Он всегда стеснялся своей внешности и считал, что с таким лицом его будут снимать только в комедиях. Евгений Леонов, без преувеличения, был гением. Актер редко рассказывал о своих персонажах, поэтому мало кто знает, как ему давалась работа во многих известных картинах. Вот 6 наиболее ярких кинообразов Евгения Леонова, после которых зрители относились к нему иначе.
Зрители писали Леонову гневные письма после фильма «Кин-дза-дза» — впервые за всю его карьеру
Фантастическая антиутопия «Кин-дза-дза» вышла на экраны в 1986 году. Эта лента сильно выделяется в творчестве не только Георгия Данелии, но и снявшихся в ней актеров. Впервые ролью Евгения Леонова остались недовольны зрители — даже те, кто были его преданными поклонниками.
Актер сыграл Уэфа — крайне неприятного персонажа с полным набором отрицательных качеств: он жадничает, грубо общается, указывает всем на их недостатки, полностью игнорируя свои. Сострадание и совесть? Нет, Уэф не знает, что это такое.
Тогда, в 1986-м, зрители совершенно не поняли ни трагикомедию Данелии, ни ее персонажей. Они были разочарованы тем, что их любимый артист сыграл настолько аморального героя. На киностудию приходили гневные письма в адрес Леонова — впервые в его карьере
«Мне писали: „Раньше мы вас любили, а теперь ненавидим“. Зрители обвиняли меня в том, что я своим персонажем испортил всем настроение. Но эту картину поняли лишь спустя годы», — рассказывал артист в одном из своих последних интервью.
Кстати, именно Евгению Леонову фильм обязан своим оригинальным и запоминающимся названием. Данелия рассматривал другие варианты, среди которых «Звездная пыль». Но все решил случай.
По сценарию персонаж Любшина спрашивает Уэфа о том, что у него в портфеле. Герой Леонова отвечает, что это пучок зелени — кинзы. И начинает петь: «Кин-дза-дза-дза». Данелия рассказывал, что все другие названия к фильму не подходили, а «Кин-дза-дза» сразу «прилипло». Так и оставили.
Таким Леонова зрители еще не видели. После роли в «Донской повести» его никто не узнавал, хотя он снимался без грима
К моменту съемок шолоховской драмы «Донская повесть» Леонов уже был всесоюзной кинозвездой. В 1961-м он проснулся знаменитым после роли в «Полосатом рейсе». За ним моментально закрепилось амплуа комедийного героя, поэтому в серьезных ролях его не представляли — ни зрители, ни режиссеры, ни сам артист.
Когда режиссер Фетин взялся за экранизацию рассказов Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка», он сразу для себя решил: главного героя сыграет Леонов. Тем более что ранее они сотрудничали в том самом «Полосатом рейсе». Но актер, услышав о предложении от режиссера, просто не поверил ему. Подумал, что это розыгрыш.
Как он, комик, будет играть такую серьезную драматическую роль? А Фетин, наоборот, был твердо убежден, что у Леонова отличный потенциал для трагической роли. По сценарию Яков Шибалок казнит свою жену после того, как она предала отряд. А потом остается с их новорожденным ребенком на руках. Звезда «Полосатого рейса» испугался нового амплуа.
«Как я с этим своим лицом буду такое играть на экране?!», — воскликнул он.
Фетин принялся уговаривать Леонова, а тот весьма долго не соглашался из-за страха не оправдать ожиданий режиссера. Наконец, он взялся за роль, но тут возникло новое препятствие.
Теперь уже худсовет «Ленфильма», взглянув на кинопробы, возразил Фетину: комика на такую серьезную и глубокую роль брать точно нельзя. Режиссер поставил условие — либо он снимает Леонова, либо вообще не снимает картину. Только так ему удалось отстоять участие артиста в его фильме.
Леонов сыграл так, что заставил плакать зрителей.
«Передо мной стояла трудная задача — раскрыть душу тёмного, огрубевшего, даже замкнутого человека и показать, сколько в нём нежности, нерастраченного тепла. Я всем сердцем привязался к своему Шибалку, человеку нелёгкой судьбы», — рассказывал он.
Роль в «Донской повести» полностью изменила представление режиссеров о Леонове. А зрители после этого фильма порой не узнавали его, хотя актера не гримировали. Просто он настолько перевоплотился в совершенно другого человека, что поклонники не могли поверить — перед ними тот же самый артист, который совсем недавно убегал нагишом от хищников в «Полосатом рейсе».
Роль в «Старшем сыне» помогла Леонову в самом главном — восстановить общение с единственным ребенком
Съемки в «Старшем сыне» в чем-то стали очень личным для Евгения Леонова. К тому моменту его единственному ребенку, Андрею, было 15-16 лет. Отношения отца и сына были очень натянутыми — во многом из-за популярности и постоянной занятости Леонова.
Любая прогулка с известным папой оборачивалась для Андрея стрессом — поклонники артиста постоянно останавливали его, просили автографы. Мальчик старался идти чуть поодаль от Леонова, словно стесняясь его.
«С детства я так стеснялся быть твоим сыном. Казалось, что я приложение, просто сын Леонова», — писал позднее Андрей.
А актера это невероятно сильно ранило. Семья для него была самым главным в жизни.
Уезжая в киноэкспедиции или на гастроли, Леонов ни на день не забывал о жене и сыне. Андрею он писал трогательные письма, чтобы поддерживать связь. Но в подростковом возрасте сын все больше отдалялся. Как раз на тот период пришлись съемки актера в «Старшем сыне».
Все отцовские переживания и драму Леонов пропустил через себя, поэтому он не сыграл, а прожил эту роль.
«Чистота его (Сарафанова — прим.ред) представлений не допускает возможности шутить над отцовством, любовью. Я ведь тоже так считаю. Поэтому, когда возникают такие категории, он безоружен, мелочи для него неразличимы. И понимаешь, моя задача сделать так, чтобы и все другие „воспарили“, духом воспарили над собой, то есть поняли бы Сарафанова и он бы не казался больше им жалким, а напротив — могучим в своем умении всех любить», — писал Леонов сыну.
Роль отца в драматической картине была созвучна его настоящим отцовским чувствам. Играя Сарафанова, он будто бы пытался объясниться со своим сыном. В итоге Андрей помирился с отцом.
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас. Плох я или хорош… Но я люблю вас. А это — главное», говорит герой Леонова в финале картины.
В этой трогательной сцене у актера по щекам катятся слезы. Эпизод снимали множеством дублей. Зрители уверены, что Леонов плачет по-настоящему. Но на самом деле, это трюк актера, о котором никто не догадывался — ни зрители, ни даже его коллеги.
Михаил Боярский однажды признался, что наибольшую зависть у него вызывало умение Леонова заплакать перед камерой. Боярский так не умел, а у Леонова получалось как по волшебству. Но именно в той самой сцене Боярский узнал маленькую хитрость Леонова.
«Евгений Павлович без проблем заплакал и в третий, а потом и в четвертый раз. Я стою, замерев в восхищении, и думаю: „Вот мужик, вот здорово! Нет, не добиться мне такого никогда!“ А у Леонова там столик стоял с гримом, скомканными листами сценария, сигаретами и кусочком ватки. Я как-то машинально ее взял, помял — и из моих глаз брызнули слезы: ватка-то была пропитана аммиаком…», — рассказывал Боярский.
Ради роли в «Джентльменах удачи» Леонов учился всему плохому
В этой народной комедии Леонов гениально сыграл двух персонажей — совершенно противоположных — заведующего детсадом и вора-рецидивиста. Никогда прежде ему не приходилось перевоплощаться в человека, который отбывает уголовное наказание. Актер придумал, как вжиться в образ.
Он посещал места не столь отдаленные и наблюдал за тем, как там устроена жизнь — делал пометки в блокноте, чтобы не упустить детали.
После премьеры фильма Леонов не мог спокойно пройтись по улице или в других общественных местах. Его тут же окликали фразами, сказанными им в «Джентльменах удачи». А актер, как ни парадоксально, стеснялся этой роли.
«Фильм стал таким популярным, что мне неловко признаваться, что мне он не особо нравится. Там же с эстетикой не все ладно — а люди в большинстве своем не согласны, не поймут, еще и побьют», — так он отзывался о фильме в письмах к сыну.
Поклонники актера просили его даже во время концертов говорить фразами Доцента.
Однажды на гастролях в Миллерово к Леонову подошел местный охотник. Он сказал, что готов подарить актеру ондатровую шапку, если тот лично для него произнесет ту самую фразу «Пасть порву, моргала выколю». На следующий день актер появился в меховом головном уборе.
В драме «Слезы капали» душевный Леонов сыграл бездушного человека
Еще одна роль Евгения Леонова, которая заставила поклонников его творчества сильно удивиться. В 1982 году Георгий Данелия представил совершенно особенную картину — «Слезы капали», которую он снял в очень тяжелый для себя момент.
В основе сюжета — сказка Андерсена о Снежной королеве. Волшебное зеркало разбивается на множество осколков. Человек, которому такой осколок попадет в глаз, начинает видеть все в плохом свете.
По сюжету то же самое происходит с героем Леонова — Павлом Васиным. Раньше он был добрым и чутким и вдруг стал невыносимым. Васин видит окружающий себя мир в темных тонах, его раздражают даже самые близкие. С ним невозможно разговаривать — и главный герой сам это понимает, что еще больше угнетает его. Но дальше происходит чудо.
В самый тяжелый момент, когда персонаж Леонова плачет навзрыд, осколок того зеркала выходит из глаза со слезами. Актер сыграл нетипичную для себя роль: от его амплуа душевного человека не осталось и следа.
Король в «Обыкновенном чуде»: почему режиссер Захаров прощал Леонову то, что не позволял остальным
Глядя на роль Леонова в «Обыкновенном чуде», снова и снова удивляешься, насколько актер вжился в образ. Никому из зрителей и в голову не приходит, что на съемки он нередко приходил, совершенно не зная текст. Немыслимо для картин Марка Захарова!
Дело в том, что Леонов поставил условие перед съемками: он отыграет свою роль за 10 дней и ни часом больше не задержится на площадке. У артиста была запланирована поездка в Германию, он не собирался лишиться редчайшей возможности побывать за рубежом. Марку Захарову оставалось принять это условие и срочно перекроить весь съемочный график.
Леонов на площадке разучивал свои слова и замечательно работал в кадре. Режиссер не только прощал ему незнание текста, но и был благодарен за некоторые уроки. Артист очень деликатно подсказывал Захарову, как лучше снять тот или иной момент.
Договаривались, что снимут одну сцену в двух дублях: один — видение режиссера, второй — видение Леонова. Парадокс был в том, что если во время процесса версия режиссера казалась более интересной, то на просмотре она проигрывала версии актера.
Лишь один раз Захарову удалось переубедить Леонова. В одной из сцен король появился окне перед своей свитой, а режиссер попросил его приподнять руку — как делали члены политбюро на трибуне Мавзолея. Леонов возразил: придется переснимать — цензура не пропустит пародию.
В итоге сняли двв дубля — один с рукой, другой без. Парадоксально, но цензоры как будто не заметили этот эпизод — настолько гениально Леонов его сыграл и настолько сильно его талант любили даже чиновники.