Миронов и его Геша Козодоев, Янковский и его Мюнхгаузен, Куравлев и его Афоня, Ульянов и его маршал Жуков, Мягков и его Карандышев — эти актеры и персонажи подарили нам улыбки и слезы, вызывали восхищение и злость. Мы вспомнили 15 советских по-настоящему талантливых артистов и их роли — такие разные и такие яркие.
Как Юрий Яковлев преображался ради ролей
Вспоминая Юрия Яковлева, нельзя не упомянуть его роль в «Иване Васильевиче». Он сыграл в картине двух совершенно разных персонажей: грозного царя, истеричного управдома, и истеричного управдома в роли того же грозного царя. И артист «сделал» их своими руками, подбирая каждому мимику, жесты и даже меняя речь.
«Юрий Васильевич перерождался просто на глазах из одного героя в другого», — рассказывала актриса Наталья Крачковская.
Ну, а его Ипполит из «Иронии судьбы…» — это до сих пор для нас, зрителей, самый несчастный мужчина в мире.
Если сначала нам кажется, что герой Яковлева такой ничем не примечательный человек, но по ходу фильма он раскрывается больше других. И оказывается, что внутри сурового с виду мужчины скрывается то же, что и в нас всех: простое человеческое желание дарить любовь и получать ее взамен.
Дар Яковлева — это создавать многослойных персонажей, которых и правда интересно изучать. С каждым его героем переживаешь все эмоции: боль, радость, панику и счастье.
«Персонаж до абсолюта». В чем заключался главный талант Олега Янковского
«Он как кошка. Как его ни снимай — при каком свете, с какого ракурса. Он все равно выразительный»
«Олега Ивановича камера любила. Это тоже магия, которую разгадать невозможно. Включающаяся камера и шум пленки на кого-то производит зажимающий эффект. А в Янковском включался персонаж до абсолюта. И Янковского тут не было, был только персонаж», — так говорили про артиста его коллеги.
В этом и заключался главный талант звезды: моментально перевоплощаться в каждого своего героя так, что зрители видели только персонажа, а не исполнителя. Артист всегда был разный: мечтательный, любящий, заботливый, закрытый, но неизменно обаятельный и очень выразительный.
Наверное, визитной карточкой Янковского стал Барон Мюнхгаузен. Режиссер Марк Захаров тогда заметил, что идеальнее исполнить эту роль никто бы не смог. Еще один показатель успеха этой роли артиста: то, что все фразы его героя сразу разошлись на цитаты. И пользуются популярностью до сих пор.
А благодаря «Зеркалу» Андрея Тарковского Янковский получил международную известность и признание именитых коллег из других стран.
Не просто артист. Кем Александр Абдулов стал для зрителей
Известным на всю страну Абдулова сделал его герой Медведь из «Обыкновенного чуда». На него обрушилась всесоюзная слава. И, самое неприятное для артиста, любовь поклонниц, которые готовы были на все, лишь бы хоть одним пальцем прикоснуться к звезде. На это артист обреченно подмечал:
«Это издержки профессии. На что мне обижаться, я сам хотел славы»
А как серьезный и драматический артист, он раскрылся в фильме «С любимыми не расставайтесь». Успех Абдулов объяснял так: в его Мите были соединены те качества, которые есть в каждом мужчине. Поэтому почти все узнали в герое себя.
Наверное, прежде всего Абдулова отличало от его коллег то, что он стал для зрителем «своим парнем». Родным, близким и незаменимым.
Почему нам хочется пересматривать фильмы с Андреем Мироновым
Ролей у Миронова — не перечесть. Но мы остановимся на двух, чтобы показать, в чем проявлялся его талант.
Настоящую всенародную любовь артисту принесла роль Геши в «Бриллиантовой руке». Интересно, что режиссер Леонид Гайдай изначально хотел позвать в картину Георгия Вицина. Но на Миронове настоял исполнитель главной роли Юрий Никулин. И в результате оба проснулись народными любимцами.
Еще с «Бриллиантовой руки» началась и музыкальная карьера Миронова: после «Острова невезения» он стал часто сам исполнять песни в картинах, в которых играл.
А вот работу Миронова в «Фантазии Фарятьева» часто забывают. И очень зря. Ведь об этой роли — серьезной, важной — он мечтал всю карьеру. Фильм настраивает на размышления. А, может, и переосмысление своей жизни.
Кажется, что это обычная бытовая драма о непонимании членов семьи друг друга. Но на самом деле это недооцененный шедевр. И Миронов в нем бесподобен.
Бесспорно, артист очень красив. Но разглядывать и узнавать каждого его персонажа хочется не поэтому. А потому, что несмотря на разные характеры, всех их объединяет одно — то, что Миронов всегда оставался обаятельным и искренним.
Почему героев Олега Басилашвили невозможно ненавидеть
Эльдар Рязанов хотел поработать с Басилашвили еще со времен «Иронии судьбы». Тогда артиста уже утвердили на роль Ипполита, но играть он в итоге не смог. Поэтому режиссер сразу, как приступил к съемкам «Служебного романа», позвонил артисту.
Роль Самохвалова стала одной из самых знаменитых в фильмографии Басилашвили. Но, что удивительно… Его персонаж не вызывает сильного отторжения.
Как, например, и гордый, расчетливый Мерзляев из фильма «О бедном гусаре замолвите слово», и нерешительный Бузыкин из «Осеннего марафона». Все они, казалось бы, должны провоцировать зрителя на неприязнь.
Но мы все равно продолжаем видеть в каждом из персонажей нашего любимого, интеллигентного, проницательного Басилашвили — в этом и заключается его талант. Меняться, но оставаться самим собой.
Единственный известный положительный герой артиста — это Платон Рябинин из «Вокзала для двоих». И, почему-то, кажется, что актер такой и в жизни. Поэтому его Рябинин стал любимцем всего СССР.
Такой разный, но всегда любимый. Почему Леонид Куравлев — один в своем роде
Ролей у Куравлева за плечами очень много, и все — очень разные. Наверно, именно его можно назвать самым обаятельным преступником после «Ивана Васильевича».
А герой артиста в «Афоне», на самом деле, очень многослойный: кажется недобропорядочным выпивохой, а на самом деле затесался где-то в поисках простого человеческого счастья.
И вспомним картину «Ты — мне, я — тебе». Там Куравлев сыграл сразу двух героев — братьев-близнецов. Один из которых честный и принципиальный, а другой думает лишь о том, как бы разбогатеть.
Дар артиста заключался в том, что он, перевоплощаясь в других героев, оставался самим собой — харизматичным, неоднозначным и по-настоящему родным.
Михаил Ульянов — один из самых талантливых актеров СССР. И вот, почему
Михаил Ульянов сыграл в советском кино маршала Жукова 17 (!) раз. Можете себе такое представить? Да и вообще амплуа у него было положительное: справедливые, сильные, стойкие личности. Взять хотя бы Егора Трубникова из «Председателя».
Эту роль сам Ульянов называл «грандиознейшей, интереснейшей». К своей работе артист подходил ответственно и дотошно и пытался полностью «разгадать» персонажа. Работа над «разгадкой» Трубникова заняла у него год. Зато каков был результат: 32 миллиона зрителей и Ленинская премия.
Поэтому каково же было удивление поклонников артиста, когда в картине 1983 года «Без свидетелей» Ульянов предстал в роли неприятного и скользкого бывшего мужа. При этом он так вжился в роль, что даже самые преданные зрители чуть ли не возненавидели его.
И это, как нам кажется, явный показатель огромного таланта — из-за одной роли из любимца зрителей превратиться в его антипода.
Из-за чего зрители до сих пор пересматривают все картины с участием Андрея Мягкова
Мастером подобного перевоплощения можно назвать и Андрея Мягкова. Сначала вспомним его роль в «Служебном романе»: этакий «маленький человек», но при этом обаятельный, комичный и со своими четкими принципами.
А потом раз — и он превращается в глупого, ограниченного чиновника Карандышева с задетым эго из «Жестокого романса».
Вроде бы играет этих двух персонажей один человек. Но Новосельцева хочется обнять и поддержать, а на Карандышева даже смотреть неприятно.
«Глядя на его героев, невозможно было поверить в то, что он совсем другой в жизни! Это и есть актерский талант», — так отзываются о Мягкове его поклонники в соцсетях.
В каком фильме мы впервые «разгадали» Евгения Леонова
Первая звездная роль Леонова была в «Полосатом рейсе». Там артист показался нам «во всей красе». Мы увидели главные черты, которые позже будут мелькать в каждом из его персонажей: некая неуклюжесть, обаяние и мягкость. И именно за это мы и полюбили Леонова.
Но настоящим открытием для зрителей стала его роль в «Белорусском вокзале». Тогда все увидели, что внутри Леонова скрывается еще и невероятный драматический талант и трагизм.
За годы в кино артист стал для нас, зрителей, почти родственником. Каждая его роль на экране была долгожданной. Когда мир вокруг менялся, то в 70-е, что в 80-е, что в 90-е, мы хотели видеть хоть что-то стабильное и вечное. И этим стал талант Леонова.
Вот за что Вячеслава Тихонова так любили зрители
Сериал «17 мгновений весны» сделал Тихонова звездой всесоюзного масштаба. До такой степени, что все следующие десятилетия артиста даже на улице назвали Штирлицем. Глядя на такого спокойного, уравновешенного и сильного духом героя многие и правда чувствовали себя лучше.
Но нельзя не вспомнить и роль артиста в фильме «Доживем до понедельника». Сам он считал, что картина по духу намного обогнала время. И правда — даже сейчас она смотрится актуально.
«Каждая роль Тихонова — это бриллиант. Несмотря на то, что персонажи разные, он всегда один: уверенный в себе и гармоничный», — пишут в соцсетях.
Чем так поражает игра Валентина Гафта
У Гафта, как у некоторых других героев подборки, были очень характерные роли. Например, его Валентин Сидорин из «Гаража». Несмотря на то, что этот персонаж в картине достаточно «тяжелый» и не очень приятный, сам Гафт был тонкий и ранимый. Чего никогда не признать, посмотрев фильм Рязанова.
А в «Чародеях» его Аполлон Сатанеев поражает зрителя своей хитростью и беспринципностью. Нельзя не проникнуться ненавистью к этому герою. Тогда как самому Гафту эти качества были очень чужды.
И то, как он примерял на себя «негодяйские» роли, не имея со своими героями ничего общего — достойно восхищения. Это ли не настоящий талант?
Как Иннокентий Смоктуновский пробивал себе дорогу в кино и потом прославил весь СССР
Смоктуновский — очень необычный артист. У него не было профильного образования, его долгое время отказывались брать на работу в кино и театр. Говорили: «У вас таланта-то нет, куда вы идете?» Но сам Смоктуновский был твердо уверен, что должен быть актером. И ему подвернулась удача.
В декабре 1957 года на сцене Большого драматического театра состоялась премьера постановки «Идиот» по роману Федора Достоевского, а роль князя Мышкина по счастливому стечению обстоятельств досталась Смоктуновскому. И вот вся Москва рвалась на спектакль, чтобы своими глазами увидеть нового гения.
А в 1964 году вышла экранизация «Гамлета» Шекспира с артистом в главной роли. Тогда взревел не только СССР, а и весь мир.
«Никогда не видел на английской сцене исполнителей ролей в „Гамлете“, которые были бы столь впечатляюще убедительными, как эти русские», — писали британские СМИ.
Режиссер Григорий Козинцев, кстати, признавался, что проб на главную роль не было. Увидев Смоктуновского в фильме «До будущей весны», автор картины понял — это и есть его Гамлет.
И таким другим получился у артиста Юрий Деточкин из «Берегись автомобиля!» два года спустя. Ему еле-еле разрешили сыграть угонщика: ведь до этого Смоктуновский предстал в роли Ленина, а Ленин не мог заниматься такими криминальными вещами. Да и сам актер особо не горел желанием сниматься в комедии.
Но Рязанов настаивал. И даже взял со звезды расписку, что тот не откажется от роли. В результате весь СССР полюбил обаятельного и яркого Деточкина.
Талант не спрятать — эта фраза характеризует Смоктуновского на сто процентов. Какие бы препятствия ему ни готовила жизнь, он их все обходил. Потому что знал: зрители будут его просто боготворить за умение прочувствовать каждую роль и полностью донести характер героя.
Такое встретишь нечасто. Вот чем выделяется Евгений Евстигнеев
В кино Евстигнеев впервые снялся в возрасте 31 года — в фильме «Поединок» 1957-го. Что достаточно поздно для старта карьеры. Но не поздно для раскрытия такого огромного таланта.
И артист был тем, кого можно было назвать и королем эпизода, и королем первого плана — талант, проявившийся далеко не у всех. Просто Евстигнеев искренне любил кино и почти не отказывался от ролей.
Вспомним его работу в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Его Дынин хоть и был по сюжету протагонистом, но оставался при этом таким обаятельным и ярким, что ненавидеть его не получалось. Ни детям, ни зрителям.
А в картине «17 мгновений весны» Евстигнеев, кажется, раскрылся на полную. Ведь его герой Плейшнер переживал на экране диаметрально противоположные чувства: от радости свободы до осознания неизбежности исхода. И мы все сопереживали ему так, как будто это был наш родственник.
Перевоплощения Ростислава Плятта. Вот почему он просто неподражаем
В «17 мгновениях весны» Плятт сыграл пастора Шлага. На протяжении картины мы то и дело слышим его рассуждения о жизни. Мягкий, интеллигентный голос артиста и правда пробуждает в нас, зрителях, самые добрые чувства и порывы.
И это при том, что за три года до «мгновений», в 1970 году Плятт сыграл отрицательного героя в картине «Судьба резидента».
Все тот же интеллигентный артист с тем же мягким голосом вдруг стал хитрым и очень неприятным валютчиком. И мы все ему поверили!
Актерский талант звезды был поистине безграничен. Плятт стал одновременно и комиком, и трагиком. Зрители вместе с ним плакали, смеялись и удивлялись. За эти эмоции мы любим артиста до сих пор.
Вот почему каждая роль Олега Табакова пробирала до сердца
Всесоюзный успех пришел к звезде не сразу. Так, в «17 мгновениях весны» артист сыграл Шелленберга.
Он действовал на зрителей успокаивающе: когда Табаков появлялся в кадре, не хотелось выпускать его из поля зрения ни на минуту. И когда сериал вышел на экраны, актер уже был всенародным любимцем. Ему даже написала племянница настоящего Шелленберга и поблагодарила его за работу.
А в «Полетах во сне и наяву» Табаков, пожалуй, сыграл свою самую сильную драматическую роль с романтической линией.
Его герой по сюжету был безответно влюблен коллегу. И видеть его переживания было физически невозможно — слезы сами собирались в уголках глаз. А какой взгляд был у Табакова, когда он смотрел на Гурченко! До мурашек.
Глядя на каждую работу артиста, понимаешь — вот это мастер с настоящим талантом. Скрупулезно подходящий к каждой роли, делающий все для того, чтобы зритель не отрывался от него ни на минуту.