История Ларисы Огудаловой и Сергея Паратова, показанная в фильме «Жестокий романс», до сих пор трогает сердца миллионов зрителей. Свою картину режиссер поставил по мотивам пьесы Островского «Бесприданница». Он обогатил сюжет яркими деталями, которые и вызывают у нас столько эмоций — отвращение к Карандышеву, сочувствие Ларисе и осуждение Паратова. Мы нашли 10 очень важных отличий фильма от классического произведения.
Рязанов показал то, о чем в пьесе можно только догадываться
У Островского повествование начинается с городской кофейной, где собрались местные купцы Кнуров и Вожеватов, а чуть позднее в заведении появляются Огудалова, Лариса и Карандышев — они уже готовятся к свадьбе. Кнуров и Вожеватов обсуждают неудачный выбор Ларисы. Харита Игнатьевна приглашает обоих на обед в дом Юлия Капитоновича. А вскоре раздается пушечный выстрел — в город прибыл Паратов.
А фильм начинается с того, как завязываются отношения Ларисы и Паратова. И в этом принципиальная разница. Рязанов в первой серии показал нам, как зарождались чувства «бесприданницы» к Сергею Сергеевичу, как он внезапно уехал из города, не попрощавшись с ней и как она ждала его приезда. То, с чего начинается пьеса, Рязанов показывает лишь к концу первой части — он чуть сдвинул события.
Но «Жестокому романсу» это только на пользу. Режиссер ярко раскрасил почти безликое совместное прошлое Ларисы и Паратова, которое было таким коротким. Не видя их красивого романа и переживаний героини, зрители, возможно, не прочувствовали бы всю трагедию бесприданницы.
Рязанов углубил и всех персонажей. Например, глядя на Сергея Сергеевича в фильме, порой проскальзывает мысль, что у него действительно были чувства к Ларисе. А после прочтения пьесы такого впечатления не возникает. А как в фильме показаны душевные терзания Ларисы! И когда она влюбляется в Паратова, и когда он внезапно исчезает из ее жизни. У Островского ничего такого нет.
Лариса в финале пьесы и фильма совсем разная
Финал в пьесе и в фильме тоже сильно отличается — не по действию, но по смыслу. И в киноленте, и в книге Карандышев совершает роковой выстрел в Ларису. В пьесе она успевает сказать:
«Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама. Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю», — шепчет она из последних сил и посылает всем прощальный воздушный поцелуй.
А в экранизации Рязанова после выстрела Лариса последний раз молча встречается взглядом с Кнуровым, Вожеватовым и Паратовым. Упав на палубу, она произносит лишь одно слово:
В «Жестоком романсе» в этой сцене Паратов и виду не подал, что дорожит Ларисой
Эта сцена в начале «Жестокого романса» заставила зрителей поволноваться. На приеме у Огудаловых Паратов устраивает состязание по стрельбе с офицером Семеновским. Когда офицер попадает в мишень — стакан на голове Паратова, он дает в руки военному карманные часы, велит держать и собирается сам выстрелить.
Однако Семеновский отказывается, поскольку сомневается в его меткости. И тогда Лариса берет эти часы в руку, а Паратов, вопреки возражениям Карандышева, стреляет и попадает точно в цель.
И если в фильме эта сцена показывает хвастовство Паратова и слепую любовь «бесприданницы», то в книге все по-другому.
Об этом состязании Лариса рассказывает Карандышеву в самом начале пьесы. Это — не настоящее, а прошлое, ее воспоминание о Паратове. Но важнее всего слова барина, которые повторяет Лариса в своем рассказе.
«Сергей Сергеич говорит: „Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею“, — рассказывает Лариса.
В фильме ничего подобного персонаж Михалкова не говорит. А это важный момент, который показывает отношение Паратова к Ларисе.
В пьесе Паратов оскорбляет всех женщин, но в фильме Рязанова этого не показали
В начале второй серии «Жестокого романса» Паратов вновь появляется в доме Огудаловых и добивается разговора с Ларисой. Этот эпизод в пьесе и фильме отличается важными нюансами.
Во-первых, в книге Харита Игнатьевна встречает Сергея Сергеевича на пороге и узнает о его предстоящей женитьбе. Разорившийся барин продал свою свободу за большие деньги — полмиллиона рублей. Но он категорически отказывается называть имя богатой невесты. Тем не менее, Огудалова даже после этого позволяет ему встретиться с Ларисой. В фильме же в этом эпизоде Паратов даже намеков не дает «тетеньке» на то, что скоро станет женатым человеком.
Во-вторых, Рязанов не показал нам весьма интересный отрывок из тяжелого разговора Ларисы и Сергея Сергеевича. И в пьесе, и в фильме он упрекает ее за то, что она выходит замуж за Карандышева. Но в книге Паратов, чье самолюбие уязвлено, довольно резко выражается в адрес всех женщин.
Паратов. Эти «кроткие, нежные взгляды», этот сладкий любовный шепот, — когда каждое слово чередуется с глубоким вздохом, — эти клятвы… И все это через месяц повторяется другому, как выученный урок. О, женщины!
Лариса. Что «женщины»?
Паратов. Ничтожество вам имя!
Лариса. Ах, как вы смеете так обижать меня? Разве вы знаете, что я после вас полюбила кого-нибудь? Вы уверены в этом?
Паратов. Я не уверен, но полагаю.
Лариса. Чтобы так жестоко упрекать, надо знать, а не полагать.
Эту короткую, но важную сцену Рязанов придумал
Помните, с каким восхищением Лариса и Харита Игнатьевна смотрят на Паратова? Он ради них наступил в глубокую лужу и передвинул к ним экипаж, чтобы они не испачкали одежду.
И все это происходят на глазах у Карандышева. Позднее и Юлий Капитонович пытается таким же способом впечатлить Ларису после того, как они вышли с ней из салона одежды.
У Островского обеих сцен в пьесе нет. Но они однозначно придали еще больше харизмы Паратову и усилили жалкий образ Карандышева.
Этой сцены тоже не было в пьесе. В ней показана вся власть Паратова и вся слабость Карандышева
В фильме показана еще одна сцена, которой нет в пьесе. Паратов и Юлий Капитонович ссорятся в доме Огудаловых — на глазах Ларисы и ее матери. Сергей Сергеевич, которого сейчас назвали бы альфа-самцом, жестко показывает свое превосходство над Карандышевым. Он разбивает кулаком яблоко, брызги которого запачкали лицо Юлия Капитоновича.
Скорее всего, этим эпизодом Рязанов также хотел подчеркнуть силу и дерзость Паратова и слабость и унизительное положение Карандышева.
Этот трогательный эпизод есть только в «Жестоком романсе». Почему он важен
В фильме есть еще одна сцена, которую придумали сценаристы. Помните, в первой серии Паратов появляется на обеде в честь дня рождения Ларисы? Им никак не удается остаться наедине, пока Харита Игнатьевна не отправляет дочь за вареньем.
И вот Лариса и Сергей Сергеевич стоят в полумраке и глядят в глаза друг другу. Красавица предлагает ему попробовать варенье и угощает его с ложки. А он, увидев у нее на руке каплю лакомства, нежно целует пальцы.
Ничего подобного в пьесе Островского нет. Но картина Рязанова от этой короткой сцены вновь в выигрыше: у зрителей есть возможность увидеть трепетное отношение Паратова к Ларисе в самом начале их отношений.
Паратов в начале пьесы и в начале фильма — совершенно разные люди
В начале пьесы Паратов появляется в городе, когда уже не владел «Ласточкой» и пароходством в целом — он вообще остался почти без имущества. Поэтому выгодная женитьба на очень богатой наследнице выглядит ожидаемой, учитывая его любовь к деньгам и роскоши.
А в фильме Сергей Сергеевич появляется тоже в самом начале, но в другом статусе. Он — владелец пароходства и даже мысли не допускает о том, чтобы продать свою «Ласточку». Ведь она быстрее всех «по Волге бегает». В киноленте вопрос о продаже предприятия встает гораздо позднее.
Но это отличие объясняется просто. Как мы уже рассказали выше, Эльдар Рязанов чуть сдвинул основные события пьесы на потом.
Какие слова Ларисы в последние минуты жизни не прозвучали в «Жестоком романсе»
В финале «Жестокого романса» Мокий Парменыч предлагает Ларисе отправиться с ним на выставку в Париж, а затем стать его содержанкой. Раздавленная предательством Паратова, она в этот момент словно думает о чем-то другом и даже не смотрит в сторону Кнурова.
Он уходит, а она остается на палубе одна и низко наклоняется через перила, смотря на воду. Совершенно очевидно, о чем она думает в этот тяжелейший для нее момент. А дальше появляется Карандышев, разговор с которым приводит к трагедии.
Но в пьесе есть сцена, которая не вошла в фильм. У Островского после предложения Кнурова Лариса ведет очень длинный монолог и размышляет о том, как можно было бы закончить мигом все страдания, бросившись в воду. Но не решается на этот шаг.
«Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», — произносит Лариса в пьесе.
В итоге в пьесе ее рассуждения сводятся к тому, что было бы хорошо «захворать» так, чтобы не вылечиться.
Почему Рязанов назвал фильм «Жестокий романс», а не «Бесприданница»
Один из наиболее популярных вопросов, который возникает у зрителей после прочтения пьесы и просмотра фильма — почему же кинокартина называется не так, как произведение Островского. Причин тому несколько.
Во-первых, когда Рязанов приступил к картине, в отечественном кинематографе уже было несколько экранизаций «Бесприданницы» именно с таким названием. Фильмы вышли в 1936 и 1974 годах.
Во-вторых, Рязанов видел пьесу как грустный романс. Весь сюжет его фильма напоминает жестокие романсы — простонародные песни, которые были популярны среди русских мещан на рубеже 19-20 веков. Главное отличие жестокого романса от любого другого в том, что он простой и до крайности трагичный. И именно эту крайность показал режиссер в своем фильме.
Кстати, в пьесе Лариса поет мужской романс на стихи Михаила Глинки на стихи Евгения Баратынского «Разуверение»:
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности своей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям.
Но в фильме этот романс не прозвучал. Эльдар Рязанов изменил репертуар главной героини: она исполняет «Под лаской плюшевого пледа», «Любовь — волшебная страна», «А напоследок я скажу».
«Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. Я тоже сначала хотел использовать „Я ехала домой“, „Снился мне сад… ” и другие. Но возникло ощущение вторичности. Потом перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял — то, что надо. Не столь архаично. Одно стихотворение — „Я, словно бабочка к огню“ — от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с „мохнатым шмелем“ оказался к месту. .», — рассказывал режиссер.
Эльдар Рязанов снимал «Жестокий романс» лишь по мотивам пьесы Островского, поэтому многие моменты он интерпретировал по-своему. И хотя после выхода фильма критики обрушились с негативными отзывами, зрители его очень полюбили.
А вы как считаете, трагедия Ларисы лучше отражена в пьесе «Бесприданница» или же в фильме «Жестокий романс»? Пишите в комментариях.