В детстве он был арбатской шпаной, а стал стал легендой российского театра и кино. Сегодня без Александра Збруева невозможно представить культовые спектакли «Ленкома» и лучшие кинокартины. В 87 лет он продолжает играть Ромео на сцене, хотя от киноролей отказывается. Его личная жизнь — это большие драмы в двух браках и внебрачная дочь, ставшая актрисой. Расскажем, как сложилась судьба Александра Збруева.
Справка:
Имя: Александр Викторович Збруев
Кто такой: актер театра и кино
Дата и место рождения: 31 марта 1938 года (87 лет), Москва, СССР
Рост: 175 см
Ссылки: Кинопоиск, Википедия
Содержание (кликните, чтобы перейти)
— Детство актера: семейная трагедия, ссылка в лагерь и момент счастья
— Школьные годы и путь в профессию: как хулиган с Арбата стал актером
— Театральная карьера: как скромный выпускник стал легендой Ленкома
— Кинокарьера: громкий дебют и лучшие роли
— Личная жизнь: три женщины и сложная семейная история
— — Ранний первый брак и быстрый развод
— — Людмила Савельева: главная любовь длиною в жизнь
— — Тайный роман с коллегой и внебрачная дочь
— — Старшая дочь Наталья Збруева: отказалась от кино и живет затворницей
— — Внебрачная дочь Татьяна Збруева: стала актрисой и играет вместе с отцом в Ленкоме
— Александр Збруев сейчас: одиночество, слухи о болезнях, как выглядит
— Спектакли в 2025: пожилой Ромео и чеховская классика
— У актера есть внуки?
— Збруев и Петр Федоров из «Дуэлянта» — родственники?
Детство актера: не видел своего отца и 6 лет жил в ссылке с мамой
Александр Збруев появился на свет 31 марта 1938 года в Москве, в семье, где смешались драма и аристократическая история. Его отец, Виктор Збруев, занимал пост заместителя наркома связи СССР. Мама, Татьяна Федорова-Збруева, была потомственной дворянкой, получила театральное образование и служила в театре.
Карьера Виктора Збруева оборвалась внезапно: в ноябре 1937-го его арестовали как «врага народа», а через полгода расстреляли. Приговор ему вынесли всего за 15 минут — столько длилось заседание. Виктор так и не увидел новорожденного сына.
Татьяну Александровну с маленьким Сашей выслали в исправительный лагерь в Рыбинске. В тяжелых условиях они провели шесть лет.
Возвращение в Москву в 1944 году не принесло покоя. Просторная квартира на Арбате превратилась в коммуналку, где семье досталась лишь одна комната. Мать с трудом нашла работу на электроламповом заводе.
Самое яркое и счастливое воспоминание Александра Збруева — 9 мая 1945 года. Ликующие толпы на Арбате, объятия незнакомцев и ощущение, что страшное позади, он пронес через всю жизнь.
У Александра был старший брат — Евгений, родившийся в первом браке Татьяны Александровны. Женя, который был старше Саши на 14 лет, окончил Щукинское училище в 1945-м и поступил в столичный театр имени Вахтангова. Пока он делал первые шаги к будущему успеху, Александр хулиганил с друзьями и был вовсе не примерным сыном.
В школьные годы связался с арбатской шпаной. Как выбрал актерский путь
В детстве Александр Збруев больше напоминал персонажа из криминальной хроники, чем будущего народного артиста. Позже он назовет те годы «шпанскими». Двойки, прогулы и драки во дворе — его главные «успехи». Дважды он оставался на второй год: в четвертом классе за хулиганство исключили из пионеров, в восьмом — едва не бросил учёбу, мечтая о карьере водителя. Единственная «четверка» — по Конституции СССР. Зато во дворах Арбата он с прозвищем «Интеллигент» участвовал в драках «стенка на стенку», воровал яблоки из соседских садов.
Спасением стал спорт. Бокс закалял характер, гимнастика (1-й юношеский разряд) развивала пластику, а плавание учило выносливости. Эти навыки позже пригодились на сцене, но тогда Збруев и не думал об актерстве. Всё изменила театральная атмосфера дома.
Решающий поворот случился благодаря Надежде Вахтанговой — вдове легендарного режиссёра. Татьяна Александровна дружила с ней и однажды попросила прослушать ее младшего сына. Вахтангова разглядела в юном сорванце потенциал и лично готовила его к экзаменам в Щукинское училище.
На пробах Збруев шокировал комиссию: в офицерских сапогах и с белым шарфом на шее декламировал Толстого с улыбкой, от которой невозможно было оторваться.
«Я был сверхобаятельным и когда я улыбался, улыбались все вокруг», — вспоминал актер.
Пока он показывал свои способности приемной комиссии, дворовые друзья ждали у дверей аудитории, а мать держала кулаки, чтобы у сына все получилось.
Учеба стала для него перерождением. Из дерзкого парня он превратился в фаната театра. Перестал пропускать занятия и впитывал знания, как губка. Збруев наконец нашел то, ради чего стоило стараться: сцена заменила ему уличные авантюры.
Театральная карьера Збруева: стал легендой Ленкома и верен ему 60+ лет
Его путь в «Ленкоме» начался с появления в 1961 году. Первые несколько лет Александр оставался «невидимкой», выходя на сцену в крошечных ролях. Всё изменилось с приходом режиссёра Анатолия Эфроса, который разглядел в нём ту самую искру.
«Он вытащил из меня то, о чём я сам не догадывался», — позже признавался Збруев.
Первой серьёзной проверкой стал спектакль «Марат, Лика, Леонидик» (1963), где 25-летний актёр сыграл юношу из блокадного Ленинграда. А через год Эфрос доверил ему роль, определившую судьбу, — Михаила Лермонтова в постановке «О Лермонтове…». Публика влюбилась в его хрупкий романтизм и глубину.
Пик славы наступил в 1970-х, когда худруком «Ленкома» стал Марк Захаров. Его авангардные постановки превратили Збруева в живую легенду. Он играл короля Клавдия в «Гамлете», ироничного Гаева в «Вишневом саде», блистал в «Варваре и еретике» — каждая роль становилась событием.
«С Захаровым мы как альпинисты: он даёт высоту, а ты должен её взять», — говорил актёр.
За 60+ лет он пережил в театре всё: смену пяти главных режиссёров, конфликты, но никогда не предал «Ленком».
«Я категорически против, чтобы люди выступали против того театра, в котором служат. Это значит — против своих партнеров и руководства театра», — считает актер.
Сегодня, в 87 лет, Збруев не ограничивается родной сценой. В 2024-м он покорил Театр на Малой Бронной в спектакле «Одна и один», доказав, что страсть к искусству не имеет возраста. Но сердце его остается там, где началась история — в «Ленкоме», где он по-прежнему задействован в лучших постановках.
Кинокарьера Александра Збруева
Дебют на экране, этап 70-х и всесоюзная слава
Александр Збруев ворвался в кино с ролью, которая определила его судьбу. В 1962 году 24-летний актёр сыграл Димку Денисова в драме «Мой младший брат».
Картину снимали на побережье в Прибалтике. Дирекция съёмочной группы не церемонилась с молодыми неизвестными актёрами. В Таллин их отправили в общем вагоне, а в гостинице на взморье поселили в один номер без горячей воды При этом гримеры каждое утро исправно мазали актёров морилкой, чтобы имитировать на телах пляжный загар.
Троица молодых актёров неожиданно показала характер. В одну из смен на пляже они заявили, что не уедут с площадки до той поры, пока каждому из них не предоставят отдельный номер с горячей водой. История закончилась победой: руководство студии улучшило быт актёров. Этот эпизод многое говорит о характере Збруева — он всегда отстаивал свои принципы, даже рискуя карьерой.
Эта забастовка могла бы плачевно закончиться для дебютантов — как минимум, их могли снять с ролей. Но всё обошлось, а фильм принес Збруеву, Далю и Миронову первую популярность. Они вытащили звездный билет, писали тогда в прессе.
Фильм собрал 23 млн зрителей, но важнее было другое: Збруев на съемочной площадке сразу нашел свой стиль. Режиссёр Александр Зархи попросил его быть собой — так родился образ «романтичного бунтаря», который позже повторится во многих его ролях.
После детектива «Два билета на дневной сеанс» (1966) зрители запомнили его как харизматичного следователя Алёшина.
Но настоящий взлет случился в 1973-м с выходом комедии «Большая перемена». Его Григорий Ганжа — взрослый ученик вечерней школы — покорил страну хулиганским обаянием. Фильм, который критики называли «несерьезным», собрал 65 млн зрителей.
После премьеры актер получал мешки писем: поклонницы признавались в любви, спрашивали совета, присылали фотографии. Интересно, что эта роль едва не сломала кинокарьеру Збруева — он ее никогда не считал знаковой. Возможно, потому что ему ничего не пришлось играть — в кадре он был самим собой.
«После Ганжи я два года отказывался от похожих ролей — боялся стать заложником одного образа».
Но даже спустя десятилетия зрители видели в нём того самого хулигана с добрым сердце. Когда актер появлялся на улице, прохожие кричали: «Смотри, это же Ганжа!» — и это было высшим признанием.
Знаковые роли в зрелом творчестве: от военной драмы до трагикомедии
Если в молодости Збруев покорял зрителей обаянием романтичных героев, то после 40 его творчество заиграло новыми красками. В 1985 году он перевоплотился в капитана Ермакова из военной драмы «Батальоны просят огня» — офицера, вынужденного жертвовать подчиненными ради выполнения приказа.
Эта роль стала поворотной: вместо улыбчивого парня зрители увидели актёра, способного передать глубину человеческой трагедии. Критики отмечали, как органично он сочетал военную выправку с душевной надломленностью.
Роль в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться» стала для Збруева глотком свежего воздуха, поскольку ему надоели роли положительных героев. К тому же к тому моменту он уже на своем опыте знал, что такое любовь и одиночество. Все это сочеталось и в его персонаже.
Семь лет спустя Збруев удивил ещё больше, сыграв Сталина в фильме «Ближний круг». Его вождь не был карикатурным злодеем — через бытовые детали (просмотр кино, разговоры с киномехаником) актер показал человека, запертого в клетке собственной власти. И хотя экранного времени у персонажа было мало, образ запомнился многогранностью: от улыбки до ледяного взгляда, решающего судьбы.
Но настоящую народную любовь принесли ему роли «сломленных» мужчин 90-х. В мелодраме «Ты у меня одна» его герой — бывший боксер, таскающий мешки по ночам, — стал символом поколения, потерявшего опору. За эту работу Збруев получил первую премию «Кинотавра».
А в 1997-м в комедии «Бедная Саша» он мастерски соединил абсурд и грусть, сыграв неудачливого вора, ставшего нянькой для дочери банкирши. Вторая по счету премия «Кинотавр» подтвердила: он виртуозно балансирует между смешным и трогательным.
Интересно, что даже снимаясь в кинохитах, Збруев всегда ставил Ленком на первое место в своей карьере. В 90-е, когда многие актёры массово уходили в сериалы, он предпочитал сцену: играл в легендарных спектаклях «Юнона и Авось», «Поминальная молитва». А в 2016-м, в 78 лет, покорил зрителей сложнейшей ролью Рогожина в постановке «Князь» по мотивам «Идиота» Достоевского.
Даже с возрастом он не искал лёгких путей, выбирая персонажей с «трещинами» в душе. Збруев был и остается тем артистом, из-за которого публика идет в театр.
Современные кинороли Збруева: почему так редко снимается
В нулевые Александр Збруев практически исчез с экранов — за целое десятилетие он согласился лишь на три роли. После бурных 90-х, когда актер снимался почти без перерывов, этот выбор удивил поклонников. Причина оказалась принципиальной: Збруев открыто критиковал новую эпоху российского кино и отказывался от проектов, которые считал пустыми.
Единственными исключениями стали мелодрама «Северное сияние», где он сыграл отца, не узнающего собственную дочь, и криминальная лента «Кожа саламандры», которую позже назвал «неудачным экспериментом».
Возвращение случилось в 2014-м — и неожиданно. 76-летний актер согласился на главную роль в независимом проекте «Кино про Алексеева».
Фильм снимали на деньги зрителей через краудфандинг, а его героем стал стареющий бард, который переосмысливает жизнь. Критики позже признали эту работу одной из лучших в его карьере.
Ещё один сюрприз ждал поклонников в 2019-м: Збруев появился в скандальном сериале «Содержанки». Как позже выяснилось, на съёмки его уговорил режиссёр Константин Богомолов. Александру нравилось его видение как в театре, так и в кино, поэтому он согласился на небольшую, но яркую роль в сериале. С тех пор новых ролей не было.
«Мне неинтересно нынешнее кино, сериалы. Да, предлагают ролей предлагают все меньше и меньше. Но я не расстраиваюсь. Меня по-прежнему радует мой театр», — пояснил актер в интервью в 2024 году.
Личная жизнь: три женщины и сложная семейная история
Первая любовь актера: страсть, которая закончилась драмой
Их история началась на Арбате, где Саша увидел невероятную красавицу Валентину Малявину в ярко-красной куртке.
«Вслед за не обернулся не только я, но и еще несколько человек. В ее глазах можно было утонуть», — вспоминал Збруев.
Роман вспыхнул стремительно, но родители Валентины и Александра открыто не одобряли их выбор. Маме Александра 17-летняя девушка казалась очень легкомысленной. В 1959 году влюбленные тайно расписались, но и представить не могли, какое испытание их ждет.
Когда Малявина забеременела, ее мать была категорически против рождения ребенка. Она хитростью отвезла её в больницу — под предлогом осмотра. А там ей дали наркоз и вызвали искусственные роды. Так получилось, что Александр в этот момент был на съемках. Когда потрясенная Валентина призналась ему в том, что потеряла ребенка, он не смог сдержать гнев. Эта драма стала поворотной в жизни молодой семьи.
Збруев позднее признавался, что не чувствовал себя «нагулявшимся», а Валентина увлеклась другим мужчиной. Финальным аккордом стал ее роман с режиссёром Павлом Арсеновым на съёмках «Подсолнуха». Приведя нового возлюбленного в общую квартиру, Малявина поставила крест на отношениях — Збруев подал на развод спустя 4 года брака.
Но жизнь после расставания оказалась удивительной. Несмотря на боль, бывшие супруги сохранили уважение: Александр поддерживал Валентину во время тюремного срока в 1980-х и после полной потери зрения, помогая ей и материально в том числе.
Людмила Савельева: главная любовь длиною в жизнь
В 1966 году на «Мосфильме» случилось то, что сам Збруев позже назовет «ударом молнии». Молодой актер, уже известный по фильму «Мой младший брат», заглянул в соседний павильон — и замер. Перед ним стояла Людмила Савельева в белом бальном платье с высокой прической, только что закончившая съемки сцены первого бала Наташи Ростовой для «Войны и мира».
«Так ты и есть та самая Наташа?» — вырвалось у него. В ответ она смущённо улыбнулась, а он понял: это та самая женщина, ради которой стоит менять жизнь.
На тот момент Збруев был восходящей звездой советского кино, переживавшей болезненный развод с первой женой. Их роман был трогательным и красивым: в один из декабрьских дней Александр дарил Людмиле белую сирень, которую привезли из Грузии. В 1967-м пара сыграла скромную свадьбу, а в ноябре того же года у них родилась дочь Наталья.
Савельева, казалось, имела все для головокружительной карьеры: оскароносный дебют, предложения от итальянских режиссёров, поклонников по всему миру. Но после рождения ребёнка она сделала выбор в пользу семьи. Когда в 1980-х дочь пережила тяжёлый нервный срыв, Людмила окончательно ушла из профессии, чтобы быть рядом.
Брак Збруева и Савельевой пережил не только испытание славой, но и изменой. В 1990-х Збруев, тогда уже народный любимец, закрутил роман с коллегой по театру Еленой Шаниной.
«Нет безгрешных людей. И я знаю, где я грешен, перед кем виноват», — сказал актер в одном из телеинтервью.
Савельева могла уйти, но предпочла дать мужу шанс и сохранила семью. Сегодня, спустя 58 лет вместе, они редко появляются на публике, но те, кто видел их в театре, отмечают: Збруев по-прежнему так же нежно придерживает Людмилу за локоть.
Тайный роман с Еленой Шаниной и рождение внебрачного ребенка
Их история началась не с первого взгляда, а с многолетнего восхищения. Елена Шанина, младшая на 14 лет, пришла в «Ленком» в 1975-м, но лишь в конце 1980-х годы между коллегами пробежала искра. Они оба играли в спектакле «Хория».
К тому моменту Збруев уже 20 лет был примерным семьянином — его брак с Людмилой Савельевой считали эталоном. Однако Збруев не скрывал того, что на смену ярким чувства пришел долг перед семьей.
«Иногда быт, в который попадает наша любовь, растаскивает ее. От любви ничего не остается. Любовь это есть любовь. А семья — совсем другое», — говорил актер в интервью.
Шанина, пережившая развод из-за пьянства первого мужа, искала опору — и нашла её в талантливом, но недоступном партнёре.
Роман тщательно скрывали, хотя в театре шептались о страстных взглядах за кулисами. Збруев разрывался между домом и новой любовью, но уходить от жены не собирался. В декабре 1992-го 40-летняя Шанина родила дочь Татьяну. Актер, несмотря на брак, признал ребёнка — в свидетельстве о рождении появилась его фамилия.
Людмила Савельева, узнав позднее о романе мужа и его внебрачной дочери, предпочла молчание скандалам.
«Надо любить и прощать», — позже объясняла она свою позицию.
Роман Збруева и Шаниной оборвался с рождением девочки. Александр, сохранив семью, поддерживал Шанину материально, но романтические встречи остались в прошлом.
Дочери Александра Збруева: два разных пути
Наталья Збруева: отказалась быть актрисой и живет в уединении после личной драмы
Дочь Збруева и Савельевой появилась на свет 20 ноября 1967 года и получила имя в честь Наташи Ростовой, которую и сыграла Людмила. Детство прошло среди звёзд советского кино: в гостях бывали Козаков, Броневой и другие кумиры эпохи.
Но за фасадом богемной жизни скрывалась девочка, которая с юности искала свой путь. У Наташи были хорошие способности к иностранным языками, а в 16 лет она неожиданно дебютировала в кино — роль в фильме «Если верить Лопотухину». Но продолжать актёрскую карьеру дочь Збруева не хотела.
«Она упрямая, волевая, независимая — как сказала, так и будет. И при этом очень ранимая, эмоциональная, впечатлительная», — так описал актер характер наследницы.
Наталья мечтала о филфаке, увлекалась языками, но в ее жизни случилось потрясение. Мужчина, в которого она была влюблена, предал ее. Для юной дочери Збруева это обернулось серьезнейшим нервным срывом.
Александр Збруев не рассказывает о том, что тогда произошло. Известно лишь, что та драма стала спусковым крючком для череды испытаний. С 2005 года 57-летняя Наталья живет затворницей вместе с отцом и мамой в их квартире на Малой Бронной.
По словам актера, она на дому редактирует тексты и ведёт «тихий бизнес», а в трудные моменты находит утешение в православии.
«Наташа много читает, прекрасно разбирается в музыке, искусстве. Иногда начинает рассказывать мне что-то, я удивляюсь: „А почему я этого не знаю? Вроде бы немало прожил…“ Наташа предпочитает камерное общение, ей не нужна толпа народа вокруг», — рассказыва Збруев в интервью.
Внебрачная дочь Татьяна Збруева: продолжила актерскую династию
Татьяна появилась на свет 4 декабря 1992 года в Москве, став живым воплощением любви двух артистов — Александра Збруева и Елены Шаниной. Девочка росла среди театральных афиш и звездных гостей — Ларисы Луппиан, Елизаветы Боярской и других.
Когда Таня заболела и оказалась в больнице, Збруев всю ночь не отходил от нее и держал за руку. Она всегда ощущала заботу и любовь отца, несмотря на то что он остался в своей семье.
В 15 лет Татьяна посмотрела спектакль студентов Льва Додина. И это перевернуло её мир — она твёрдо решила стать актрисой, хотя до этого мечтала о журналистике. Свободное владение английским и французским (девушка даже переводила книги!) не спасли её от актерской судьбы: после года на журфаке она подала документы в ГИТИС.
Путь на сцену оказался непростым: Таня осознанно выбрала всего добиться сама, без помощи звездных родственников. Сначала она училась год на факультете театроведения в ГИТИСе, затем поступила в театральный вуз и после его окончания была принята в труппу «Ленкома». В 2014 году она дебютировала в «Поминальной молитве». А позднее решила получить еще одно высшее образование — журналистское.
Отношения с Александром Викторовичем всегда наполнены взаимным уважением. Даже став мамой — в 2024 году у неё родился сын Лев — она не перестала советоваться с отцом. А он, в свою очередь, называет дочь «надежной и честной», гордясь ею и как человеком, и как актрисой. Кинокарьера Татьяны пока скромная — у нее всего 3 роли в сериалах «Обычная женщина», «Обоюдное согласие» и «Алиса не может ждать».
Татьяна, как когда-то её родители, балансирует между сценой, семьей и съёмками, доказывая: династия Збруевых — это не просто фамилия, а история, которая продолжается.
Збруев сейчас: слухи о болезнях, одиночество и как выглядит актер
87 лет — возраст, который Александр Викторович называет «очень солидным». Говорит, что когда-то 40-летние коллеги раньше казались ему стариками, а теперь сам вдвое старше.
«Самое страшное в жизни человека в том, что нельзя остановить время. Оно так быстро пролетает! Мне так трудно поверить в мой возраст! Но это есть… Это вся моя жизнь».
Актер не скрывает, что порой ощущает одиночество: у него не осталось тех, с кем он так любил общаться и дружить. Александр Абдулов и Олег Янковский давно ушли из жизни.
«Иногда думаю: надо позвонить кому-то, а позвонить уже некому», — с горечью говорит Збруев.
Слухи о здоровье преследуют его последние несколько лет — в прессе то и дело появляются новости о его «заболеваниях». В 2024 году госпитализация из-за одышки взорвала соцсети, но сам артист парировал:
«Всё в порядке, это фейк. Я — тьфу-тьфу — жив, здоров, работаю на полную катушку».
Помимо театрального творчества, он находит радость в общении с семьей и единственным внуком — сыном дочери Татьяны. А еще Збруев по-прежнему восхищается красивыми женщинами.
Впрочем, он сам получает множество комплиментов от женщин-коллег и поклонниц — в свои 87 выглядит лет на 20 моложе. Александр Викторович сохранил свою фирменную улыбку и озорной взгляд с прищуром. Однажды Григорий Горин даже пошутил по поводу вечной молодости актера:
«Смотрите, сын того самого Збруева идет!»
Спектакли с участием Збруева в 2025: от классики до современного Ромео
Его имя до сих пор ассоциируют с обаятельным Ганжой из «Большой перемены», но в кино Александра Збруева не видели уже шесть лет. Последней работой стал сериал «Содержанки» 2019 года — после него актер отказался от съемок. Вместо съёмочных площадок он по-прежнему служит Мельпомене.
87-летний актер продолжает удивлять театралов, мастерски балансируя между проверенной классикой и смелыми экспериментами. В «Ленкоме» он возвращается к роли Гаева в спектакле «Вишневый сад». На этой же сцене зрители видят его в амплуа Анучкина из «Женитьбы» — комичного жениха, чьи неуклюжие ухаживания заставляют зал смеяться до слез.
Но главный сюрприз ждет в Театре на Малой Бронной. В постановке «Одна и один» Константина Богомолова Збруев примеряет роль… Ромео. Да, того самого шекспировского юноши, только в неожиданной интерпретации.
Его персонаж — не пылкий влюблённый, а мудрый, ироничный мужчина, который ведет диалог с Джульеттой (Вера Майорова) на грани философского противостояния. Этот дуэт стал театральной сенсацией, доказав, что возраст — не помеха для дерзких творческих решений.
Интересные факты
Правда ли, что родословная Збруева начинается с эпохи Петра I?
Да, его бабушка по материнской линии носил титул баронессы, а мама была столбовой дворянкой.
У актера есть внуки?
У 87-летнего Александра Збруева есть единственный внук Лев. Он появился на свет в начале 2024 года в семье его внебрачной дочери Татьяны.
Александр Збруев и актер Петр Федоров из «Дуэлянта» — родственники?
Да, Петр Федоров-младший является внучатым племянником Збруева.
Награды, премии и звания
За 60+ лет карьеры Александр Збруев стал одним из самых титулованных актеров России. Каждая награда отражает его вклад в искусство театра и кино.
Почетные звания
- Заслуженный артист РСФСР (23 декабря 1977 года) — за заслуги в области советского театра;
- Народный артист РСФСР (26 мая 1989 года) — за большие заслуги в области советского искусства.
Государственные награды Российской Федерации
- Орден Почёта (25 августа 1997 года) — за большие заслуги в развитии театрального искусства;
- Благодарность Президента Российской Федерации В. В. Путина (16 сентября 2002 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства;
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года (5 июня 2003 года) — за спектакль Московского театра «Ленком» «Шут Балакирев»;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 июля 2007 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 сентября 2013 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 июня 2018 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность;
- Орден Александра Невского (8 февраля 2024 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
- Нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» Министерства культуры Российской Федерации (14 марта 2018 года).
Кинопремии и фестивальные награды
Фестиваль «Кинотавр»:
- 1993 — приз за лучшую мужскую роль на IV Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи за исполнение главной роли Евгения Павловича Тимошина в фильме «Ты у меня одна»;
- 1998 — приз за лучшую мужскую роль на IX Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи за исполнение главной роли Владимира Сергеевича Берёзкина в фильме «Бедная Саша».
Другие кинопремии:
- 2014 — приз за лучшую мужскую роль на XXI Международном фестивале актёров кино «Созвездие» Гильдии актёров кино России в Орле за исполнение главной роли Николая Васильевича Алексеева в фильме «Кино про Алексеева»;
- 2014 — приз имени Михаила Ульянова за лучшую мужскую роль на XII фестивале отечественного кино «Московская премьера» за исполнение главной роли в фильме «Кино про Алексеева»;
- 2015 — лауреат кинопремии «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль в кино» за исполнение главной роли в фильме «Кино про Алексеева».
Театральные премии
- 2008 — лауреат ежегодной театральной премии газеты «Московский комсомолец» в категории «Мэтры»;
- 2015 — лауреат международной ежегодной театральной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в категории «Лучшая мужская роль» за исполнение роли царя Бориса Годунова в спектакле «Борис Годунов» в постановке Константина Богомолова;
- 2016 — лауреат премии имени Евгения Леонова Благотворительного фонда имени Евгения Леонова за лучшую мужскую роль за роль Парфёна Семёновича Рогожина в спектакле «Князь»;
- 2018 — лауреат премии «Золотая маска» специальный почётный приз «За выдающийся вклад в театральное искусство» Союза театральных деятелей Российской Федерации;
- 2020 — лауреат международной театральной премии «Звезда Театрала» редакции журнала «Театрал» в почётной номинации «Легенда сцены» за честь, достоинство и многолетнее служение искусству.