Александр Збруев: от арбатской шпаны до звезды «Большой перемены». Биография и личная жизнь

Анна Багдасарова,
редакция Femmie

Почему актер не любит роль Ганжи и какие драмы пережил в двух браках.

«Большая перемена» / Мосфильм

В детстве он был арбатской шпаной, а стал стал легендой российского театра и кино. Сегодня без Александра Збруева невозможно представить культовые спектакли «Ленкома» и лучшие кинокартины. В 87 лет он продолжает играть Ромео на сцене, хотя от киноролей отказывается. Его личная жизнь — это большие драмы в двух браках и внебрачная дочь, ставшая актрисой. Расскажем, как сложилась судьба Александра Збруева.

Википедия

Справка:

Имя: Александр Викторович Збруев
Кто такой: актер театра и кино
Дата и место рождения: 31 марта 1938 года (87 лет), Москва, СССР
Рост: 175 см
Ссылки: Кинопоиск, Википедия

 

 

 

Содержание (кликните, чтобы перейти)

— Детство актера: семейная трагедия, ссылка в лагерь и момент счастья
— Школьные годы и путь в профессию: как хулиган с Арбата стал актером
— Театральная карьера: как скромный выпускник стал легендой Ленкома
— Кинокарьера: громкий дебют и лучшие роли
— Личная жизнь: три женщины и сложная семейная история
Ранний первый брак и быстрый развод
Людмила Савельева: главная любовь длиною в жизнь
Тайный роман с коллегой и внебрачная дочь
 Старшая дочь Наталья Збруева: отказалась от кино и живет затворницей
 Внебрачная дочь Татьяна Збруева: стала актрисой и играет вместе с отцом в Ленкоме
— Александр Збруев сейчас: одиночество, слухи о болезнях, как выглядит
— Спектакли в 2025: пожилой Ромео и чеховская классика
— У актера есть внуки?
— Збруев и Петр Федоров из «Дуэлянта» — родственники?

 

 

 

Детство актера: не видел своего отца и 6 лет жил в ссылке с мамой

Александр Збруев в юности. Д/ф «Дворы нашего детства», ТО Экран

Александр Збруев появился на свет 31 марта 1938 года в Москве, в семье, где смешались драма и аристократическая история. Его отец, Виктор Збруев, занимал пост заместителя наркома связи СССР. Мама, Татьяна Федорова-Збруева, была потомственной дворянкой, получила театральное образование и служила в театре.

Татьяна Федорова-Збруева. Д/ф «Александр Збруев. Три истории любви», Первый канал

Карьера Виктора Збруева оборвалась внезапно: в ноябре 1937-го его арестовали как «врага народа», а через полгода расстреляли. Приговор ему вынесли всего за 15 минут — столько длилось заседание. Виктор так и не увидел новорожденного сына.

Виктор Збруев. Д/ф «Александр Збруев. Три истории любви», Первый канал

Татьяну Александровну с маленьким Сашей выслали в исправительный лагерь в Рыбинске. В тяжелых условиях они провели шесть лет.

Возвращение в Москву в 1944 году не принесло покоя. Просторная квартира на Арбате превратилась в коммуналку, где семье досталась лишь одна комната. Мать с трудом нашла работу на электроламповом заводе.

Самое яркое и счастливое воспоминание Александра Збруева — 9 мая 1945 года. Ликующие толпы на Арбате, объятия незнакомцев и ощущение, что страшное позади, он пронес через всю жизнь.

У Александра был старший брат — Евгений, родившийся в первом браке Татьяны Александровны. Женя, который был старше Саши на 14 лет, окончил Щукинское училище в 1945-м и поступил в столичный театр имени Вахтангова. Пока он делал первые шаги к будущему успеху, Александр хулиганил с друзьями и был вовсе не примерным сыном.

В школьные годы связался с арбатской шпаной. Как выбрал актерский путь

В детстве Александр Збруев больше напоминал персонажа из криминальной хроники, чем будущего народного артиста. Позже он назовет те годы «шпанскими». Двойки, прогулы и драки во дворе — его главные «успехи». Дважды он оставался на второй год: в четвертом классе за хулиганство исключили из пионеров, в восьмом — едва не бросил учёбу, мечтая о карьере водителя. Единственная «четверка» — по Конституции СССР. Зато во дворах Арбата он с прозвищем «Интеллигент» участвовал в драках «стенка на стенку», воровал яблоки из соседских садов.

«Путешествие в апрель» / Молдова фильм

Спасением стал спорт. Бокс закалял характер, гимнастика (1-й юношеский разряд) развивала пластику, а плавание учило выносливости. Эти навыки позже пригодились на сцене, но тогда Збруев и не думал об актерстве. Всё изменила театральная атмосфера дома.

Решающий поворот случился благодаря Надежде Вахтанговой — вдове легендарного режиссёра. Татьяна Александровна дружила с ней и однажды попросила прослушать ее младшего сына. Вахтангова разглядела в юном сорванце потенциал и лично готовила его к экзаменам в Щукинское училище.

На пробах Збруев шокировал комиссию: в офицерских сапогах и с белым шарфом на шее декламировал Толстого с улыбкой, от которой невозможно было оторваться.

«Я был сверхобаятельным и когда я улыбался, улыбались все вокруг», — вспоминал актер.

Пока он показывал свои способности приемной комиссии, дворовые друзья ждали у дверей аудитории, а мать держала кулаки, чтобы у сына все получилось.

Учеба стала для него перерождением. Из дерзкого парня он превратился в фаната театра. Перестал пропускать занятия и впитывал знания, как губка. Збруев наконец нашел то, ради чего стоило стараться: сцена заменила ему уличные авантюры.

Театральная карьера Збруева: стал легендой Ленкома и верен ему 60+ лет

Википедия

Его путь в «Ленкоме» начался с появления в 1961 году. Первые несколько лет Александр оставался «невидимкой», выходя на сцену в крошечных ролях. Всё изменилось с приходом режиссёра Анатолия Эфроса, который разглядел в нём ту самую искру.

«Он вытащил из меня то, о чём я сам не догадывался», — позже признавался Збруев.

Первой серьёзной проверкой стал спектакль «Марат, Лика, Леонидик» (1963), где 25-летний актёр сыграл юношу из блокадного Ленинграда. А через год Эфрос доверил ему роль, определившую судьбу, — Михаила Лермонтова в постановке «О Лермонтове…». Публика влюбилась в его хрупкий романтизм и глубину.

Телеспектакль Марат, Лика, Леонидик», 1971 год / Центральное телевидение

Пик славы наступил в 1970-х, когда худруком «Ленкома» стал Марк Захаров. Его авангардные постановки превратили Збруева в живую легенду. Он играл короля Клавдия в «Гамлете», ироничного Гаева в «Вишневом саде», блистал в «Варваре и еретике» — каждая роль становилась событием.

«С Захаровым мы как альпинисты: он даёт высоту, а ты должен её взять», — говорил актёр.

«Вишневый сад» / Ленком

За 60+ лет он пережил в театре всё: смену пяти главных режиссёров, конфликты, но никогда не предал «Ленком».

«Я категорически против, чтобы люди выступали против того театра, в котором служат. Это значит — против своих партнеров и руководства театра», — считает актер.

Сегодня, в 87 лет, Збруев не ограничивается родной сценой. В 2024-м он покорил Театр на Малой Бронной в спектакле «Одна и один», доказав, что страсть к искусству не имеет возраста. Но сердце его остается там, где началась история — в «Ленкоме», где он по-прежнему задействован в лучших постановках.

Кинокарьера Александра Збруева

Дебют на экране, этап 70-х и всесоюзная слава

Александр Збруев ворвался в кино с ролью, которая определила его судьбу. В 1962 году 24-летний актёр сыграл Димку Денисова в драме «Мой младший брат».

Александр Збруев, Олег Даль (слева) и Андрей Миронов в фильме «Мой младший брат» / Мосфильм

Картину снимали на побережье в Прибалтике. Дирекция съёмочной группы не церемонилась с молодыми неизвестными актёрами. В Таллин их отправили в общем вагоне, а в гостинице на взморье поселили в один номер без горячей воды При этом гримеры каждое утро исправно мазали актёров морилкой, чтобы имитировать на телах пляжный загар.

Троица молодых актёров неожиданно показала характер. В одну из смен на пляже они заявили, что не уедут с площадки до той поры, пока каждому из них не предоставят отдельный номер с горячей водой. История закончилась победой: руководство студии улучшило быт актёров. Этот эпизод многое говорит о характере Збруева — он всегда отстаивал свои принципы, даже рискуя карьерой.

Мой младший брат» / Мосфильм

Эта забастовка могла бы плачевно закончиться для дебютантов — как минимум, их могли снять с ролей. Но всё обошлось, а фильм принес Збруеву, Далю и Миронову первую популярность. Они вытащили звездный билет, писали тогда в прессе.

Фильм собрал 23 млн зрителей, но важнее было другое: Збруев на съемочной площадке сразу нашел свой стиль. Режиссёр Александр Зархи попросил его быть собой — так родился образ «романтичного бунтаря», который позже повторится во многих его ролях.

«Два билета на дневной сеанс» / Ленфильм

После детектива «Два билета на дневной сеанс» (1966) зрители запомнили его как харизматичного следователя Алёшина.

Но настоящий взлет случился в 1973-м с выходом комедии «Большая перемена». Его Григорий Ганжа — взрослый ученик вечерней школы — покорил страну хулиганским обаянием. Фильм, который критики называли «несерьезным», собрал 65 млн зрителей.

«Большая перемена» / Мосфильм

После премьеры актер получал мешки писем: поклонницы признавались в любви, спрашивали совета, присылали фотографии. Интересно, что эта роль едва не сломала кинокарьеру Збруева — он ее никогда не считал знаковой. Возможно, потому что ему ничего не пришлось играть — в кадре он был самим собой.

«После Ганжи я два года отказывался от похожих ролей — боялся стать заложником одного образа».

Но даже спустя десятилетия зрители видели в нём того самого хулигана с добрым сердце. Когда актер появлялся на улице, прохожие кричали: «Смотри, это же Ганжа!» — и это было высшим признанием.

Знаковые роли в зрелом творчестве: от военной драмы до трагикомедии

Если в молодости Збруев покорял зрителей обаянием романтичных героев, то после 40 его творчество заиграло новыми красками. В 1985 году он перевоплотился в капитана Ермакова из военной драмы «Батальоны просят огня» — офицера, вынужденного жертвовать подчиненными ради выполнения приказа.

«Батальоны просят огня» / Мосфильм

Эта роль стала поворотной: вместо улыбчивого парня зрители увидели актёра, способного передать глубину человеческой трагедии. Критики отмечали, как органично он сочетал военную выправку с душевной надломленностью.

Роль в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться» стала для Збруева глотком свежего воздуха, поскольку ему надоели роли положительных героев. К тому же к тому моменту он уже на своем опыте знал, что такое любовь и одиночество. Все это сочеталось и в его персонаже.

«Одинокая женщина желает познакомиться» / Киностудия им.Довженко

Семь лет спустя Збруев удивил ещё больше, сыграв Сталина в фильме «Ближний круг». Его вождь не был карикатурным злодеем — через бытовые детали (просмотр кино, разговоры с киномехаником) актер показал человека, запертого в клетке собственной власти. И хотя экранного времени у персонажа было мало, образ запомнился многогранностью: от улыбки до ледяного взгляда, решающего судьбы.

«Ближний круг» / Мосфильм, Uno International, Columbia Pictures

Но настоящую народную любовь принесли ему роли «сломленных» мужчин 90-х. В мелодраме «Ты у меня одна» его герой — бывший боксер, таскающий мешки по ночам, — стал символом поколения, потерявшего опору. За эту работу Збруев получил первую премию «Кинотавра».

«Ты у меня одна» / Ленфильм, Информпрессервис

А в 1997-м в комедии «Бедная Саша» он мастерски соединил абсурд и грусть, сыграв неудачливого вора, ставшего нянькой для дочери банкирши. Вторая по счету премия «Кинотавр» подтвердила: он виртуозно балансирует между смешным и трогательным.

«Бедная Саша» / Gold Vision, ТВ-6 Москва

Интересно, что даже снимаясь в кинохитах, Збруев всегда ставил Ленком на первое место в своей карьере. В 90-е, когда многие актёры массово уходили в сериалы, он предпочитал сцену: играл в легендарных спектаклях «Юнона и Авось», «Поминальная молитва». А в 2016-м, в 78 лет, покорил зрителей сложнейшей ролью Рогожина в постановке «Князь» по мотивам «Идиота» Достоевского.

Спектакль «Князь» / Ленком

Даже с возрастом он не искал лёгких путей, выбирая персонажей с «трещинами» в душе. Збруев был и остается тем артистом, из-за которого публика идет в театр.

Современные кинороли Збруева: почему так редко снимается

В нулевые Александр Збруев практически исчез с экранов — за целое десятилетие он согласился лишь на три роли. После бурных 90-х, когда актер снимался почти без перерывов, этот выбор удивил поклонников. Причина оказалась принципиальной: Збруев открыто критиковал новую эпоху российского кино и отказывался от проектов, которые считал пустыми.

«Северное сияние» / Глобус XXI

Единственными исключениями стали мелодрама «Северное сияние», где он сыграл отца, не узнающего собственную дочь, и криминальная лента «Кожа саламандры», которую позже назвал «неудачным экспериментом».

Возвращение случилось в 2014-м — и неожиданно. 76-летний актер согласился на главную роль в независимом проекте «Кино про Алексеева».

«Кино про Алексеева», кинокомпания «Новые люди»

Фильм снимали на деньги зрителей через краудфандинг, а его героем стал стареющий бард, который переосмысливает жизнь. Критики позже признали эту работу одной из лучших в его карьере.

«Содержанки» / Start Studio

Ещё один сюрприз ждал поклонников в 2019-м: Збруев появился в скандальном сериале «Содержанки». Как позже выяснилось, на съёмки его уговорил режиссёр Константин Богомолов. Александру нравилось его видение как в театре, так и в кино, поэтому он согласился на небольшую, но яркую роль в сериале. С тех пор новых ролей не было.

«Мне неинтересно нынешнее кино, сериалы. Да, предлагают ролей предлагают все меньше и меньше. Но я не расстраиваюсь. Меня по-прежнему радует мой театр», — пояснил актер в интервью в 2024 году.

Личная жизнь: три женщины и сложная семейная история

Первая любовь актера: страсть, которая закончилась драмой

«Юность» / Киностудия им.Горького

Их история началась на Арбате, где Саша увидел невероятную красавицу Валентину Малявину в ярко-красной куртке.

«Вслед за не обернулся не только я, но и еще несколько человек. В ее глазах можно было утонуть», — вспоминал Збруев.

Роман вспыхнул стремительно, но родители Валентины и Александра открыто не одобряли их выбор. Маме Александра 17-летняя девушка казалась очень легкомысленной. В 1959 году влюбленные тайно расписались, но и представить не могли, какое испытание их ждет.

Александр и Валентина. Д/ф «Александр Збруев. Три истории любви», Первый канал

Когда Малявина забеременела, ее мать была категорически против рождения ребенка. Она хитростью отвезла её в больницу — под предлогом осмотра. А там ей дали наркоз и вызвали искусственные роды. Так получилось, что Александр в этот момент был на съемках. Когда потрясенная Валентина призналась ему в том, что потеряла ребенка, он не смог сдержать гнев. Эта драма стала поворотной в жизни молодой семьи.

Збруев позднее признавался, что не чувствовал себя «нагулявшимся», а Валентина увлеклась другим мужчиной. Финальным аккордом стал ее роман с режиссёром Павлом Арсеновым на съёмках «Подсолнуха». Приведя нового возлюбленного в общую квартиру, Малявина поставила крест на отношениях — Збруев подал на развод спустя 4 года брака.

Но жизнь после расставания оказалась удивительной. Несмотря на боль, бывшие супруги сохранили уважение: Александр поддерживал Валентину во время тюремного срока в 1980-х и после полной потери зрения, помогая ей и материально в том числе.

Людмила Савельева: главная любовь длиною в жизнь

В 1966 году на «Мосфильме» случилось то, что сам Збруев позже назовет «ударом молнии». Молодой актер, уже известный по фильму «Мой младший брат», заглянул в соседний павильон — и замер. Перед ним стояла Людмила Савельева в белом бальном платье с высокой прической, только что закончившая съемки сцены первого бала Наташи Ростовой для «Войны и мира».

«Так ты и есть та самая Наташа?» — вырвалось у него. В ответ она смущённо улыбнулась, а он понял: это та самая женщина, ради которой стоит менять жизнь.

«Война и мир» / Мосфильм

На тот момент Збруев был восходящей звездой советского кино, переживавшей болезненный развод с первой женой. Их роман был трогательным и красивым: в один из декабрьских дней Александр дарил Людмиле белую сирень, которую привезли из Грузии. В 1967-м пара сыграла скромную свадьбу, а в ноябре того же года у них родилась дочь Наталья.

Савельева, казалось, имела все для головокружительной карьеры: оскароносный дебют, предложения от итальянских режиссёров, поклонников по всему миру. Но после рождения ребёнка она сделала выбор в пользу семьи. Когда в 1980-х дочь пережила тяжёлый нервный срыв, Людмила окончательно ушла из профессии, чтобы быть рядом.

Людмила Савельева в 2018 году. Д/ф «Александр Збруев. Три истории любви», Первый канал

Брак Збруева и Савельевой пережил не только испытание славой, но и изменой. В 1990-х Збруев, тогда уже народный любимец, закрутил роман с коллегой по театру Еленой Шаниной.

«Нет безгрешных людей. И я знаю, где я грешен, перед кем виноват», — сказал актер в одном из телеинтервью.

Савельева могла уйти, но предпочла дать мужу шанс и сохранила семью. Сегодня, спустя 58 лет вместе, они редко появляются на публике, но те, кто видел их в театре, отмечают: Збруев по-прежнему так же нежно придерживает Людмилу за локоть.

Тайный роман с Еленой Шаниной и рождение внебрачного ребенка

Елена Шанина в спектакле «Юнона и Авось» / Ленком

Их история началась не с первого взгляда, а с многолетнего восхищения. Елена Шанина, младшая на 14 лет, пришла в «Ленком» в 1975-м, но лишь в конце 1980-х годы между коллегами пробежала искра. Они оба играли в спектакле «Хория».

К тому моменту Збруев уже 20 лет был примерным семьянином — его брак с Людмилой Савельевой считали эталоном. Однако Збруев не скрывал того, что на смену ярким чувства пришел долг перед семьей.

«Иногда быт, в который попадает наша любовь, растаскивает ее. От любви ничего не остается. Любовь это есть любовь. А семья — совсем другое», — говорил актер в интервью.

Шанина, пережившая развод из-за пьянства первого мужа, искала опору — и нашла её в талантливом, но недоступном партнёре.

Збруев и Шанина в спектакле «Хория» / Ленком

Роман тщательно скрывали, хотя в театре шептались о страстных взглядах за кулисами. Збруев разрывался между домом и новой любовью, но уходить от жены не собирался. В декабре 1992-го 40-летняя Шанина родила дочь Татьяну. Актер, несмотря на брак, признал ребёнка — в свидетельстве о рождении появилась его фамилия.

Людмила Савельева, узнав позднее о романе мужа и его внебрачной дочери,  предпочла молчание скандалам.

«Надо любить и прощать», — позже объясняла она свою позицию.

Роман Збруева и Шаниной оборвался с рождением девочки. Александр, сохранив семью, поддерживал Шанину материально, но романтические встречи остались в прошлом.

Дочери Александра Збруева: два разных пути

Наталья Збруева: отказалась быть актрисой и живет в уединении после личной драмы

Дочь Збруева и Савельевой появилась на свет 20 ноября 1967 года и получила имя в честь Наташи Ростовой, которую и сыграла Людмила. Детство прошло среди звёзд советского кино: в гостях бывали Козаков, Броневой и другие кумиры эпохи.

Наталья в фильме «Если верить Лопотухину» / ТО Экран

Но за фасадом богемной жизни скрывалась девочка, которая с юности искала свой путь. У Наташи были хорошие способности к иностранным языками, а в 16 лет она неожиданно дебютировала в кино — роль в фильме «Если верить Лопотухину». Но продолжать актёрскую карьеру дочь Збруева не хотела.

«Она упрямая, волевая, независимая — как сказала, так и будет. И при этом очень ранимая, эмоциональная, впечатлительная», — так описал актер характер наследницы.

Наталья мечтала о филфаке, увлекалась языками, но в ее жизни случилось потрясение. Мужчина, в которого она была влюблена, предал ее. Для юной дочери Збруева это обернулось серьезнейшим нервным срывом.

Наталья в фильме «Если верить Лопотухину» / ТО Экран

Александр Збруев не рассказывает о том, что тогда произошло. Известно лишь, что та драма стала спусковым крючком для череды испытаний. С 2005 года 57-летняя Наталья живет затворницей вместе с отцом и мамой в их квартире на Малой Бронной.

По словам актера, она на дому редактирует тексты и ведёт «тихий бизнес», а в трудные моменты находит утешение в православии.

«Наташа много читает, прекрасно разбирается в музыке, искусстве. Иногда начинает рассказывать мне что-то, я удивляюсь: „А почему я этого не знаю? Вроде бы немало прожил…“ Наташа предпочитает камерное общение, ей не нужна толпа народа вокруг», — рассказыва Збруев в интервью.

Внебрачная дочь Татьяна Збруева: продолжила актерскую династию

Александр с дочерью Татьяной и Еленой Шаниной. Д/ф «Александр Збруев. Три истории любви», Первый канал

Татьяна появилась на свет 4 декабря 1992 года в Москве, став живым воплощением любви двух артистов — Александра Збруева и Елены Шаниной. Девочка росла среди театральных афиш и звездных гостей — Ларисы Луппиан, Елизаветы Боярской и других.

Елена с дочерью Таней / «Мой герой», Центральное телевидение

Когда Таня заболела и оказалась в больнице, Збруев всю ночь не отходил от нее и держал за руку. Она всегда ощущала заботу и любовь отца, несмотря на то что он остался в своей семье.

Татьяна и ее родители. Д/ф «Александр Збруев. Три истории любви», Первый канал

В 15 лет Татьяна посмотрела спектакль студентов Льва Додина. И это перевернуло её мир — она твёрдо решила стать актрисой, хотя до этого мечтала о журналистике. Свободное владение английским и французским (девушка даже переводила книги!) не спасли её от актерской судьбы: после года на журфаке она подала документы в ГИТИС.

Путь на сцену оказался непростым: Таня осознанно выбрала всего добиться сама, без помощи звездных родственников. Сначала она училась год на факультете театроведения в ГИТИСе, затем поступила в театральный вуз и после его окончания была принята в труппу «Ленкома». В 2014 году она дебютировала в «Поминальной молитве». А позднее решила получить еще одно высшее образование — журналистское.

Татьяна Збруева на сцене Ленкома. Д/ф «Александр Збруев. Три истории любви», Первый канал

Отношения с Александром Викторовичем всегда наполнены взаимным уважением. Даже став мамой — в 2024 году у неё родился сын Лев — она не перестала советоваться с отцом. А он, в свою очередь, называет дочь «надежной и честной», гордясь ею и как человеком, и как актрисой. Кинокарьера Татьяны пока скромная — у нее всего 3 роли в сериалах «Обычная женщина», «Обоюдное согласие» и «Алиса не может ждать».

Татьяна Збруева. Д/ф «Александр Збруев. Три истории любви», Первый канал

Татьяна, как когда-то её родители, балансирует между сценой, семьей и съёмками, доказывая: династия Збруевых — это не просто фамилия, а история, которая продолжается.

Збруев сейчас: слухи о болезнях, одиночество и как выглядит актер

Александр Збруев в 2024 году / @Историс — Откройте, Давид! / Youtube

87 лет — возраст, который Александр Викторович называет «очень солидным». Говорит, что когда-то 40-летние коллеги раньше казались ему стариками, а теперь сам вдвое старше.

«Самое страшное в жизни человека в том, что нельзя остановить время. Оно так быстро пролетает! Мне так трудно поверить в мой возраст! Но это есть… Это вся моя жизнь».

Актер не скрывает, что порой ощущает одиночество: у него не осталось тех, с кем он так любил общаться и дружить. Александр Абдулов и Олег Янковский давно ушли из жизни.

«Иногда думаю: надо позвонить кому-то, а позвонить уже некому», — с горечью говорит Збруев.

Слухи о здоровье преследуют его последние несколько лет — в прессе то и дело появляются новости о его «заболеваниях». В 2024 году госпитализация из-за одышки взорвала соцсети, но сам артист парировал:

«Всё в порядке, это фейк. Я — тьфу-тьфу — жив, здоров, работаю на полную катушку».

Александр Збруев в 2024 году / @Историс — Откройте, Давид! / Youtube

Помимо театрального творчества, он находит радость в общении с семьей и единственным внуком — сыном дочери Татьяны. А еще Збруев по-прежнему восхищается красивыми женщинами.

Впрочем, он сам получает множество комплиментов от женщин-коллег и поклонниц — в свои 87 выглядит лет на 20 моложе. Александр Викторович сохранил свою фирменную улыбку и озорной взгляд с прищуром. Однажды Григорий Горин даже пошутил по поводу вечной молодости актера:

«Смотрите, сын того самого Збруева идет!»

Спектакли с участием Збруева в 2025: от классики до современного Ромео

Его имя до сих пор ассоциируют с обаятельным Ганжой из «Большой перемены», но в кино Александра Збруева не видели уже шесть лет. Последней работой стал сериал «Содержанки» 2019 года — после него актер отказался от съемок. Вместо съёмочных площадок он по-прежнему служит Мельпомене.

87-летний актер продолжает удивлять театралов, мастерски балансируя между проверенной классикой и смелыми экспериментами. В «Ленкоме» он возвращается к роли Гаева в спектакле «Вишневый сад». На этой же сцене зрители видят его в амплуа Анучкина из «Женитьбы» — комичного жениха, чьи неуклюжие ухаживания заставляют зал смеяться до слез.

«Женитьба» / Ленком

Но главный сюрприз ждет в Театре на Малой Бронной. В постановке «Одна и один» Константина Богомолова Збруев примеряет роль… Ромео. Да, того самого шекспировского юноши, только в неожиданной интерпретации.

«Одна и один» / Театр на Малой Бронной

Его персонаж — не пылкий влюблённый, а мудрый, ироничный мужчина, который ведет диалог с Джульеттой (Вера Майорова) на грани философского противостояния. Этот дуэт стал театральной сенсацией, доказав, что возраст — не помеха для дерзких творческих решений.

Интересные факты

Правда ли, что родословная Збруева начинается с эпохи Петра I?

Да, его бабушка по материнской линии носил титул баронессы, а мама была столбовой дворянкой.

У актера есть внуки?

У 87-летнего Александра Збруева есть единственный внук Лев. Он появился на свет в начале 2024 года в семье его внебрачной дочери Татьяны.

Александр Збруев и актер Петр Федоров из «Дуэлянта» — родственники?

Да, Петр Федоров-младший является внучатым племянником Збруева.

Награды, премии и звания

За 60+ лет карьеры Александр Збруев стал одним из самых титулованных актеров России. Каждая награда отражает его вклад в искусство театра и кино.

Почетные звания

  • Заслуженный артист РСФСР (23 декабря 1977 года) — за заслуги в области советского театра;
  • Народный артист РСФСР (26 мая 1989 года) — за большие заслуги в области советского искусства.

Государственные награды Российской Федерации

  • Орден Почёта (25 августа 1997 года) — за большие заслуги в развитии театрального искусства;
  • Благодарность Президента Российской Федерации В. В. Путина (16 сентября 2002 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства;
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года (5 июня 2003 года) — за спектакль Московского театра «Ленком» «Шут Балакирев»;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 июля 2007 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 сентября 2013 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 июня 2018 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность;
  • Орден Александра Невского (8 февраля 2024 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
  • Нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» Министерства культуры Российской Федерации (14 марта 2018 года).

Кинопремии и фестивальные награды

Фестиваль «Кинотавр»:

  • 1993 — приз за лучшую мужскую роль на IV Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи за исполнение главной роли Евгения Павловича Тимошина в фильме «Ты у меня одна»;
  • 1998 — приз за лучшую мужскую роль на IX Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи за исполнение главной роли Владимира Сергеевича Берёзкина в фильме «Бедная Саша».

Другие кинопремии:

  • 2014 — приз за лучшую мужскую роль на XXI Международном фестивале актёров кино «Созвездие» Гильдии актёров кино России в Орле за исполнение главной роли Николая Васильевича Алексеева в фильме «Кино про Алексеева»;
  • 2014 — приз имени Михаила Ульянова за лучшую мужскую роль на XII фестивале отечественного кино «Московская премьера» за исполнение главной роли в фильме «Кино про Алексеева»;
  • 2015 — лауреат кинопремии «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль в кино» за исполнение главной роли в фильме «Кино про Алексеева».

Театральные премии

  • 2008 — лауреат ежегодной театральной премии газеты «Московский комсомолец» в категории «Мэтры»;
  • 2015 — лауреат международной ежегодной театральной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в категории «Лучшая мужская роль» за исполнение роли царя Бориса Годунова в спектакле «Борис Годунов» в постановке Константина Богомолова;
  • 2016 — лауреат премии имени Евгения Леонова Благотворительного фонда имени Евгения Леонова за лучшую мужскую роль за роль Парфёна Семёновича Рогожина в спектакле «Князь»;
  • 2018 — лауреат премии «Золотая маска» специальный почётный приз «За выдающийся вклад в театральное искусство» Союза театральных деятелей Российской Федерации;
  • 2020 — лауреат международной театральной премии «Звезда Театрала» редакции журнала «Театрал» в почётной номинации «Легенда сцены» за честь, достоинство и многолетнее служение искусству.
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook