«Сейчас, когда все пожилые актрисы сделали пластику, играть старушек просто некому. Одна я и осталась», — пошутила однажды Алиса Фрейндлих. И это действительно так: большинство сегодняшних актрис в возрасте 50 с хвостиком прилагают массу усилий, чтобы казаться моложе и категорически отказываются от ролей бабушек.
А вот в советские времена было немало артисток, которые не боялись своего возраста и с удовольствием играли бабушек главных героев, пожилых соседок, пенсионерок или просто старушек на лавочке. И зачастую именно благодаря этим, чаще всего совсем — небольшим ролям они и стали знаменитыми. Давайте вспомним четырех самых известных бабушек советского кино.
Татьяна Пельтцер
Впервые в кино Татьяна Пельтцер появилась, когда ей было уже за 40 — в картине режиссера Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину», где ей досталась совсем небольшая роль колхозницы. Тем не менее, режиссеры заметили и оценили мастерство актрисы и совсем скоро на нее в буквальном смысле посыпались роли.
Всего за свою творческую жизнь Татьяна Ивановна сыграла свыше чем в 100 фильмах. Причем большинство ее ролей — пожилые учительницы, санитарки, уборщицы, соседки и, конечно же, бабушки и прабабушки главных героев. Недаром режиссеры и коллеги-артисты, которым посчастливилось работать с Пельтцер, любя называли ее «наша бабушка».
Интересно, что заимев в кино множество внуков и внучек, в реальной жизни Татьяна Пельтцер никогда не была ни бабушкой, ни даже мамой. Но, глядя на экран, этого никогда не скажешь, настолько жизненными и правдоподобными у актрисы получались все без исключения старушки.
Самые известные работы Татьяны Ивановны — мама Лены Воронцовой в «Укротительнице тигров», Глафира в «Деревенском детективе», бабушка Томы в «Приключениях желтого чемоданчика», бабушка Ромы в «Вам и не снилось», тетушка Федосья Ивановна в «Формуле любви» и многие-многие другие.
Режиссеры детских картин просто обожали снимать Татьяну Ивановну. Потому что в отличие от других пожилых актрис, Пельтцер с удовольствием соглашалась на любые чудачества — ее бабушки танцевали на крыше, прыгали с забора, бегали с песнями по мостовым и катались, стоя на крыше троллейбуса.
Татьяна Пельтцер была лауреатом многих престижных премий и неоднократно награждалась орденами и медалями. В 1984 году, получая к своему 80-летию самую высокую награду страны — Орден Ленина, актриса со свойственным ей юмором, сказала:
«Я и смолоду понимала, что с моей внешностью никогда героиней не буду, мое дело — характерные роли. А героиней я, как вы видите, все-таки стала на старости лет. Может, и поздновато, но все равно радостно».
Мария Виноградова
Кинодебют Марии Виноградовой состоялся в 1940 году, когда ей было всего 17 лет — в фильме «Сибиряки» она сыграла шестиклассницу Галку. Кстати, благодаря миниатюрной фигуре, неуемной энергии и какому-то мальчишескому озорству, Виноградова всегда выглядела намного моложе своих лет. Из-за этого еще со студенческих лет за Марией закрепилось прозвище «Муха».
Неудивительно, что почти до 40 лет Виноградовой часто доставались роли подростков и даже детей. Например, в 35 лет она сыграла главную роль Звездного мальчика в одноименном фильме.
Но, если честно, то главные роли актрисе предлагали редко. Зато эпизодов в ее жизни было хоть отбавляй — вахтерши, сторожихи, буфетчицы, поварихи… Позже к ним добавились различные бабушки-старушки.
Мария Виноградова считалась одной из самых снимаемых эпизодниц не только в советском, но и в постсоветском кинематографе. В ее послужном списке фильмы «Калина красная», «Розыгрыш», «Волшебный голос Джельсомино», «Служебный роман», «Гараж», «Из жизни отдыхающих», «Интердевочка», «Мастер и Маргарита», «Завещание Сталина», «Королева Марго» и еще почти 140 картин.
Просто удивительно, что такая востребованная актриса долгие годы не имела никаких титулов и званий. Недаром коллеги прозвали ее «самой народной незаслуженной артисткой». И только в 1988 году Виноградова наконец получила звание заслуженной артистки РСФСР.
Даже молодые зрители, которые уже не помнят Марию Виноградову в кино, с детства знакомы с ее звонким голосом. Ведь она озвучила более 300 мультиков. Это ее голосом говорят Дядя Федор в «Простоквашино», щенок Шарик в «Котенке по имени Гав», Ежик в тумане и многие другие мультяшные герои.
«Мария Сергеевна, Муся, Муха… Как мы ее любили! Это не человек, это вихрь, темперамент. В ней все кипело, она вечно куда-то мчалась: съемки, концерты. На репетициях я не помню, чтобы она стояла или сидела, она все время была в движении. Она украшала своим талантом любой проходной эпизод. Мария Сергеевна не была красивой, но в ней было столько обаяния, что она казалась красавицей», — так говорила про Марию Виноградову ее коллега актриса Лидия Смирнова.
Мария Скворцова
Мария Савельевна Скворцова не только в молодости, но и в зрелые годы совсем не собиралась становиться киноактрисой. Закончив в 1934 году Школу-студию МХАТ и сменив несколько провинциальных театров, она поступила в Московский ТЮЗ, где и прослужила почти 35 лет.
За все это время не было в театре ни единого спектакля, в котором бы не участвовала Мария Скворцова. Кого только не пришлось играть этой худенькой, имевшей небольшой рост актрисе — и мальчиков-девочек, и белочек-зайчиков, и Белоснежку с Красной Шапочкой и разных лесных чудищ.
Но годы шли и ролей у Скворцовой становилось все меньше и меньше. Да и здоровье было уже не то, что в молодости. И когда актрисе перевалило за 60, она поняла, что пора уходить на покой и подала заявление об уходе из театра.
И надо же такому случиться, чтобы именно в это время в театр пришли сотрудники Мосфильма и предложили Скворцовой поучаствовать в кастинге на одну из главных ролей в картине Василия Шукшина «Калина красная». Пробы актриса прошла удачно: ее дуэт с актером Иваном Рыжовым показался Шукшину самым убедительным.Так Мария Скворцова в 62 года неожиданно стала киноактрисой.
Как признавалась сама артистка, постигать на седьмом десятке мир кино ей было трудно, но интересно. Тем более что уже через несколько лет Скворцова стала очень популярной, ее начали приглашать сниматься в другие фильмы.
Конечно, главные роли ей не предлагали, да актриса и сама к ним не стремилась. Зато небольших ролей и эпизодов она сыграла около 60-ти. Учитывая возраст Скворцовой, все ее героини были бабушками, у каждой из которых за плечами лежала трудная жизнь.
Наиболее значимые роли Марии Скворцовой — мать Молчуна в «Вечном зове», бабушка Люси в «Белый Бим, черное ухо», Анна в «И жизнь, и слезы, и любовь», разговорчивая старушка из «Гостьи из будущего», жена фронтовика-инвалида из «Запретной зоны», вахтерша из «Одиноким предоставляется общежитие».
Последний раз на экране Мария Скворцова появилась в 1995 году, когда ей было почти 85 лет. В фильме «Трамвай в Москве» ей досталась роль одной из двух старушек-пассажирок. Кстати, ее подружку в этой картине сыграла еще одна известная «кинобабушка» — Мария Виноградова.
Вера Кузнецова
Так случилось, что первая же роль в кино в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья» принесла актрисе Вере Кузнецовой популярность не только у советских зрителей, но и международное признание. Дело в том, что в 1955 году эта картина стала лауреатом на IX кинофестивале в Каннах в номинации «Лучший актерский ансамбль». И Вера Кузнецова, сыгравшая главную роль матери трудовой семьи Журбиных, конечно же, входила в состав этого ансамбля.
Забегая вперед, стоит сказать, что ровно через 10 лет, в 1965 году, уже на XVIII Каннском фестивале советская актриса Вера Кузнецова, сыгравшая главную роль в фильме «Жили-были старик со старухой», получит специальную премию за актерское мастерство.
Интересно, что на момент выхода на экраны «Большой семьи» Вере Кузнецовой исполнилось уже 48 лет, и она считала себя сугубо театральной актрисой. Но успешный дебют фильма привлек к актрисе внимание режиссеров, а ее карьера в кино стала стремительно набирать обороты.
Совсем скоро за Верой Кузнецовой закрепилось амплуа доброй, мягкой, справедливой и умудренной жизненным опытом мамы и бабушки. Именно такой предстает актриса в картинах «Два капитана» (Нина Капитоновна), «Все остается людям» (мама Алеши), «В Москве проездом» (бабушка Лены), «Трясина» (старушка Корнакова), «Вечный зов» (нянечка Глафира Дементьевна) и многих-многих других.