В прежние века красотой, эрудицией и остроумием этих женщин восхищались в арабских странах. И хотя у них был низкий социальный статус, богатые мужчины отдавали огромные деньги за то, чтобы стать их хозяевами. Расскажем о женщинах-кайнах, которые публично высмеивали известных мужчин.
Рабыни-певицы, которые ценились на вес золота
Рабыни-певицы — кайны — появились в арабских странах еще до принятия ислама. Арабские воины захватывали государства и возвращались из этих походов с иностранками. Красивых девочек и девушек они брали в рабство и привозили с собой на родину. А дальше их обучали этикету, музыке, пению, танцам и стихосложению. Эти рабыни были не просто удивительно красивы, но и очень умны и эрудированы.
Когда они получали нужное воспитание и знание, их дальнейшей задачей было только развлекать богатых и влиятельных мужчин в литературных салонах или же на частных мужских собраниях — петь песни под аккомпанемент, танцевать и читать свои сочинения, поддерживать беседу. Еще одно важнейшее качество кайны — остроумие и способность тонко высмеять чьи-то стихи или же даже оппонента. Если рабыня не умела этого делать, ее считали скучной.
Арабские женщины носили паранджу, но кайнам это запрещалось. Наоборот, их красивые лица должны были видеть все, а роскошные и яркие платья подчеркивали их соблазнительный силуэт.
Поскольку кайны были рабынями, то принадлежали состоятельным господам. И хотя их социальный статус был низким, ценились они весьма высоко. Например, в XI веке первоклассная кайна стоила три тысячи динаров. Для сравнения: дневная зарплата строителя составляла примерно один динар.
Но были кайны и «низкого сорта»: они принадлежали тавернам, где им приходилось продавать себя. Хотя дорогие рабыни-певицы тоже нередко занимались этим в надежде завоевать расположение более состоятельного мужчины, чем ее хозяин, например. Некоторым кайнам везло больше: они становились наложницами и были на долгие-долгие годы хорошо обеспечены.
А еще хозяин мог дать свободу такой рабыне, а дальше уже многое зависело от нее. Кто-то удачно выходил замуж за солидного и уважаемого человека, а кто-то подвергался насилию. Например, Шаджар ад-Дурр прошла путь от кайны до правительницы новой династии Мамлюков.
Когда молодость кайны уходила, от нее почти не было никакой пользы хозяину. Разве что она могла обучить новую юную рабыню, чтобы та вскоре тоже могла называться кайной. Многие кайны, мечтая о безбедной старости, пытались очаровать и покорить как можно больше богатых мужчин — вдруг кто-то возьмет и женится. Если же кайна рожала ребенка от своего владельца, ей полагалось пожизненное содержание.
В историю вписаны имена некоторых кайн, чья судьба была яркой, хоть и очень сложной.
Кайна Сакан — самая преданная
Она прославилась не только благодаря своему поэтическому таланту, но и была очень преданной кайной. Хозяином Сакан был философ Махмуд аль-Варрак, у которого возникли большие трудности с деньгами. Чтобы над ним не смеялось общество, Сакан решила продаться в рабство халифу Аль-Мутасиму.
Она написала ему письмо с этой просьбой, но он лишь посмеялся над ней и разорвал письмо. Халиф во всеуслышание заявил, что этой кайны совсем не осталось гордости и уважения к себе. После его слов все смеялись над Сакан.
Тогда смелая кайна сочинила в ответ искусную поэму, в которой казнили бунтаря, восставшего против Халифа. В своем произведении она также восхвалила его, что противоречило правилам стихосложения. Но в итоге благодаря этой поэме Сакан избежала большого позора.
Махмуд аль-Варрак любил свою кайну и желал ей только хорошей жизни. Его материальное состояние стремительно ухудшалось, поэтому он решил найти для Сакан нового и богатого хозяина. И когда покупатель нашелся, кайна отказалась уйти с ним. Она сказала аль-Варраку, что готова быть с ним и в бедности, потому что любит его. Покупатель был тронут такой преданностью и оставил деньги философу. В тот же день Махмуд аль-Варрак освободил Сакан от рабства, а потом женился на ней.
Кайна Инан — самая строптивая
Арабский писатель и ученый Аль-Исфахани назвал Инан самой известной из всех кайн. Она родилась у араба и его рабыни-иностранки, в детстве ее продали в рабство Абу Халиду ан-Нафти. Красавицу хорошо воспитали и обучили стихосложению.
На литературные собрания, которые блестяще вела Инан, приходили известные поэты. Среди них был и Абу Нувас. Между ним и Инан получалась невероятно увлекательная поэтическая «дуэль», за которой с интересом наблюдали все гости. Кайна в своих стихах смеялась над его безденежьем, а он в ответ сравнивал ее с кислой цитронеллой. Позднее они обменивались колкими стихотворениями фривольного содержания.
Инан не раз открыто говорила, что не любит своего хозяина, а тот наказывал ее за строптивый характер. Однажды он высек гордую красавицу розгами, потому что она категорически отказалась выступать перед его уважаемым гостем.
Однажды Абу Халид ан-Нафти хотел продать свою кайну, а халиф Харун ар-Рашид хотел выкупить красавицу. Но он услышал ее непристойную поэтому в адрес Абу Нуваса и его не менее неприличный ответ о кайне, после чего передумал покупать Инан.
Когда Абу Халид ан-Нафти умер и оставил после себя долги, Инан перешла в собственность Харуну ар-Рашиду. Халиф решил проучить ее и поставить в один ряд с дешевой рабыней — приказал продать ее на городском аукционе. Когда за строптивую рабыню предложили 200 тысяч дирхамов, слуга халифа добавил еще 25 тысяч и привел Инан обратно к нему.
Ар-Рашид оставался ее хозяином до конца своих дней, она родила от него двух детей, но оба скончались в младенчестве.
Владеть кайной считалось престижным в арабских странах вплоть до XII века. Но когда династия Аббасидов утратила свое влияние, литературные салоны потеряли актуальность, а в кайнах больше не было никакой необходимости.