Первые песни советских певиц. Узнаете ли вы 6 композиций

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Понаровскую и Пьеху не узнать в их ранних песнях - ни внешне, ни вокально.

Ирина Понаровская в 1988 году / Советское телевидение

В СССР Майя Кристалинская прославилась с композицией «Нежность», Лариса Долина — с хитом «Половинка», Эдита Пьеха с песней «Наш сосед». Но всегда интересно, что пели звезды эстрады до того, как получили первую порцию славы. Вот 6 советских певиц, чьи ранние песни почти никто не знает или не помнит.

Эту раннюю песню Лариса Долина спела для телемоста с Америкой. Чем певица удивила

«Пополам небеса, пополам земля. Пополам я сама не случайно. Половинка моя, половинка моя. Как я по тебе скучаю!»

Эти слова вместе с Ларисой Долиной в 1987-м пел весь Советский Союз. Именно песня «Половинка» принесла ей первую взрывную популярность на нашей эстраде. Но мало кто помнит, как за пять лет до этого Долина пела «Я не умею танцевать». Но самое интересное то, где именно она исполнила эту композицию.

Лариса Долина, «Я не умею танцевать» / Советское телевидение

27-летняя выступила в эфире телемоста Москва-Калифорния и сделала это великолепно. Западный мир удивленно смотрел на раскрепощенную певицу с сильным вокалом и в эффектном бархатном комбинезоне с глубоким декольте, танцующую публику и вообще свободную атмосферу. Аранжировка песни — вообще чудо. Настоящий диско-хит тех лет!

«Я не умею танцевать» написали композитор Виктор Резников и поэт Юрий Бодров. Впервые песня прозвучала еще в 1981-м — ее исполнил эстонский певец Тынис Мяги.

В ранних песнях Ирину Понаровскую не узнать — ни внешне, ни вокально

В 1986-м к Ирине Понаровской пришла всесоюзная популярность. Ее песню «Знаю  — любил», написанную целительницей Джуной, включили в первый в Союзе хит-парад. А потом композиция стала одним из победителей фестиваля «Песня года-86».

Ирина Понаровская, «Знаю — любил», 1986 год / Гостелерадиофонд

К тому времени Понаровская уже сформировала свой незабываемый стиль — и вокальный, и внешний. Но вы точно удивитесь, когда увидите, как она выглядела на заре карьеры.

Ирина Понаровская в составе ансамбля «Поющие гитары» / Гостелерадиофонд

В 1971 году 18-летняя Понаровская вошла в состав «Поющих гитар». В этом известном коллективе она выступала в течение пяти лет. Среди ее ранних песен — «Неприметная красота», «Вода бывает горькая», «Романс». Удивительно и то, что в тот период ее голос звучал совершенно иначе — в нем еще не было той эксклюзивной хрипотцы.

Ирина Понаровская в составе ансамбля «Поющие гитары» / Гостелерадиофонд

Маргарита Суханкина в первых песнях пела «нечеловеческим голосом»

Золотой голос Маргариты Суханкиной принес группе «Мираж» ошеломительный успех. Хиты 80-х в ее исполнении многие слушают до сих пор. В 1987-м вышла первая пластинка коллектива «Звезды нас ждут», на которой одноименный хит исполнила Маргарита.

@Маргарита Суханкина / ВКонтакте

Но тремя годами ранее «Мираж» назывался совсем по-другому — «Зона активности», да и репертуар тоже отличался. В 1984-м в группу пришла молодая Маргарита Суханкина, которая на тот момент училась в консерватории. «Зона активности» выбрала прогрессивный электронный рок, который уже был популярен на Западе, а в Союзе только входил в моду.

В том же году группа выпустила свою первую демозапись из девяти песен, среди которых «Информация из газет», «Снежный человек», «Выпал белый снег»,

«Песни были безумные. Я ревела, кричала, издавала какие-то нечеловеческие звуки», — вспоминала позднее Маргарита Суханкина в одном из интервью.

Действительно, песни с этой демозаписи звучат крайне необычно — даже по сегодняшним меркам. Пожалуй, единственная композиция без экспериментов со звуком и вокалом — «Снежный человек».

Жанна Агузарова стала «королевой эпатажа» уже в первых песнях «Браво»

23 декабря 1983 года в маленьком диско-кафе в пристройке велодрома «Крылатское» в Москве состоялось большое музыкальное событие. Никому неизвестная группа «Браво» покорила столицу — буквально за один вечер. Своим запоминающимся названием коллектив был обязан солистке Ивоне Андерс — Жанне Агузаровой, то есть. На тот момент она выступала и жила под псевдонимом.

Жанна Агузарова в группе «Браво», 1986 год / «Музыкальный ринг», Пятый канал

Музыканты представили публике песни, подготовленные для своего первого магнитоальбома. С той записи мы до сих пор помним легендарные «Желтые ботинки» (текст написала Агузарова), «Верю я» (слова Гарика Сукачева», «Кошки». Но вместе с этими зажигательными композициями Жанна тогда пела и другие — малоизвестные для широкой публики. Хотя, конечно, давние поклонники «Браво» наверняка их знают.

Обложка магнитоальбома группы «Браво» 1984–1985 годов / Яндекс Музыка

Например, на том же магнитоальбоме записана песня «Звездый каталог» на стихи Арсения Тарковского, поэта и отца советского режиссера Андрея Тарковского. Вот несколько строк из нее:

До сих пор мне было невдомек

Для чего мне звездный каталог?

В каталоге десять миллионов

Номеров телефонов номеров

Полный свод свеченья и мерцанья

Список абонентов мирозданья

Я-то знаю, как зовут звезду

Я и телефон ее найду

Слушайте Звёздный каталог — Браво на Яндекс Музыке

В том же магнитоальбоме есть еще несколько необычных песен в исполнении Жанны — «Як» и «Медицинский институт».

Слушайте Як — Браво на Яндекс Музыке

Слушайте Медицинский институт — Браво на Яндекс Музыке

Как сотрудница конструкторского бюро Майя Кристалинская покорила вокалом опытных музыкантов

Майя Кристалинская / Советское телевидение

Про эстрадную звезду 60-х Майю Кристалинскую говорили, что она умеет петь сердцем — абсолютно искренне. В этом, помимо ее вокальных данных, и был секрет успеха. Песни этой исполнительницы вдохновляли людей.

«С этими песнями молодые ребята уезжали на стройки, любили, создавали семьи, отдыхали», — сказал однажды Иосиф Кобзон о творчестве певицы.

Спустя полвека песни Майи — «Нежность», «А снег идет», «Топ-топ» — по-прежнему слушают миллионы. В 1966-м «Нежность» принесла ей всесоюзную славу и любовь слушателей. Но в начале карьеры Кристалинская исполняла другие композиции.

Майя Кристалинская в юности / Википедия

В 1957-м сотрудница конструкторского бюро Александра Яковлева пришла в ансамбль «Первый шаг». Большой коллектив был создан при Центральном Доме работников искусств. На прослушивании Майя Кристалинская исполнила итальянскую песню «Скалинателла».

«Скалинателла, лонго, лонго, лонго…», — пела Майя и очень волновалась.

Участники «Первого шага» сразу же приняли Кристалинскую в свой коллектив. И вскоре она пела «Скалинателлу» на большом концерте. А в том же, 1957-м, Майя стала лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, заняв второе место.

Записи «Скалинателлы» в исполнении Кристалинской не сохранилось, но в русском переводе есть такие слова: «Танцуй, жена, я поймал много рыбы».

В СССР Эдита Пьеха спела первую песню на польском языке. Вы не узнаете эту певицу

Эдита Пьеха в 1998 году / Википедия

Пожалуй, это «самая иностранная» певица на отечественной эстраде. Эдита Пьеха покорила зрителей своим необычным голосом, акцентом и элегантностью.

«Как теперь не веселиться, не грустить от разных бед. В нашем доме поселился замечательный сосед.», — пела Эдита, а ей подпевали миллионы.

Слушайте Наш сосед — Эдита Пьеха на Яндекс Музыке

Песенка про соседа принесла Пьехе всесоюзную славу в 1967 году. А свои первые шаги на сцене Эдита сделала примерно за 10 лет до этого. Ее дебютное выступление состоялось на сцене Ленинградской консерватории. В новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год она исполнила композицию «Красный автобус» — на польском языке. Сегодня мало кто помнит «премьерную песню» Пьехи, но именно с нее началась карьера певицы на большой сцене.

Эдита Пьеха исполняет песню «Красный автобус» / Ностальгия

Согласитесь, в этой 19-летней девушке не узнать ту Эдиту, в которую влюбился весь СССР. «Красный автобус» она исполнила так, что публика вызывала ее на бис четыре раза! А ведь тогда Пьеха училась на психолога и даже не думала о профессиональном пении. Потом песню записали на пластинку и издали миллионным тиражом.

А вскоре после этого выступления Эдита стала преображаться внешне — к этому ее подтолкнул муж Александр Броневицкий. Он критиковал молодую жену за провинциальный образ — Пьеха смотрела зарубежные фильмы и копировала манеры голливудских звезд, училась наносить правильный макияж и выбирать элегантные наряды, красиво двигаться на сцене и вообще ходить на высоких каблуках. И те уроки не прошли даром — Пьеха до сих пор остается символом элегантности.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook