В советском кинематографе много лиц. Одни артисты добиваются успеха благодаря дисциплине, другие — благодаря ежеминутной работе над собой. А есть те, чей талант настолько ярок и выразителен, что его невозможно скрыть. Мы решили вспомнить самых одаренных актрис кинематографа ушедшей эпохи.
Вот почему после роли в «Тихом Доне» Элину Быстрицкую сделали почетной казачкой
Актриса Элина Быстрицкая так феноменально сыграла Аксинью в «Тихом Доне», что ее сделали почетной казачкой. Настоящие казаки видели в ней свою.
И правда: как играет Быстрицкая! Она как будто на самом деле перевоплотилась в казачку и душой, и телом: горячая, страстная, за словом в карман не полезет, но при этом самоотверженная и храбрая.
Давайте вспомним одну сцену из фильма, под которой есть комментарий «Боже, это можно смотреть вечно»:
После просмотра этого фрагмента становится абсолютно ясно: Быстрицкая смогла стать главной казачкой в мировом кино. Это подтверждается еще и другим фактом:
«Была огромная зрительская почта. Но одно письмо, помню, было совершенно особенное — послание от тридцати старейшин донских казаков. Они писали, что просят называться Аксиньей Донской», — говорила Быстрицкая.
При этом не сказать, что она так уж легко вошла в роль. Ноги артистки были «балетные», каких у казачек не бывает, а внешность — слишком интеллигентная и аристократичная. Но Быстрицкая все равно прониклась этой «казачьей душой» и изменилась ради фильма от головы до кончиков пальцев.
Вот за что Рязанов взял Алису Фрейндлих в «Служебный роман» без проб
Как вы думаете, за что все зрители так любят Алису Фрейндлих в роли Людмилы Прокофьевны Калугину из «Служебного романа»? Давайте вспомним пару сцен.
Вот с каким презрением она смотрит в этом фрагменте фильма на Новосельцева, повествующего о грибах:
А теперь посмотрите, как уже во второй серии картины она смотрит на того же Новосельцева. Это же глаза не грозного руководителя, не Мымры, а влюбленной женщины:
Вот почему мы так обожаем героиню Фрейндлих: это ее тотальное внешнее и внутреннее преображение до сих пор будоражит нас, зрителей, до мурашек.
А ее Харита в «Жестоком романсе»? Сначала кажется, что она обычная алчная женщина, мечтающая как можно раньше выдать дочерей замуж за богачей.
Но потом мы понимаем, что она так видит счастье. По логике Хариты, которая рушится на глазах, деньги сделают ее дочерей счастливыми.
Обычно таким женщинам не сочувствуют, но в фильме с Фрейндлих ее героиню хочется обнять. Ведь она сама глубоко несчастна и никому не нужна, хотя имеет большую семью.
Еще один показатель безграничного таланта этой актрисы в том, что в тот же «Служебный роман» Фрейндлих попала без проб. В те годы пробы были обязательным этапом, который проходили все актеры, невзирая на их популярность. Но бывали и очень редкие исключения.
Так, Рязанов был до того впечатлен талантом Фрейндлих, что кастинг актриса не проходила.
«По тем временам это было вообще немыслимо! Художественные советы требовали, чтобы на любую роль — а тем более на главную, которую исполнила Алиса — предоставлялось не менее двух кандидатур, а в идеале вообще три-четыре. Но у Эльдара Александровича в то время была такая слава, так он был любим и зрителями и руководством, что ему пошли навстречу», — вспоминала Светлана Немоляева.
И в результате «Служебный роман» мы до сих пор пересматриваем каждый год, а Людмила Прокофьевна стала одной из наших любимых героинь
«Мощнейший комбайн». Как режиссеры и артисты влюблялись в талант Нонны Мордюковой с одного взгляда
«Это же целое, как говорится, производство! Мощнейший комбайн, который и пашет, и сеет, и урожай собирает!» — так Ролан Быков говорил о Мордюковой после работы над фильмом «Комиссар».
В следующем эпизоде у Мордюковой не видно половины лица из-за света. Но ее интонация, ее движения, ее слова — все это заставляют нас просто содрогнуться под тяжестью наплывших эмоций:
И, кстати, после «Комиссара» чисто «русскую» актрису признали и в Европе: фильм получил «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале.
Да, талант Нонны Мордюковой неоспорим. Это подтвердит каждый, кто смотрел с ее участием хотя бы один этот фильм — «Родня».
Помните финальную сцену на вокзале? Марии казалось, что она уже никому не нужна. Она идет по краю перрона с чемоданами сквозь толпу радостных людей. И вдруг оказывается, что очень даже и нужна, и важна, и любима. Это же надо так сыграть, что даже мужчины в финале фильма пускают слезу!
Кроме того, Мордюкову сразу оценили по достоинству главные имена советского кино. Сергей Герасимов преподавал во ВГИКе, когда будущая звезда приехала поступать. И вот, что он про нее сказал:
«Такая девушка талантливая, приехала с Кубани, правда неотесанная какая-то…».
Безграничный талант был виден в Мордюковой с самого начала, еще в студенчестве. И с годами он только набирал мощь.
Не зря в итоге составители престижной британской энциклопедии «Who Is Who» в 1992 году включили Мордюкову в десятку лучших актрис 20 века.
Три примера, почему Людмила Гурченко — одна из самых талантливых актрис СССР
В фильме «Двадцать дней без войны» на роль Нины претендовали такие звезды, как Алиса Фрейндлих, Зинаида Славина, Лариса Малеванная. Но роль досталась именно Гурченко. Почему?
Потому что каждый раз режиссер умом склонялся к другой актрисе (Гурченко была или слишком красивой, или слишком стильной, или слишком яркой, или слишком комедийной), но в итоге, но сердцем выбрал «неподходящую» Гурченко.
Казалось бы, что все вышеперечисленные актрисы лучше бы сыграли стойкую и серьезную Нину, но роль досталась звезде музыкальных комедий Гурченко. И теперь мы просто не представляем фильм без нее. В этой сцене она очень сдержанна, но невероятно пронзительна:
Абсолютная противоположность Нине из «Двадцати дней» — несчастная Раиса Захаровна, соблазнившая чужого мужа, но так и не нашедшая с ним любви. Давайте немного вспомним героиню Гурченко:
«Неподражаемая Людмила Гурченко была просто шикарна в этой комедии. Она сыграла свою обольстительную героиню чудесно, и ее нельзя не полюбить. Несмотря на то, что персонаж актрисы, скорее, отрицательный», — Сеть полна подобными комментариями.
И мы не можем с этим не согласиться.
А сцена в финале «Вокзал для двоих» по-прежнему вызывает мурашки по коже. Гурченко в этой роли такая пронзительная, даже немного нелепая, но наша, родная. Великая.
Вот в чем выражался талант Ирины Муравьевой
Вся страна узнала об Ирине Муравьевой после выхода оскароносной картины «Москва слезам не верит». Ее героиня — очень неоднозначная. Наверно, самая «сложная» во всем фильме. И сыграла Муравьева одну и ту же женщину с разницей в 20 лет просто невероятно.
Сначала Люда кажется достаточно поверхностной и расчетливой особой. Особенно тут:
Но во второй серии героиня становится нам ближе. Потому что мы понимаем: она просто искала счастья не с той стороны. Не со стороны сердца, а со стороны холодного расчета.
Но и Гурина она пыталась полюбить и боролась с его зависимостью. И только потом поняла, что это бесполезно. И не опустила руки, а стала пробивать себе дорогу дальше.
Посмотрите, с какой болью она говорит с Гуриным и как ей тяжело на него смотреть:
А через два года актриса покорила зрителей вновь. Ирина Муравьева сыграла в «Карнавале» 18-летнюю провинциалку, хотя самой на тот момент было 32 года. Лиознова ей тогда сказала:
«Это только вопрос мастерства. Не ты первая, не ты последняя».
И взяла ее без проб.
Давайте пересмотрим момент с роликами и еще раз попробуем уложить в голове, что актрисе целых 32 года:
Верите? Мы — нет.
Режиссеры протестовали, а зрители — обожали. Трудный путь Ирины Алферовой
«Ирина Алферова — это бриллиант, „золотая рыбка“, это надо использовать. Ее любят зрители. Каждый день в театре раздавались звонки, публика спрашивала: в каком спектакле играет Ирина Алферова? Надо давать ей большие роли… — говорил про Алферову Марк Варшавер.
Так уж сложилось, что многие были против того, чтобы Алферова сыграла Констанцию из Д’артаньяна. Критики, артисты, режиссеры — много кто говорил, что она „не подходит“. Но разве это важно, когда после роли Констанции Алферову полюбил весь СССР?
Самое удивительное в том, что в годы учебы Алферовой в вузе ее ругали за недостоверное изображение эмоций, особенно любовных мук. При этом сцена выше явно противоречит мнению педагогов звезды.
И еще один яркий пример того, что она — потрясающая актриса, это ее Катя в фильме «С любимыми не расставайтесь». Посмотрите, как Катя сначала проявляет беспокойство за своего бывшего мужа и не выдерживает — признается, что жить без него невыносимо. Не знаем, как у вас, но у нас каждый раз от этой сцены сердце разрывается:
«Прекрасная женщина». За что на талантливую Татьяну Самойлову молился весь мир и даже Пикассо
«Летят журавли» стал настоящим «оттепельным» прорывом не только в СССР, но и на Западе. Тандем Самойлова-Баталов — до сих пор является одним из самых «пробирающих» в мировом кино. Давайте посмотрим фрагмент, где герой Баталова говорит, что уходит на войну:
Сначала Самойлова предстает этакой влюбленной веселушкой. А затем, узнав правду, резко меняется. Она закрывается от мира и от любимого, потому что не хочет принимать его решение.
Свет из-за шторы падает на глаза Самойловой, и мы буквально в них тонем. Они говорят столько, сколько нельзя сказать в диалоге. И это тоже — одна из граней актерского таланта Самойловой.
В результате за работу в фильме Самойлова получила приз жюри Каннского фестиваля как «Самая скромная и очаровательная актриса». Все были от нее в восторге.
Даже Пикассо якобы нарисовал в Париже ее портрет и пророчил актрисе мировую известность.
«Пикассо был в восторге от фильма, специально ему показывали „Летят журавли“ отдельно… Он сказал: „Таня, вы даже себе не представляете, какая вы прекрасная женщина. Вы сегодня просто женщина, завтра вы будете всемирной звездой“.
После фестиваля Самойлову пригласили в Голливуд на роль Анны Карениной, но власти ее не отпустили. Однако спустя годы она все же сыграла героиню романа Толстого, только в СССР, и снова стала мировой звездой.
Вронский признается Карениной в любви. Посмотрите, как меняются эмоции на лице Самойловой. Сначала это дикий страх, потом — робкая надежда, затем — тревога:
Не зря кинокритики со всего мира сказали позже, что никто из актрис мирового кино так точно и правдиво не сыграл Каренину, как Самойлова.