Никулина подменили: 10 ляпов в фильме «12 стульев», которые замечают не все

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Остается только гадать: режиссер не заметил эти ляпы или же оставил намеренно.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Легендарная комедия Леонида Гайдая «12 стульев» давно разобрана на цитаты, но даже спустя полвека после премьеры этот фильм продолжает удивлять зрителей. В картине, ставшей лидером советского кинопроката 1971 года с аудиторией в 39,3 миллиона человек, скрывается целая россыпь забавных киноляпов, которые режиссер то ли намеренно оставил, то ли они появились в спешке. От загадочно меняющейся одежды персонажей до своенравной мебели и предметов интерьера, живущих собственной жизнью — вот 10 ошибок из гайдаевской комедии, которые многие упускают из виду.

Плакат сам поменял свои пропорции

Сцена создания агитационного плаката на пароходе таит в себе поразительную художественную метаморфозу. Начинается все вполне скромно: Остап и Киса, вооружившись минимальным форматом 3×4, берутся за творческий эксперимент с тенью Воробьянинова.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Но в процессе работы происходит настоящее чудо преображения — финальный результат поражает зрителей гигантским полотном невероятных размеров.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Такой неожиданный скачок от камерного эскиза к монументальному шедевру словно намекает: талант великого комбинатора способен раздвигать не только границы возможного, но и физические размеры холста.

Этот визуальный парадокс стал еще одним изящным штрихом в калейдоскопе киношных неточностей, которые делают фильм только очаровательнее.

В одной и той же сцене великого Никулина не узнать

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Внимательные зрители заметили любопытную деталь в сцене преображения Кисы Воробьянинова. Дворник в исполнении Юрия Никулина, предвкушая увидеть результат бритья «барина», появляется в светлой рубашке и фартуке.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Но в момент падения в обморок его образ внезапно меняется: исчезает фуражка, волосы становятся темнее, а вместо привычного наряда появляется черная жилетка.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Причина такого волшебного преображения проста — в кадре падения снимался другой актер, подменивший Никулина. Этот киноляп стал одним из самых интригующих в фильме, хотя большинство зрителей его не замечают, увлеченные комичностью момента.

Кстати, мало кто знает, но Юрий Никулин мечтал сыграть в этом фильме совсем другого персонажа. Он сам попросил Гайдая, чтобы тот дал ему роль Кисы Воробьянинова. Гайдай провел пробы, но любимый актер никак не вписывался в типаж Кисы. Тогда режиссер предложил ему маленькую роль дворника — Никулин взялся за нее с удовольствием.

Скелета одевают дважды?

«Двенадцать стульев», Мосфильм

В студенческом общежитии разворачивается забавная сцена с анатомическим скелетом, где режиссер, сам того не желая, подарил зрителям очаровательную загадку.

Остап Бендер, верный своему артистичному характеру, решает приодеть костлявого «студента» — сначала украшает его шляпой и шарфом. Но тут происходит необъяснимое.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Когда Киса Воробьянинов тут же бросает взгляд на скелет, тот уже в пиджаке великого комбинатора.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

А через несколько секунд мы видим, как Бендер снова подходит к скелету и… повторно набрасывает на него тот самый пиджак.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

В кадр попали лишние люди, которых зрители не должны видеть

«Двенадцать стульев», Мосфильм

В сцене, где Бендер и Воробьянинов остаются ночью в пустом театре, происходит нечто странное. Внезапное землетрясение застает героев врасплох, и Киса эффектно падает навзничь. Казалось бы, обычный драматический момент, но внимательный  взгляд улавливает в кадре две загадочные фигуры.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Это ассистенты режиссера, которые заботливо подхватывают падающего актера. По задумке, в театре не должно быть ни души, кроме Воробьянинова и Бендера, но киношные «ангелы-хранители» случайно попали в кадр, создав один из самых очаровательных технических промахов фильма.

Путаница с количеством ордеров в руках Бендера

Великий комбинатор и здесь не упустил возможность продемонстрировать свое мастерство фокусника. В сцене с ордерами происходит настоящее чудо: Остап Бендер торжественно забирает внушительную стопку ордеров из 4 штук, но каким-то магическим образом в руках Кисы оказываются всего два листочка.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Куда исчезли остальные бумаги? Возможно, они растворились в воздухе, как и многие другие аферы Бендера, а может быть, это тот самый случай, когда монтажеры решили добавить капельку волшебства в историю великого комбинатора.

Модницы позавидуют: берет сам меняет цвет

Берет одного из персонажей демонстрирует удивительную способность к перевоплощению прямо на глазах у зрителей. В соседних кадрах этот элегантный головной убор словно играет в модное дефиле, меняя свой цвет с неожиданной легкостью.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Такое спонтанное преображение берета можно было бы списать на капризы освещения, но внимательный зритель заметит: это не игра света и тени, а самый настоящий костюмерный казус. Впрочем, этот маленький модный конфуз только добавляет фильму особого шарма, напоминая о том, что даже в мире кино случаются свои модные метаморфозы.

Музейная табличка решила поиграть в прятки с законами физики

В сцене, где герои оказываются в музее, информационная табличка демонстрирует поразительную мобильность: она то взлетает выше, то опускается ниже на стене между соседними кадрами. Да и сам размер вывески тоже меняется.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Этот танцующий элемент музейного декора создает забавный визуальный диссонанс, словно невидимый смотритель музея постоянно экспериментирует с расположением таблички, пытаясь найти для нее идеальное место.

Так откуда потоп? Ванна или раковина?

В сцене с затоплением квартиры сценаристы подарили зрителям настоящий водный парадокс.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

По сюжету инженер наслаждается водными процедурами в ванной, но вода, устроившая потоп, каким-то чудесным образом льется из крана в раковине.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Получается, что когда Щукин принимал душ, стоя в ванной, в раковине тоже лилась вода? Такое вряд ли возможно. Зачем одновременно включать воду и там, и там?

Такая гидравлическая головоломка заставляет задуматься: то ли инженер обладает сверхъестественной способностью находиться в двух местах одновременно, то ли вода в этой квартире живет по своим законам.

Лампа в дворницкой то выше, то ниже

Дворницкая в фильме живет своей особой жизнью, и даже лампа здесь не прочь поиграть в прятки со зрителем. Присмотритесь к сценам в каморке дворника: уровень подвеса светильника словно дразнит наблюдательного зрителя, меняя свое положение от кадра к кадру.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

То он висит почти у самого потолка, то опускается пониже, будто невидимый осветитель решил поэкспериментировать с высотой освещения. Такая своенравная лампа добавляет этому уютному уголку особый шарм, превращая технический недочет в милую причуду старой дворницкой.

А что со временем на часах?

Часы в фильме словно живут в параллельной реальности, где время течет по своим законам. При общих планах они чинно отсчитывают минуты, но стоит камере приблизиться для крупного плана, как стрелки начинают вести себя совершенно непредсказуемо.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Этот забавный временной парадокс создает ощущение, будто часы решили подшутить над зрителями, показывая в соседних сценах совершенно разное время.

Бонус: редкие факты о фильме, после которых его захочется пересмотреть

А теперь отвлечемся от киноляпов и окунемся в удивительный мир закулисья легендарной комедии. Путь «12 стульев» к экрану оказался извилистым и полным неожиданностей.

Мало кто знает, но Леонид Гайдай буквально выстрадал право на экранизацию своей любимой книги. Когда режиссер впервые обратился в Госкино, выяснилось, что проект уже забронировал Георгий Данелия. Судьба улыбнулась Гайдаю, когда Данелия неожиданно отказался от идеи, признавшись в потере вдохновения.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Особой детективной историей обернулись поиски знаменитых стульев от Гамбса. После долгих поисков нашлась единственная владелица оригинального гарнитура, но продавать реликвию она наотрез отказалась. Пришлось ограничиться фотографиями и точными замерами, а изготовить копии согласились только мастера из Арабских Эмиратов.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Еще одна интересная история связана с озвучкой фильма. Мало кто догадывается, что голос Остапа Бендера принадлежит не Арчилу Гомиашвили, а актеру Юрию Саранцеву. Этот факт стал причиной многолетнего конфликта между Гомиашвили и Гайдаем — актер был настолько обижен, что заявил:

«Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме»

После завершения съемок четыре уцелевших стула Гайдай выкупил у киностудии и установил в своем рабочем кабинете — как напоминание о любимом проекте. А фильм, несмотря на все закулисные перипетии, стал настоящим триумфом — его посмотрели 39,3 миллиона зрителей, что сделало картину лидером советского кинопроката 1971 года.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook