«Без макияжа неприлично». Как на Руси красились красавицы и с чем боролся Петр I

Анна Гневчинская,
редакция Femmie

Чем жертвовали русские женщины, чтобы соответствовать навязанным стандартам красоты?

Т/с "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII" / Сагиттариус фильм

Сегодня пластическая хирургия и инъекции — явление привычное, но периодически вызывает осуждение. К тому же многие процедуры — определенный риск для здоровья. Оказывается, мы не так далеко ушли от наших предков. На Руси тоже была опасная косметология, но на что только не шли женщины, чтобы соответствовать моде. Рассказываем о трендах макияжа XVI–XVII столетий и как на все это повлиял Петр I.

Дворянок осуждали, если они выходили из дома без макияжа

Как известно, красота требует жертв. Но то, на что были готовы пойти ради совершенного облика русские дамы несколько столетий назад, и вправду поражает. Чего только стоит история супруги князя Ивана Борисовича Черкасова, которая вышла в свет без положенного по статусу макияжа. Она славилась природной красотой и не хотела наносить на лицо толстый слой белил и румян, как это было принято в высшем свете.

Однако ее естественный вид возмутил других знатных дам, и они потребовали, чтобы Черкасова перестала позорить их и следовала традициям. В итоге княгине пришлось уступить.

Любопытно, что примерно в то же время в Англии был принят закон, который устанавливал противоположные порядки. Тех женщин, которые влюбляли в себя мужчин, используя косметику, приравнивали к ведьмам. Если дело доходило до свадьбы, такой брак объявлялся недействительным.

Женщины медленно губили себя токсичной косметикой

В то время в моде была определенная формула красоты: темные брови на выбеленном лице с красными румянами. Чернила для бровей делали на основе сурьмы или обычной сажи. Белила готовили из свинцовых соединений с добавлением муки, а иногда лицо натирали мелом.

Портрет царицы Евдокии Лопухиной / Неизвестный художник

Для румян использовали одно из самых опасных веществ — киноварь, сернистую ртуть. Самуэль Коллинз, персональный врач государя Алексея Михайловича, писал по этому поводу:

«Белила и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов».

Киноварь была настолько токсичной, что постепенно разъедала кожу изнутри. Таким образом, ради соответствия модному эталону красоты, русские женщины травили себя опасными ядами. Увы, за совершенство приходилось расплачиваться здоровьем и даже жизнью.

Портрет неизвестной купчихи / Неизвестный художник

Бедные девушки обходились подручными средствами

Далеко не каждая жительница Руси могла позволить себе дорогие импортные средства. В ход шла мука, толченый мел и даже свекла с ягодами. Это, конечно, не могло сравниться по эффекту с дорогими венецианскими белилами. Зато и вреда от такой органической косметики было несравненно меньше.

Морозко / Киностудия им. М. Горького

По сути, бедные крестьянки оказались в более выигрышном положении, чем знатные горожанки, нещадно травившие себя ради красоты. У первых сохранялось здоровье и естественная прелесть, тогда как вторые превращались в увядающих модниц. Такова была оборотная сторона культа женской красоты на Руси.

Удивляли иностранцев своим видом

Из-за других порядков в Европе, иностранцы искренне удивлялись русской моде на женскую красоту. Обилие косметики на лицах местных дам их поражало и даже шокировало. Англичанин Энтони Дженкинсон писал:

«Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски».

Портрет царицы Марфы Апраквиной / Неизвестный художник

Еще один путешественник, барон Иоанн Корб, с иронией замечал по этому поводу:

«Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой».

Неудивительно, что многие иностранцы сравнивали русских дам с раскрашенными куклами и манекенами. По их мнению, избыток косметики полностью лишал женские лица естественности и очарования.

Портрет Анны Шереметьевой / И. Аргунов

Ученый путешественник Адам Олеарий писал:

«В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску».

Стремление соответствовать высоким стандартам красоты оборачивалось для русских модниц потерей индивидуальности и превращением в безликих кукол.

Портрет статс-дамы А. М. Измайловой / А. Антропов

Русскую красоту спас Петр I

Казалось бы, страсть русских дам к избыточной и вредной косметике — данность, и с этим ничего не поделать. Однако в конце XVII века на историческую арену вышел человек, который навсегда перевернул представления о женской красоте в России. Это был император Петр I.

Путешествуя по Европе, он внимательно изучал местные обычаи и традиции. Особенно ему приглянулся европейский стиль в одежде и прическах.

Портрет юной Елизаветы Петровны / И. Никитин

Вернувшись в Россию, царь-реформатор решил перенести некоторые западные веяния. В частности, в 1700 году Петр издал указ «О ношении венгерского платья». Этот документ предписывал отказаться от традиционных закрытых нарядов и заменить их на платья по европейской моде того времени.

Портрет Сарры Фермор / И. Вишняков

Новая европейская мода — это платья с глубокими декольте, открытыми плечами и руками. Такие масштабы уже было сложно перекрывать белилами. Поэтому чтобы соответствовать западным стандартам красоты, русским модницам пришлось кардинально изменить и облегчить макияж, сделав его более естественным и прозрачным. Тяжелые «маски» из плотных белил, румян и черных бровей уступили место легким теням, пудре и помадам.

Петр пошел еще дальше и запретил опасную для здоровья практику отбеливания зубов ртутью, которая была очень популярна среди знатных дам. Женщин даже не останавливало то, что через полгода после такой процедуры зубы истончались и крошились.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны / Ш. Ван Лоо

Петровские реформы в корне изменили само представление о красоте. Теперь ценилась не столько парадность и пышность, сколько индивидуальные черты и природное очарование каждой женщины. Даже мужчины подхватили европейскую моду на парики, мушки и слегка подкрашенные щеки.

Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII / Сагиттариус фильм

История показывает, насколько изменчивы и субъективны стандарты, к которым мы стремимся. А значит, не стоит ради них жертвовать собственным здоровьем и индивидуальностью. Совершенство не в густом слое косметики на лице, а в гармонии внешности и внутреннего мира. Поэтому для начала стоит полюбить себя такими, какие мы есть. И тогда настоящая красота засияет в нас самих.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook