Фильм «Место встречи изменить нельзя» на самом деле был гораздо длиннее, а Глеб Жеглов должен был выглядеть совсем иначе. А еще зрители не увидели трагический финал и одну сцену, над которой хохотал Высоцкий и вся съемочная группа. Вот 13 необычных факта о культовой кинокартине, после которых захочется пересмотреть ее снова.
Зрителям так и не показали две серии фильма. Что мы не увидели и никогда не увидим
На экраны вышли пять серий детектива, хотя на самом деле их было семь. Куда же делись две серии и о чем они были?
Оказывается, в режиссерской версии романтическая история Шарапова и Синичкиной зашла весьма далеко. Подтверждением тому была смелая по тем временам сцена, когда Володя и Варя лежат в постели, обнявшись и прикрывшись лишь простыней.
Но киночиновники потребовали вырезать эту сцену, поскольку она пропагандировала «добрачные связи», несмотря на любовь между Шараповым и Синичкиной.
Но большая часть вырезанных сцен касалась Великой Отечественной войны, во время которой Шарапов и Левченко сражались против врага бок о бок.
А после они оказались по разные стороны: Шарапов защищал порядок, а Левченко оказался в банде «Черная кошка». Говорухин посвятил их общему военному прошлому целую серию-пролог, но ее в итоге удалили, как и другие сцены о войне. А возмутило киночиновников вот что.
Худсовету не понравилось, что участник войны не нашел себе «правильного» применения в послевоенной жизни и шагнул в преступный мир. Но такие истории в реальной жизни не были редкостью в то время. Возможно, именно поэтому не стали выносить проблему на широкий экран.
Сначала у фильма был очень тяжелый финал. Почему его поменяли
Если бы в фильме оставили первую версию концовки, то миллионы зрителей и по сей день проливали бы слезы. В том варианте Шарапов после взятия банды возвращается в отдел и его сердце замирает.
Он видит фотопортрет любимой Вари, который перевязан черной лентой. И под ним подпись: «Сегодня при исполнении служебных обязанностей погибла младший сержант милиции Варвара Александровна Синичкина». С этой минуты мир для Шарапова перестает существовать.
«И обрушился на меня страшный крик наших пяти неродившихся сыновей, жалобно плакал маленький найденыш, который должен был принести мне счастье, кружилась Варя со мной в вальсе, и глаза ее полыхали передо мной», — так описывал свои эмоции в тот момент Шарапов.
Но худсовет посчитал, что такой финал чересчур тяжелый для зрителей. А поскольку изначально была договоренность, что в финале может не стать либо Левченко, либо Вари, то ей все же сохранили жизнь. Мало того, того самого подкидыша забрала она
Но и эта финальная сцена вызывает слезы у многих зрителей. Правда, это слезы радости за Варю и Шарапова, слезы надежды, что у них все сложится хорошо. В комментариях часто можно встретить мнение, что этот именно тот случай, когда финал в фильме лучше книжной концовки.
Как ни странно, но в фильме не звучит ни одной песни Высоцкого. Почему так получилось
В большинстве фильмов, где снимался Высоцкий, звучат песни его авторства и исполнения. Но «Место встречи» стал исключением: зрители не услышали ни одной композиции барда. Хотя он специально для картины написал пару песен — «О конце войны» и «Баллада о детстве». Есть две версии, почему мы их не услышали.
Братья Вайнеры вспоминали, что Высоцкий сам передумал петь в фильме. Он понимал, что как только зазвучит его голос, это моментально перекроет образ Жеглова — все будут слышать только культового барда.
«Я пришёл к выводу, что как только я раскрою пасть, я из капитана Жеглова, начальника Отдела борьбы с бандитизмом 1945 года, превращусь во Владимира Высоцкого, что само по себе было бы и приятно, но будет сильно рушить драматургию фильма и зрительское восприятие», — говорил актер.
Но у режиссера фильма была своя версия. По словам Станислава Говорухина, это он принял решение: голос певца Высоцкого не должен звучать в его картине. Причина была та же самая: он «заглушит» своего же персонажа.
Зрители даже не догадываются, под какой фамилией скрывались в титрах Вайнеры. И почему они вообще это делали
По воспоминаниям Марка Цыбульского, автора книг о Высоцком, сначала в титрах в качестве сценариста был указан некий Станислав Константинов. Но почему так? Ведь авторы сценария — братья Вайнеры.
Оказывается, еще на этапе подбора актеров у Говорухина и Вайнеров произошел конфликт из-за Владимира Конкина. Так утверждал сам режиссер, который до последнего настаивал, что Шарапова должен играть только он и никто другой. А авторы книги не видели артиста в этом образе. Но в итоге им пришлось согласиться с Говорухиным.
«Они (братья Вайнеры — прим.ред.) даже попросили убрать свою фамилию из титров, первоначально там был указан некий Станислав Константинов (очевидно, намёк на Станиславского). Только потом, когда фильм имел такой успех, мы встретились, и Вайнеры согласились фамилию вернуть», — рассказывал Говорухин.
И действительно, авторы сценария не просто дали добро на то, чтобы их имена и фамилия были в титрах, но и переснимали титры за свой счет.
Каким Жеглов должен был быть на самом деле. Вы удивитесь
В фильме капитану Жеглову 40 лет. Но если бы кинокартину снимали строго по книге, то вряд ли бы Высоцкий получил эту роль. В романе братьев Вайнеров этот персонаж гораздо моложе — ему 25 лет. А еще он высокий и плечистый красавец, как охарактеризовали его писатели. Но почему же мы видим совсем другой образ на экране?
Как только Вайнеры получили несколько авторских экземпляров своей «Эры милосердия», один из них они подарили Высоцкому. Уже на следующий день, по их рассказам, он приехал к ним домой и сказал с порога:
«Я пришёл застолбить Жеглова»
Сначала Вайнеры улыбнулись из-за такой самоуверенности актера, но он убедил их, что сыграет Жеглова так, как нужно им. И писатели согласились. А когда дело дошло до сценария, прописали образ Жеглова строго под Высоцкого.
Сцену, над которой хохотал Высоцкий, зрителям так и не показали. Что в ней было
Один забавный эпизод из фильма тоже попал под нож. В нем действие разворачивалось в квартире Шарапова, у которого остановился Жеглов. Ночь, оба спят глубоким сном. И вдруг громкий стук в дверь — водитель «Фердинанда» сообщает, что им нужно срочно на ночной вызов. Шарапов и Жеглов еще не успели проснуться.
«Оба худенькие, в длинных ситцевых заношенных трусах, оба на одинаково тонких ножках. Съёмочная группа взорвалась смехом. И дольше всех стоял хохот Высоцкого. Эпизод вырезали, — думаю, зря…», — вспоминал художник-постановщик фильма Валентин Гидулянов.
Шепелявого «Кирпича» запомнили все. Но откуда у него вдруг взялся этот странный говор
Когда мы вспоминаем Садальского в «Место встречи изменить нельзя», сразу слышим именно эту фразу, которую он произносит с характерной шепелявостью. Но в сценарии вор по прозвищу «Кирпич» говорил без такой особенности. Откуда она взялась в фильме?
И снова существуют две версии. Одну из них рассказывал Станислав Говорухин:
«Высоцкий помог создать образ Кирпича, — он же изначально не шепелявил. Володя часто рассказывал истории, словно придуриваясь. И вот эту его манеру в картине скопировал Садальский»
Однако у Владимира Конкина совсем другое объяснение. По его воспоминаниям, на съемочной площадке на Стаса давил Высоцкий — как и на Конкина. Садальский во время съемок однажды растерялся, а Конкин решил в перерыве его поддержать… бутылкой шампанского.
«Стас выпил стаканчик, другой, а я тем временем ему объяснял: „Успокойся, дорогой, я испытал то же самое, но потом притерпелся“. За эти полчаса Стас пришёл в себя, и когда вернулся на съёмочную площадку, то был уже совершенно спокоен, только язык немного заплетался — отсюда эта шепелявость у его героя…», — вспоминал исполнитель роли Шарапова.
С какого американского артиста Жеглов копировал свой образ — ни за что не догадаетесь
Образ Жеглова врезался в нашу память до мелочей: мы даже слышим, как скрипят его начищенные сапоги. А еще — кожаный плащ, шляпа, темно-коричневый пиджак, галифе и полосатый джемпер.
Высоцкий продумывал имидж своего персонажа самостоятельно и очень скрупулезно подошел к этой задаче. Весь реквизит нашли на Одесской киностудии. Но никто не догадывается, на какого американского актера хотели быть похож Высоцкий.
«Вещи подыскивали долго и тщательно. Неизбежные для второй половины 1940-х элементы военной формы: галифе, сапоги. А ещё пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску. Примерно так был одет киногерой Аль Пачино в одном из фильмов, который очень нравился Володе», — рассказывал Аркадий Вайнер.
Правда, о какой именно кинокартине шла речь, так и осталось неизвестным.
Почему в этой сцене Высоцкий улыбается, глядя на преступника
В конце финальной пятой серии Жеглов «накрывает» наконец банду Горбатого. Именно в этой сцене он произносит фразу, ставшую культовой.
Но в этом эпизоде есть странный момент. Посмотрите на кадр ниже: из подвала вывели «Промокашку» — он же тоже участник банды «Черная кошка». Но почему вдруг при его появлении Жеглов улыбается?
А дело было вот в чем. При съемках этой сцены Иван Бортник, сыгравший Промокашку, решил импровизировать — чтобы его выход запомнился зрителям. И он вдруг запел во весь голос «На черной скамье, на скамье подсудимых». Этот момент застал врасплох всех, кто был на площадке. Поэтому тут не Жеглов улыбается бандиту, а Высоцкий — своему близкому товарищу Бортнику.
Зрители до сих пор удивляются, как они не узнали в одной из сцен телезвезду 90-х
В этом эпизоде в ресторане «Астория» мы видим Глеба Жеглова и лейтенанта с молодой спутницей. Вы уже узнали ее?
Съемки в фильме Говорухина — единственная роль этой женщины. Но во второй половине 90-х ее знали миллионы телезрителей — она стала очень популярной ведущей.
Это — Наталья Дарьялова, которая вела программу «У всех на устах». В эффектной ведущей, конечно, трудно узнать эту девушку из «Место встречи изменить нельзя».
В кинокартину она попала благодаря своему отцу — Аркадию Вайнеру. На момент съемок ей было всего 18, она изучала филологию в МГУ. О своем появлении в культовом фильме она не рассказывала.
Но в фильме есть еще одна будущая звезда, которую не заметили
В эпизоде в ресторане «Астория» есть еще человек, который спустя 25 лет после фильма стал звездой российской музыки. Даем подсказку: все внимание на саксофониста на этом кадре:
Узнали? Это лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев. Вы его точно знаете.
На съемках Мазаев оказался лишь из-за желания заработать легкие деньги. В то время он еще служил в армии и убежал в самоволку на два дня, рассказывал музыкант.
Кого еще из знаменитостей вы, скорее всего, не заметили в фильме. Показываем
В том же эпизоде с молодым Мазаевым в середину кадра попала вот эта девушка. Но в ней мало кто узнает известную актрису в молодости.
Через пять лет после «Места встречи» она станет звездой фильма «Жестокий романс».
Да, это — Лариса Гузеева.
В картину Говорухина тогдашняя студентка пришла не ради того, чтобы засветиться на экране. У нее была более высокая цель.
Владимир Высоцкий был для Гузеевой настоящим кумиром. Узнав, что в Москве снимается фильм с его участием, она добилась крошечной роли. Правда, личного знакомства с бардом не состоялось.
Вот какие сцены в фильме Высоцкий снял в качестве режиссера. Вы наверняка и не догадывались
Безусловно, Высоцкий гениально сыграл Глеба Жеглова. Но не все зрители догадываются, что в этом же фильме они видят несколько сцен, поставленных Высоцким в качестве режиссера.
В июне 1978 года Говорухин предоставил ему такую возможность. В итоге в фильм вошли срежисированные им эпизоды: допрос Груздева, момент с фотографией Вари на двери подвала, опознание Фокса. А еще, как мы рассказывали выше, именно Высоцкий добавил изюминку к образу Кирпича — ту самую шепелявость.
«Володя рассказывал, что Слава Говорухин уехал. Какое счастье! Он может немножко порежиссировать. Он ему оставил эту работу. И он говорит: „Они так здорово играют! Я их накачиваю. Они так всё хорошо делают“», — вспоминала драматург Дина Калиновская.
А Говорухин рассказывал, что Высоцкий снимал сцены на удивление быстро: то, на что отводилась неделя, у него занимало четыре дня. А в мире кинематографа это значит много.
«Он бы в моё отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили», — шутил режиссер.