Дарья в «Тихом Доне», дивная Солоха из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», многодетная приемная мать Евдокия из одноименной драмы, жесткая и справедливая руководительница в «Екатерине Ворониной» — у Людмилы Хитяевой почти 60 ролей в кино. Но каждую актриса не сыграла, а прожила на экране так, что зрители не могут забыть до сих пор. И все же в фильмографии легенды советского кино есть одна работа, которая запомнилась больше всего. Это Лушка в «Поднятой целине». Попробуем разобраться, почему она — лучшая роль Хитяевой.
«Казачья жизнь» Хитяевой началась с «Тихого Дона»
Про Людмилу Хитяеву говорят так: она не появилась на экране, а буквально ворвалась в советское кино. И это действительно так. Молодая актриса служила в театре в Горьком (сейчас — Нижний Новгород), когда ей предложили роль в «Екатерине Ворониной». Старт был настолько мощным, что еще до окончания съемок в дебютной картине ее в свою ленту позвал сам Сергей Герасимов!
В «Тихом Доне» по роману Шолохова ей досталась роль колоритной Дарьи. Ох, хитяевская Дарья впечатлила большинство зрителей сильнее, чем исполнительницы более значимых ролей в этой же картине.
Достаточно увидеть ее Дарью один раз и забыть уже не получится. Красивая казачка с бойким нравом умеет постоять за себя — так посмотрит, что мужчины сжимаются от ее взгляда. А в других эпизодах ее заливистый смех, хитрый взгляд и вскинутые брови заставляют мужские сердца учащенно биться.
Эту роль Хитяевой дали без всяких проб. Что в ней увидел режиссер
После роли в «Тихом Доне» все думали, что Хитяева и по крови — настоящая казачка. Так считали и многие кинематографисты. Когда режиссер Александр Иванов приступил к съемкам «Поднятой целины», то никак не получалось найти ту самую артистку, которая идеально сыграет Лушку. И тут вмешался случай.
Однажды Михаил Шолохов, написавший «Поднятую целину», посоветовал режиссеру присмотреться к Людмиле Хитяевой. Ведь она великолепно сыграла в экранизации его «Тихого Дона».
«А помнишь актрису, которая сыграла Дарью в „Тихом Доне“? Только она должна играть Лушку!», — сказал Шолохов, имевший в то время огромный авторитет в советском кино.
Иванов взял на роль Хитяеву и не прогадал.
«На роль Лукерьи мы рассматривали 6 артисток. Все они слишком старательно „играли“ разгульность этого персонажа. Но только Хитяева оказалась той естественной, занозистой и привлекательной Лушкой, которую, наверное, и имел в виду Шолохов», — вспоминал режиссер.
Дарья в «Тихом Доне» и Лушка в «Поднятой целине» — похожи, но очень разные
Героини Хитяевой в «Тихом Доне» и «Поднятой целине» на первый взгляд словно сестры. Дарья и Лушка — гордые, смелые и сильные казачки-красавицы, острые на язык. Они осознают, что их красота заставляет мужчин робеть и подчиняться.
Обе героини не придерживаются строгой морали в общении с окружающими, в особенности — с представителями противоположного пола.
Но все же эти персонажи очень разные. В «Тихом Доне» Дарья, несмотря на свой бойкий характер, все же не может освободиться от привычного уклада жизни, хотя он ее очень тяготит. Она остается без мужа и очень тяжело переживает отсутствие большой любви.
Но хитяевская Лушка в «Поднятой целине» — другая. Она умна от природы и моментально нашла для себя преимущества нового времени и новой власти — стала раскрепощенной, хотя для окружающих она — разбитная. Не держится за мужа и гордо уходит от него, как только он узнает, что она влюбилась в другого мужчину.
У Лушки гораздо больше женской хитрости, чем у Дарьи в «Тихом Доне». Кажется, у нее в крови умение приспособиться к любым переменам. Но женская хищность и практичность — то, что всегда при ней. А у Дарьи этого нет.
Лушка не стесняется проверять силу своих чар на мужчинах и заводит новые романы. Но при этом никогда не унижается перед мужчиной и несет свою красоту с достоинством. В то время это было скорее исключением из правил.
А потом Лукерья и вовсе решается на кардинальные перемены в жизни. Она уходит жить в город — гордая, вольная, решительная и невероятно красивая.
Кстати, именно в «Поднятой целине» Хитяева сделала на экране то, что до нее не делали другие актрисы. Она не постеснялась примерить черные чулки и сделала это кокетливо и очень притягательно. И когда Лушка увидела, что в этот момент на нее смотрит мужчина, вовсе не засмущалась.
Как Хитяевой удалось показать неоднозначную натуру красавицы Лушки
Когда Хитяева приступила к роли Лушки почти сразу после «Тихого Дона», у ее коллег нередко возникал вопрос: а не повторит ли актриса образ Дарьи в новой картине? Но, как мы отметили выше, это все-таки разные персонажи. Другое дело, что сама актриса ассоциировалась у большинства с казачкой, а Дарья и Лушка — истинное воплощение такой женщины.
Интересно, что в книге внешность у Лушки не такая, как в фильме:
Хитяевская Лушка отличается от книжной, но как же она хороша! Актриса очень деликатно показала ее сущность, сместив акцент с «беспутной бабенки». Лукерья хочет другой жизни и настоящей любви. Ей скучно жить обычными буднями трудового человека.
Да, с одной стороны, она ветреная натура. Но, с другой, очень неординарная личность, которая моментально заряжает своей энергетикой все и всех. В ее взгляде насмешливость сменяется цинизмом, женский магнетизм — чем-то трогательным и почти детским.
Хитяева безупречно показала, нет, прожила совершенно разные грани одного и того же персонажа. Именно ее игра сделала Лушку, пожалуй, самой живой фигурой в картине. Вот как отзывался об этой роли Хитяевой ее экранный муж в фильме — актер Евгений Матвеев.
Как Хитяева хотела уйти от амплуа лихой казачки
После роли Дарьи в «Тихом Доне» режиссеры видели Хитяеву только в образе лихой и разбитной казачки и засыпали подобными предложениями. Роль Лушки оказалась второй в этом амплуа, поэтому актриса согласилась на нее. Потом было еще несколько картин, где она сыграла похожих героинь.
Но все же Хитяевой не нравилось, что ее воспринимают только как такую казачку. Не нравилось настолько, что она в течение года вообще не снималась в кино. Однако зрители любят творчество артистки именно за это мастерство — передать характер простой русской женщины, которая, как у Некрасова, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Хитяевой удалось избавиться от надоевшего амплуа — в дальнейшем она играла женщин с разной судьбой и разных эпох. Но при этом удивляет другое. Когда артистку спрашивали, какая из ролей ее самая любимая, она отвечала:
«Шолоховская Дарья. Натура удивительно богатая, сильная, страстная и в то же время полная противоречий. Играя её, я научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие кушанья, прекрасно плавать (хотя с детства панически боялась воды)»
И хотя сама Людмила Хитяева считает эту работу своей любимой, зрителям так же сильно нравятся ее другие роли. Кто-то пересматривает ее Екатерину Воронину, другие же в восторге от ее Евдокии и Клавдии в «Цыгане». Но свободолюбивая красавица Лушка по-прежнему остается незабываемой ролью актрисы.