». Тот буквально обезумел от ярости, но поговорить с де Фюнесом по душам решился лишь через несколько лет.
«Послушай, Луи, […] самовольно удалив мои сцены, ты навредил мне. Мне кажется, самое меньшее, что ты мог сделать, это предупредить меня, иметь смелость предупредить меня». […] Де Фюнес помолчал и сказал: «Ты прав», — писал Лефевр в мемуарах.
Любил Бурвиля за счастливый характер
Де Фюнес любил работать с Андре Рембуром, выступавшим под псевдонимом Бурвиль. Это был тандем противоположностей: Рембур добродушный и спокойный, а де Фюнес нервный и импульсивный.
«Отцу удавалось подладиться под непростой характер партнера […]. Оба умело импровизировали в кадре, и получалось очень смешно», — вспоминал сын Бурвиля Доминик.
Де Фюнес и Бурвиль снялись в шести фильмах, и Луи был рад приступить к работе на седьмым. Однако этому не суждено было сбыться.
«Играя с Андре, я отдыхаю. К тому же он прелестный человек, всегда в хорошем настроении. Счастливый характер! Вот бы он поделился им со мной, мне бы тогда легче было ладить с людьми», — эти слова де Фюнеса приводят его сыновья в своей книге.
Когда Бурвиля не стало, партнером де Фюнеса стал Ив Монтан. О нем у артиста мнение сложилось совсем другое.
Ива Монтана счел профнепригодным
Партнера по фильму «Мания величия» де Фюнес уважал, так как любил трудоголиков, а Ив Монтан был именно таким. И все же артист комику не угодил.
«Хуже всего, что он искренне верит во все это. Слушать его просто невыносимо!» — так отзывался об актере и его политических взглядах де Фюнес.
Монтан был социалистом, и де Фюнеса пугали его рассуждения. Плохо отзывался он и о таланте Монтана. По словам де Фюнеса, ремесло Монтан «знает туго».
Очаровал Элен в «Фантомасе» так, что она билась за него с журналистами
Исполнительница роли журналистки Элен в саге о «Фантомасе» Милен Демонжо тепло отзывалась о работе с Луи де Фюнесом и защищала его в прессе.
«Я дралась с журналистами, потому что я им говорила: „Де Фюнес гений“. Они отвечали: „нет, не гений, он пережимает, переигрывает, это шут, это клоун“. Я очень долго сражалась против этого», — вспоминала актриса.
По ее словам, характер у него был не самый удобный, но деспотом артист никогда не был. В жизни такой же смешной, как на площадке. Демонжо отмечала чрезмерную сентиментальность де Фюнеса: «Мог засмотреться на какую-нибудь овечку на лугу и чуть ли не слезу пустить».
Обрел талисман в лице экранной жены
Идея сделать Клод Жансак постоянной экранной спутницей де Фюнеса пришла в голову жене артиста. Жансак с ее амплуа добропорядочной, высокородной и сдержанной дамы идеально дополняла вспыльчивого жандарма.
Де Фюнес считал, что верная дама сердца приносит ему успех. Она снялась в 10 фильмах в качестве его жены, еще в одном сыграла секретаршу де Фюнеса. Вместе с популярностью пришло и прозвище.
«Моя лань! („ma biche“)», — окликали ее на улицах. Так свою жену называл жандарм Крюшо. Жансак всегда тепло отзывалась о работе с де Фюнесом.
Не смог рассмешить Эдуарда Молинаро и обиделся
На съемочной площадке де Фюнес изводил режиссеров придирками.
Во время работы над фильмом «Замороженный» сценарий по его просьбе переписывали восемь раз. Актер рассорился с режиссером Эдуаром Молинаро и потребовал, чтобы все сцены с его участием были пересняты.
«Ему нужно было, чтобы ему доверяли, чтобы его любили. Ему нужно было, чтобы смеялись. И однажды он сказал: „Я не могу продолжать съемки. Молинаро не смеется. Я не знаю, любит ли он меня, я не чувствую себя окрыленным“», — вспоминал напарник Молинаро и де Фюнеса по фильму «Оскар» Клод Риш.
Сам режиссер годы спустя говорил, что просто не знал, что его реакции так много значат для артиста.
Нашел единственного друга среди режиссеров
Несмотря на сложный характер, у «золотого Луи» был друг среди режиссеров. С Жаном Жиро они выпустили дюжину фильмов, каждый из которых посмотрели десятки миллионов человек. Был у артиста еще один любимчик.
Де Фюнес очень ценил режиссера Жерара Ури за тщательную подготовку к съемкам и организованность процесса.
«С Жераром словно окунаешься в детские годы кинематографа, когда к съемкам готовились очень тщательно. Я освобожден от каких-либо забот, наверное, я даже не заслуживаю гонорара. Зато другие должны были бы мне платить значительно больше, чем платят!» — восклицал де Фюнес, привыкший принимать близко к сердцу все, что вокруг него происходило.
Таким событием был и уход его друга Жиро. Сердце режиссера остановилось на съемочной площадке. Де Фюнес увидел в этом плохой знак для себя, через год не стало и его самого.
Был готов на все, чтобы рассмешить людей
Напарница де Фюнеса по театру и таким картинам, как «Жандарм из Сен-Тропе», «Мышь среди мужчин» и «Под светом луны в Мобеже» Мария Паком отмечала невероятный темперамент артиста.
«У него было невероятное уважение к публике, […] отдаваться так, как он отдавался, невозможно. Когда он делал круг вокруг кресла, и если люди не смеялись, он делал еще и еще раз, до тех пор, пока люди не начинали орать со смеху. Но, я видела это из-за кулис, он уже становился зеленым», — вспоминала актриса.
Примечательно, что человек, который играл так, что люди задыхались от смеха, а представление приходилось останавливать, трезво оценивал свой успех и считал, что зрительская любовь закончится после первого же провала.
«Если завтра мой фильм провалится или я сломаю ногу и не смогу сниматься, эти люди и не вспомнят обо мне. Они повернутся ко мне спиной», — говорил де Фюнес.
Так каким был Фюнес в работе? Точно можно сказать лишь одно — он был профессионалом. Актер поздно стал знаменитым и знал, что второго шанса не будет. Он сам отдавался в кадре полностью и считал себя в праве требовать этого от других.
Как и любой человек, он не мог и не хотел угодить всем. С кем-то был груб, с кем-то ласков. Но что для нас гораздо важнее его личных отношений с актёрами, он всегда замечательно относился к своему зрителю.