Из 59 ролей, сыгранных Верой Ивлевой в кино, не было ни одной главной — сплошные эпизоды. Но незаурядный комедийный талант актрисы делал запоминающимся любое ее появление на экране.
К сожалению, судьба отмерила Вере Ивлевой всего 55 лет. Однажды зимой актриса ушла из дома и не вернулась. И только через несколько месяцев, когда растаял снег, обнаружили ее тело.
В училище Вера была знаменитостью
Вера Кислаева (девичья фамилия актрисы) родилась 18 сентября 1943 года в небольшой деревушке на границе Московской и Тверской областей. С раннего детства Вера была приучена к крестьянскому труду — умела и корову подоить, и огород прополоть.
Но, помогая родителям по хозяйству, девочка успевала хорошо учиться в школе: в ее аттестате было всего несколько четверок, все остальные — пятерки. С такими отметками в то время можно было подавать документы в любой университет страны, но Вере почему-то захотелось стать артисткой и, собрав документы, она отправилась штурмовать театральные вузы.
Но ни в первый, ни во второй год поступить девушке не удалось. И только третья попытка оказалась удачной — Вера Кислаева стала студенткой Театрального училища имени М. Щепкина.
Яркий комедийный талант Веры, проявившийся уже на первом курсе, со временем развивался. И совсем скоро в студенческих кругах она стала настоящей знаменитостью. Когда Кислаева сдавала экзамены и курсовые работы, посмотреть на ее комичные сценки приходили целые толпы.
В кинематограф пришла еще одна комедийная актриса
В 1967 году, закончив Щепку, Вера поступила на работу в Московский областной театр имени А. Островского. Позже она перешла в Театр миниатюр, а с 1973 года стала артисткой легендарного Ленкома.
Кстати, диплом Вера получала уже на новую фамилию — в середине 60-х она вышла замуж за военного Дмитрия Ивлева. Через несколько лет у супругов родилась дочка Ольга.
В кино Ивлеву впервые пригласили, когда она училась на третьем курсе. Первой ее работой стала молодая мамаша в мелодраме «Дети Дон Кихота». Следом она появилась в фильме «Лебедев против Лебедева» (инспектор отдела кадров) и «Приезжайте на Байкал» (клиентка парикмахерской).
Но по-настоящему звезда Ивлевой взошла в 1966 году, когда на экраны вышел фильм-сказка Александра Птушко «Сказка о царе Салтане».
Роль Ткачихи, сестры главной героини, была совсем небольшой. Но Ивлева так мастерски сыграла свою героиню, что не только зрители, но и режиссеры поняли — в кинематограф пришла еще одна незаурядная комедийная актриса.
«Это был просто кошмар, я думала, что умру»
С тех пор Вера Ивлева стала часто появляться в фильмах. Самые известные ее работы — Овечка в мюзикле «Мама», студентка в комедии «Разбудите Мухина», таксистка в картине «Берегите мужчин», Марья в экранизации романа Ф. Достоевского «Подросток», Фима Собак в захаровских «12 стульях».
Интересно, что по сценарию Фима Собак не выпускает изо рта сигарету. И чтобы сыграть эту роль, Ивлевой пришлось научиться курить. А ведь актриса, страдавшая бронхиальной астмой, не переносила сигаретного дыма и тут же начинала кашлять.
«Вспоминая этот фильм, мама говорила: «Это был просто кошмар, я думала, что умру» — рассказывала впоследствии Ольга Ивлева.
Кстати, алкоголь Ивлева тоже терпеть не могла, поэтому практически никогда не участвовала в театральных посиделках.
Даже крохотные роли актриса превращала в шедевры
В 1980 году на Ивлеву обратил внимание мэтр комедийного кино Леонид Гайдай и пригласил в свою новую картину «За спичками» — экранизацию повести классика финской литературы Майю Лассила.
Работа Ивлевой настолько понравилась Гайдаю, что впоследствии он снял ее еще в трех своих фильмах — «Спортлото-82» (проводница), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (член исполкома) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (продавщица).
К сожалению, из 59 ролей, сыгранных Верой Ивлевой в кино, не было ни одной главной, да и второстепенные тоже были наперечет. В основном ее приглашали на небольшие эпизоды. Но талантливая актриса даже эти крохотные роли превращала в шедевры. Поэтому зрители запоминали и любили ее героинь.
«Так написать мог только любящий человек»
Пожалуй, единственным, кому не нравились работы Веры, был ее муж, Дмитрий Ивлев. Он не раз требовал, чтобы жена оставила кино и театр и занялась домашним хозяйством.
Но Ивлева любила свою работу больше, чем мужа. Поэтому, забрав дочку, ушла от него и подала на развод.
Вторым супругом актрисы (правда, только гражданским) стал художник-гример киностудии имени М. Горького Наум Маркзицер. С ним Вера счастливо прожила почти 7 лет. Наум, как родную, воспитывал ее дочку от первого брака — водил сначала в садик, потом в школу. И рядом с любимым и любящим человеком Вера расцвела.
В одном из интервью дочь актрисы рассказывала, что Маркзицер написал портрет Ивлевой, на котором она выглядела настоящей красоткой.
«Так написать мог только любящий человек», — говорила Ольга Ивлева.
Но в конце 80-х, когда началась волна еврейской эмиграции, Маркзицер решил уехать в Израиль. Он звал с собой Веру, но та наотрез отказалась — без родины и любимой работы актриса не представляла своей жизни.
Последней любовью Веры Ивлевой стал Яков Левитан, дальний родственник знаменитого советского диктора. Но этот союз тоже распался. Причиной стала алкогольная зависимость супруга.
Ивлева не могла уйти от Захарова
С приходом 90-х Ивлева продолжала сниматься в кино, по-прежнему в крошечных ролях. А вот в Ленкоме, которому она отдала больше 20 лет жизни, работы становилось все меньше.
Правда, Веру несколько раз приглашали в другие театры, но она отказывалась. По словам Ольги Ивлевой, мама не могла уйти от Марка Захарова, которого называла не иначе как «наш гений».
В конце концов, остался один спектакль, в котором была задействована Ивлева — «Тиль». Но в 1995 году, когда сгорели почти все его декорации, Захаров решил закрыть постановку. И Вера, оставшись без работы, вынуждена была уволиться из театра.
Вера сходила в церковь — исповедалась и причастилась
После этого в жизни актрисы началась сплошная черная полоса. Казалось, что ее начал преследовать какой-то злой рок.
Через несколько месяцев после увольнения Ивлеву сбила машина. К счастью, тогда она отделалась только легким испугом. Но через год, перебегая дорогу в неположенном месте, она вновь оказалась под колесами автомобиля.
На этот раз все было намного хуже. С многочисленными травмами и ушибом головы Вера попала в больницу. После этого у актрисы не только обострились все ее хронические болячки, но и началось серьезное нервное расстройство.
В Рождество 7 января 1999 года Вера Ивлева сходила в церковь — исповедалась и причастилась. А на следующий день отправилась навестить родственницу, которая жила в Химках. И не вернулась.
Дочка и зять актрисы обзвонили все больницы и морги, написали заявление в милицию — и все безрезультатно.
Веру Ивлеву нашли лишь весной
Только в марте, когда начал таять снег, в лесополосе недалеко от Бутаковского залива случайный прохожий наткнулся на тело женщины. Близкие опознали, что это была актриса Вера Ивлева.
По повреждениям следствие установило, что актриса вновь была сбита машиной. Виновник аварии и смерти актрисы не найден до сих пор.
«Вера Ивлева пропала без вести 8 января 1999 года. Накануне, в праздник Рождества Христова, она ушла в храм: исповедалась, причастилась и… исчезла бесследно. В ту рождественскую ночь Вера была сбита машиной. Водитель с места происшествия скрылся.», — вспоминал Станислав Садальский.
55-летнюю Веру Ивлеву, по словам Садальского, похоронили в закрытом гробу на Машкинском кладбище в Химках. А спустя десять лет некрополисты, разыскивающие заброшенные захоронения знаменитостей, наткнулись на могилу актрисы и пришли в ужас от ее запущенного состояния.
После этого усилиями энтузиастов из Общества некрополистов и при содействии Фонда Михаила Ульянова на могиле был установлен достойный памятник. На его открытии присутствовали некоторые артисты Ленкома, сказавшие об Иевлевой немало теплых слов.
«Благодаря ребятам из объединения некрополистов, занимающихся розыском забытых могил наших актеров, работники Машкинского кладбища по распоряжению главы города Химки навели порядок и поставили ограду на могиле Веры, а чуть позже силами фонда Михаила Ульянова были установлены новый крест и плита, на которой выбили строки: «Вспомни обо мне, Боже, и не оставь любящих тебя», — говорил Садальский.