11 больших актеров, которых вы не заметили в «12 стульях»

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Леонид Гайдай любил приглашать популярных артистов даже на крошечные роли.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Советские народные артисты, которым аплодировал Венецианский фестиваль, звезды «Кавказской пленницы» и главный Дед Мороз страны появились в легендарной комедии Гайдая «Двенадцать стульев» всего на несколько секунд. Настоящий гроссмейстер притворился любителем шахмат, будущий скандальный актер начинал пожарным, а первокурсницы театральных вузов произносили реплики чужими голосами. Мы нашли 11 известных артистов, чьи роли в «12 стульях» вы могли пропустить, даже если пересматривали фильм десятки раз.

Звезда «Кавказской пленницы» затерялся в «Двенадцати стульях»

«Кавказская пленница», Мосфильм

Руслан Ахметов сыграл в «Кавказской пленнице» Эдика, а его фраз «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» стала культовой. Спустя пять лет, в фильме Гайдая 1971 года, он сыграл сразу две микроскопические роли — репортера газеты «Станок» и гитариста театра «Колумб».

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Интересно, что за роль водителя Эдика Ахметов получил больше денег, чем за обе роли в «12 стульях». Но актер никогда не гнался за гонорарами — важнее была возможность работать с любимым режиссером. Последней их совместной работой стала роль узбекского мафиозо в «На Дерибасовской хорошая погода…».

Кстати, восточная внешность часто ограничивала выбор ролей, но это не помешало Ахметову создать яркие образы в «Руслане и Людмиле», «Белом рояле» и «Родне». Сорок ролей в кино, работа в дубляже, 36 лет в Театре-студии киноактера — и две незаметные роли в легендарной комедии, о которых мало кто помнит.

Гроссмейстер на минуту: как настоящий шахматист Раднэр Муратов притворился игроком-любителем в «12 стульях»

В легендарной комедии «12 стульев» кандидат в мастера спорта по шахматам сыграл… шахматиста! Раднэр Муратов появился в знаменитой сцене в Васюках, где его герою сам великий комбинатор Остап Бендер пожертвовал ферзя.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Удивительно, но эта роль стала для актера своеобразным дежавю — в реальной жизни Муратов был настолько сильным шахматистом, что выступал в телевизионной учебной программе гроссмейстера Юрия Авербаха под псевдонимом Мурад Ферзиев. А его младший брат Лир и вовсе стал международным шахматным арбитром.

Эпизод в «12 стульях» вышел за полгода до того, как Муратов сыграл звездную роль Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи».

«Джентльмены удачи», Мосфильм

Получается, Гайдай первым разглядел в Муратове потенциал комедийного актера. Хотя сам Раднэр никогда не стремился к главным ролям — ему вполне хватало эпизодов, в которых он появлялся более чем в 80 фильмах.

Кстати, позже Муратова пригласили сыграть шахматиста и в «Гостье из будущего», но эту сцену в итоге вырезали из финальной версии. Такова судьба характерного актера — даже в любимом амплуа не всегда попадаешь в кадр.

Пожарный с большим будущим: как Станислав Садальский начинал карьеру в массовке «12 стульев»

Представьте, что молодой студент ГИТИСа Стас Садальский помогает вытаскивать Кису Воробьянинова из оркестровой ямы. Кто бы мог подумать, что этот безымянный пожарный, даже не указанный в титрах, станет одним из самых эпатажных актеров советского кино?

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Будущая звезда «Места встречи изменить нельзя» и «О бедном гусаре замолвите слово» начинала с роли, которую десятилетиями никто не замечал. Садальский, известный своей любовью к громким заявлениям, никогда публично не упоминал об этом кинодебюте. Может, потому что роль была слишком маленькой для его масштабной личности?

А ведь эта история могла закончиться иначе. В то время Садальский только начинал свой путь в профессии — конфликтовал с театральными режиссерами, играл эпизоды, искал себя. От массовки в «12 стульях» до культовой роли Кирпича прошло восемь лет. Восемь лет, за которые скромный пожарный превратился в одного из самых ярких и противоречивых актеров своего поколения.

«Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия

Сегодня, глядя на медийного Садальского, сложно представить его в роли статиста. Но, возможно, именно эта незаметная роль и стала первым шагом к будущей славе — ведь даже в массовке можно разглядеть будущую звезду.

Официант с женским голосом: как народный артист удивился собственной роли

Представьте: вы приходите на премьеру фильма, где сыграли небольшую роль, и вдруг слышите… не свой голос. Именно это произошло с Павлом Винником, когда он увидел себя в роли официанта в «12 стульях». Его персонаж неожиданно заговорил голосом Надежды Румянцевой.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Казалось бы, что особенного? Народный артист, фронтовик, участник взятия Берлина играет молчаливого официанта. Но Гайдай не был бы Гайдаем, если бы не превратил проходной эпизод в яркий комедийный момент. Когда в зале раздался первый смех, Винник и сам не мог сдержать улыбку. Так режиссер подарил актеру уникальную роль в фильмографии, насчитывающей 200 картин.

«Двенадцать стульев», Мосфильм, 1976

Любопытно, что этот эпизод стал тем редким случаем в истории кино, когда один и тот же актер сыграл идентичную роль в двух разных экранизациях. Спустя пять лет Винник снова появился в образе официанта — теперь уже в «Двенадцати стульях» Марка Захарова. Правда, там его персонаж говорил своим голосом.

Король без короны: как Эраст Гарин из главной роли попал в массовку к Гайдаю

«Золушка», Мосфильм

Эраст Гарин блистательно сыграл монархов в нескольких знаковых фильмах. Его добродушный и чудаковатый король в «Золушке» (1947) покорил зрителей фразами «Ухожу в монастырь!» и «Связи связями, но совесть тоже надо иметь». В «Каине XVIII» (1963) он создал первый в своей карьере образ короля-тирана, а в собственной экранизации «Обыкновенного чуда» (1964) вновь примерил корону.

В фильме «Двенадцать стульев» Гайдай видел Гарина в роли Варфоломея Коробейникова — персонажа колоритного, характерного, словно специально написанного для этого артиста. Режиссер, собственно, так и планировал. Но судьба распорядилась иначе — актер внезапно заболел, и роль архивариуса пришлось играть самому Гайдаю.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Когда Гарин выздоровел, ему досталась крошечная роль критика театра «Колумб».  Так великий актер, которого Мейерхольд называл «дьявольски талантливым», появился в кадре буквально на минуту. Впрочем, даже здесь показал свой фирменный стиль — характерный тембр голоса и особую манеру «проглатывать» слова.

Главный Дед Мороз страны в роли хозяина лавки: как Александр Хвыля стал незаметным у Гайдая

«Морозко», Мосфильм

Актер, игравший самого Буденного и считавшийся главным Дедом Морозом СССР, вдруг появляется в «12 стульях» в незаметной роли. Александр Хвыля на пару секунд перевоплотился в хозяина лавки «Вакханюк и Ко». Без единой реплики. Без крупного плана. Просто проходит мимо камеры, и всё.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Для Александра Хвыли, чья настоящая фамилия Брессем имела шведские корни, это был не первый опыт работы с Гайдаем. В «Бриллиантовой руке» он уже играл метрдотеля ресторана «Плакучая ива». И снова — минутный эпизод.

«Бриллиантовая рука», Мосфильм

Что заставляло народного артиста РСФСР, любимца миллионов детей после роли в «Морозко», соглашаться на такие крошечные роли? Возможно, дело в особом отношении к профессии. Хвыля, создавший около семидесяти ярких образов в кино, никогда не делил роли на большие и маленькие. Для него важнее была возможность работать с талантливым режиссером, даже если приходилось появляться в кадре на несколько секунд.

Так актер, которому аплодировал Венецианский кинофестиваль за роль Морозко, в истории советского кино остался еще и мастером почти невидимых появлений в культовых комедиях.

Девушка с аукциона: как студентка первого курса попала в фильм-легенду

«Двенадцать стульев», Мосфильм

В «Двенадцати стульях» Ольга Богданова сыграла девушку с аукциона. Но знаменитая фраза «Сейчас я всё устрою!» прозвучала в фильме не ее голосом. Реплику помнят все, а имени актрисы в титрах нет. Ольга Богданова, тогда еще первокурсница Школы-студии МХАТ, и подумать не могла, что её дебют в кино станет частью золотой коллекции советского кинематографа.

Комедия Гайдая стала первым фильмом, в котором Богданова снималась вместе с Садальским, хоть и в разных сценах. Оба были начинающими артистами и получили незаметные роли. Спустя полвека они создадут яркий творческий дуэт, покоряющий YouTube-аудиторию остроумными диалогами и театральными байками.

«Условный мент», Триикс Медиа

От эпизодической роли в «12 стульях» путь Богдановой лежал через драматические образы в «Ищу человека» и «Камертоне» к ярким работам в сериалах «Мелочи жизни» и «Воронины». Сегодня народная артистка России с улыбкой вспоминает свой кинодебют:

«Знаете, иногда достаточно одной фразы, чтобы остаться в истории. Даже если эту фразу произнес кто-то другой»

Зрители не помнят фамилию этого актера, но навсегда запомнили его крошечные роли

Вы не поверите, но этот актер с фернанделевской улыбкой никогда не учился актерскому мастерству. Инженер по кормам Анатолий Калабулин попал в кино случайно — помощница режиссера заметила его на улице и пригласила сниматься. Удивительно, но без единой реплики он создавал настолько яркие образы, что зрители помнят его даже спустя полвека.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Леонид Гайдай, увидев фото Калабулина в картотеке «Мосфильма», сразу пригласил его на роль аукционщика в «12 стульях». А потом снял еще дважды — стрельцом с подвижными ушами в «Иване Васильевиче» и гостем на свадьбе в «Не может быть!».

«Иван Васильевич меняет профессию», Мосфильм

Интересно, что Калабулин сыграл в обеих знаменитых экранизациях романа Ильфа и Петрова — у Гайдая аукционщика, а у Захарова васюкинского шахматиста.

«Двенадцать стульев», Мосфильм, 1976

Всего за десять лет он успел сняться в 12 фильмах, создав галерею незабываемых второплановых персонажей. Его называли «советским Фернанделем», а он просто жил обычной жизнью — работал в совхозе «Вороново» и преподавал в школе.

17 лет славы: как массовка у Гайдая превратила студентку в королеву второго плана

Студентка школы-студии МХАТ Наталья Назарова, появившись на пару секунд в массовке «Двенадцати стульев» в роли участницы экскурсии в белом берете, и не подозревала, что этот эпизод станет началом яркой карьеры «королевы второго плана».

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Её путь в кино напоминает американские горки: от незаметной статистки у Гайдая до блистательных работ у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино» и Петра Тодоровского в «Любимой женщине механика Гаврилова». Она создала галерею потрясающих женских образов и всегда играла с такой самоотдачей, что однажды вышла на сцену с серьезной травмой.

C Людмилой Гурченко в х/ф «Любимая женщина механика Гаврилова», Мосфильм

Наталью Назарову называли актрисой «новой волны» — той самой, что принесла в советское кино психологическую достоверность и живую эмоцию.

Народный артист в роли театрала: как Юрий Медведев попал в оба «12 стульев»

Удивительное совпадение: актер, родившийся 1 апреля, в День смеха, стал одним из королей комедийного эпизода. В «Двенадцати стульях» Гайдая Юрий Медведев появился всего на пару минут — сидел в театральной ложе с критиком, которого сыграл Эраст Гарин. Но судьба приготовила ему неожиданный поворот.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Спустя пять лет Медведев снова оказался в «12 стульях» — теперь уже в киноверсии Марка Захарова, в роли председателя тиражной комиссии. Он стал одним из десяти счастливчиков, сыгравших в обеих легендарных экранизациях.

«Двенадцать стульев», Мосфильм, 1976

За плечами актера было более 200 ролей, но он никогда не гнался за главными. «Король эпизода» умел наполнить смыслом даже самую маленькую сцену.

Продавец цветов в ресторане: как ровесник царской России промелькнул в советской комедии

Помните сцену, когда Киса Воробьянинов пришел в ресторан с Лизой, чтобы пообедать? В этом эпизоде между столиками мелькает седовласый продавец цветов. Кажется, обычный эпизод. Но за этой крошечной ролью скрывается удивительная судьба человека, родившегося еще при Александре III.

«Двенадцать стульев», Мосфильм

Яков Ленц начал играть в театре еще в 1911 году. Кстати, Ленц — это псевдоним актера: настоящая фамилия Джоленз звучала слишком экзотично для русского уха. Выходит, когда он появился в кадре у Гайдая, за плечами было 60 лет сценического опыта. От немого кино до звукового, от императорской России до СССР — такой творческий путь дорогого стоит.

«Берегись автомобиля», Мосфильм

Парадокс: будучи известным характерным актером, он с удовольствием соглашался на микроскопические роли. Ленц считал, что настоящий артист способен создать яркий образ даже за пару минут экранного времени. И ведь создавал! Его «старичков» помнят даже те, кто не знает имени актера.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook