Алексей Веселкин: как телезвезда 90-х стал ведущим актером РАМТа, роли, семья и причина ухода

Анна Багдасарова,
редакция Femmie

Телевидение принесло ему славу, но настоящий талант раскрылся в театре.

Алексей Веселкин / Википедия

Его жизнь напоминала калейдоскоп ролей, но финал оказался внезапным. Алексей Весёлкин, заслуженный артист России, ушёл в 63 года после борьбы с лейкозом. На сцену РАМТа он выходил 42 года, сыграв больше 60 ролей и параллельно создавая телевизионные хиты 1990-х. За кадром оставалась редкая для шоу-бизнеса история: 37 лет брака с актрисой и двое детей. Расскажем, как сложилась творческая и личная судьба Алексея Веселкина-старшего.

Справка:

Имя: Алексей Алексеевич Веселкин
Кто такой: актер театра и кино, теле- и радиоведущий
Дата и место рождения: 21 ноября 1961 года, Москва
Дата и место смерти: 26 марта 2025 года (63 года), Москва
Рост: 179 см
Ссылки: Кинопоиск, Википедия

 

Содержание (кликните, чтобы перейти)

— В детстве мечтал стать хоккеистом, пока не попал на съемки фильма
— Телекарьера: в 80-е и 90-е был голосом поколения
— Посвятил театру 40+ лет: самые яркие роли
— Кинокарьера: от советского кино до сериала-хита «Не родись красивой»
— Алексей Веселкин на радио: скандал 2012 года, увольнение и возвращение в эфир
— Личная жизнь: 37 лет в браке с коллегой
— Единственной любовью Алексея стала актриса
— Дети Веселкина продолжили актерскую династию
— Болезнь и уход из жизни
— Алексей Веселкин был одним из лучших танцоров брейк-данса?

Детство в актерской семье и бунтарская юность

Алексей появился на свет в семье, где творчество буквально витало в воздухе. Отец, профессиональный танцор, и мать-жонглёр, выступавшие под эгидой «Москонцерта», постоянно колесили по миру: отец дал концерты в 54 странах, мать — в 30. Из поездок они привозили сыну редкие западные пластинки с рок-н-роллом, которые в 1970-е были настоящим сокровищем.

А еще родители баловали Алешу импортной модной одеждой, за что его стыдили учителя и одноклассники. Актер рассказывал, как по математике ему поставили шесть двоек подряд именно из-за его внешнего вида — джинсовой куртки и расклешенных брюк.

Алексей в детстве с папой / «Мой герой», ТВЦ

Но за кулисами этой яркой жизни стояла бабушка Анна Филипповна — женщина с четырьмя классами образования. Родители, погруженные в артистический быт, не так часто оставались дома надолго — гастрольный график был очень плотным. Бабушка же, строгая и практичная, стала ангелом-хранителем Алеши.

Она следила, чтобы внук не болтался без дела, но её образования хватило лишь на то, чтобы поверить, когда Алексей врал: «Уроки сделал!» — и сбегал играть в хоккей. В те годы он мечтал стать прославленным хоккеистом и учеба интересовала его все меньше.

В 14 лет судьба подарила ему случайный билет в кино: ассистентка «Мосфильма» искала подростков для эпизода в драме «Поле перейти» (1976). Одноклассники отказались, и она в отчаянии указала на Алексея: «Ну, ты давай!». Так он оказался на одной площадке с Раисой Рязановой — и понял, что хочет жить в этом мире.

«Поле перейти» / Киностудия им.Горького

В то же время в Москве открылась школа № 232 с театральным уклоном, куда Алексей поступил самостоятельно. Вместе с ним учились Валерий Тодоровский и Вячеслав Гришечкин.

Фамилия Веселкин, которую многие считали псевдонимом, на самом деле досталась ему от раскулаченного деда-крестьянина из Тульской губернии. «Фамилия настоящая!» — смеялся Алексей, когда продюсеры советовали оставить «удачный» вариант. Потому что были уверены, что это псевдоним.

Театральное образование Веселкина

К моменту окончания школы Веселкин точно знал, что хочет связать свою жизнь с актерской профессией. Он легко поступил в Щукинское училище и попал на курс Юрия Катина-Ярцева, легендарного педагога, воспитавшего Наталью Гундареву и Константина Райкина.

Одна из первых театральных ролей Алексея / «Мой герой», ТВЦ

Учёба напоминала творческую лабораторию. Катин-Ярцев ценил смелые эксперименты: вместо полноценных спектаклей студенты разбирали отрывки, оттачивая мастерство в деталях. Но перед выпуском в 1983 году случился неожиданный поворот: все однокурсники уже получили приглашения в театры, а Веселкин оставался без места.

Выручил друг курса Алексей Маслов, вместе с которым они подготовили яркий этюд. Это помогло — начинающего актера заметил главный режиссер Центрального детского театра (ныне РАМТ) Алексей Бородин.

Так выпускник Щукинского в тот же год шагнул на профессиональную сцену. Позже он признавался, что настоящая школа началась именно в РАМТ:

«В училище дали инструмент, а как им пользоваться — учился в спектаклях».

Первые роли, репетиции до полуночи, аплодисменты зала — всё это стало продолжением того, что зародилось в аудиториях Катина-Ярцева. Уже через четыре года Весёлкин получил премию «Театральная весна», доказав: его упорство и талант педагогов создали идеальный творческий сплав.

Веселкин в телеэфире эпохи 1980-х. Начало карьеры

Его путь на телевидение начался с совпадения, которое стало судьбой. Алексей Весёлкин, тогда студент Щукинского училища, пришёл на пробы в детскую редакцию почти случайно — и остался на десятилетия.

Первой площадкой стал «Будильник», куда его взяли в 1983 году сразу после диплома. Утренняя программа с конкурсами, научными опытами и выступлениями артистов требовала не просто ведущего, а человека-оркестра.

«Мы тогда обходились без сценариев, — вспоминал позже Алексей. — Включали камеру и начинали фантазировать. Дети это обожали».

Его харизма, смех и умение за пять минут объяснить сложное простым языком  сделали передачу культовой.

Алексей в программе «До 16 и старше…», 1988 год / Центральное телевидение

К 1986 году Весёлкин перерос формат детской развлекательной программы. «До 16 и старше» стала его личным вызовом эпохе, когда юношеские проблемы зачастую замалчивались.  Здесь впервые заговорили о том, что волновало советских подростков.

«Мы не поучали — пытались понять», — объяснял ведущий.

Программа в одночасье стала невероятно популярной, а письма от зрителей приходили мешками. Тогда, в перестройку, Веселкин в какой-то степени стал «голосом молодежи».

А в 1989-м в телеэфире появился «Детский час». Развлекательно-познавательная программа включала в себя уроки английского, французского или немецкого языков. Веселкин вел выпуски, в которых ребят учили говорить на французском. Кстати, «Детский час» полностью перевернул и его личную жизнь — именно этот проект подарил ему встречу с будущей женой.

Телекарьера Алексея Весёлкина в 90-х и 2000-х: между эпатажем и коммерцией

Алексей Весёлкин стал лицом эпохи, когда телевидение искало новые форматы. В 1990 году он возглавил культовое шоу «50×50» — программу, где зарубежные клипы смешивались с молодежным юмором. Вместе с Ксенией Стриж и Диной Ди он создал эталон свободы 90-х. Проект продержался 8 лет — рекорд для Весёлкина, который позже называл эти годы «временем безумной энергии».

«50×50», ОРТ

Но суровые 90-е диктовали свои правила. В 1996 году Алексей рискнул и согласился вести первый в стране телемагазин. Зрители жаловались на его навязчивость, но покупали: смешной ведущий в ярком пиджаке продавал всё — от фена до электронных часов. Позже он иронизировал, что это был «филиал ада», но признавал: «Без этого не выжить».

Смена тысячелетий принесла новый имидж. В 1999 году Весёлкин начал вести «Царь горы» — детское шоу с полосами препятствий и гонками на багги. Подростки лезли на «Олимп», а родители благодарили за «нормальное развлечение». Программа закрылась в 2003-м, но осталась в памяти как «чистая ностальгия».

«Царь горы» / Первый канал

2001 год стал переломным. Реклама средства «Формула любви» с его участием вызвала волну насмешек: Весёлкин уверял, что после приёма таблеток «женщины будут падать в обморок».

Алексей в рекламе средства «Формула любви» / Youtube

За это он получил антипремию «Серебряная калоша» — символ «сомнительных достижений». Скандал не сломал карьеру, но заставил задуматься: позже актёр избегал подобных проектов, называя их «проходными». Телемагазины и реклама стали вынужденными этапами.

Драматический талант: самые яркие театральные роли Веселкина

Алексей Весёлкин всегда называл себя верным «театральным солдатом». За 42 года в РАМТе он сыграл около 60 ролей, но зрители чаще вспоминали его экранные образы и телевизионные шоу. А между тем, именно на сцене раскрывался его талант — от аристократичного сыщика до мятущегося авантюриста.

«Мне повезло быть востребованным в труппе — это настоящее счастье для артиста», — признавался он.

«Берег утопии» / РАМТ

Его Фамусов в «Горе от ума» стал сенсацией. Вместо привычного старомодного ханжи зрители увидели энергичного 50-летнего денди, который «сочетал усталость от светской суеты с неспособностью вырваться из её круговорота».

15 лет Весёлкин прожил в образе Эраста Фандорина из дилогии «Инь и Ян». Его герой — не просто сыщик, а философ с «холодным умом и горячим сердцем» — стал эталоном для поклонников Акунина.

В 10-часовой трилогии «Берег утопии» он сыграл сразу трёх персонажей: барона-кавалериста, самовлюблённого поэта и английского радикала. А в камерном «Выстреле» по Пушкину его Сильвио поражал сдержанностью: хладнокровный дуэлянт, способный «и помнить обиду, и прощать», казался выточенным из мрамора.

Даже во время тяжёлой болезни в 2024 году он выходил на сцену.

«Профессия артиста — быть готовым в любой момент. Придёшь на репетицию, все ждут. Ты должен сидеть, ждать», — говорил он.

Возможно, эта преданность профессии и подарила ему 60 ролей

Кинокарьера Веселкина: от советского кино до сериала-хита «Не родись красивой»

Первая крупная роль пришли к Алексею в 1983-м, когда он окончил театральное училище. В исторической драме «Два гусара» сыграл главного героя — корнета Полозова, аристократа с бунтарским духом.

«Два гусара» / Киностудия им.Довженко

Следующая главная роль — в комедии «Нужные люди». Алексей предстал в образе простого строителя Алеши, влюблённого в тренера по плаванию.

«Нужные люди» / ТО Экран

Но настоящий прорыв случился с ролью диджея Жени в музыкальном фильме «Дискжокей» — здесь он удивил всех мастерским брейк-дансом, который танцевал еще со студенческих лет.

«Дискжокей» / Киностудия имени Довженко

2000-е принесли ему узнаваемость в сериалах. В «Не родись красивой» его Михаил Краевич — харизматичный бизнесмен с ироничным взглядом на жизнь — стал одним из любимых персонажей зрителей.

«Не родись красивой» / Амедиа, Sony Pictures, телеканал СТС

А в исторической мелодраме «Бедная Настя» Алексей перевоплотился в Константина, младшего брата императора Александра I. Последним фильмом с его участием стала фантастическая комедия «Проект „Анна Николаевна“ — 2» в 2021 году.

Радиокарьера Веселкина: как один скандал разрушил большие перспективы

Алексей пришёл на радио «Маяк» в 2008-м, когда казалось, что его карьера вышла на новый уровень. Вместе с Верой Кузьминой они запустили утреннее шоу «Разум и чувства» — лёгкий микс юмора, жизненных историй и философских бесед. Программа быстро стала хитом, заняв своё место в сердцах слушателей. К 2012 году Весёлкин уже совмещал её с участием в «Программе П», где вёл рубрику «Болячки».

Всё изменилось 4 октября 2012-го. В прямом эфире рубрики, посвящённой муковисцидозу, Весёлкин и его коллега Виктория Колосова позволили себе жёсткие шутки. Они смеялись над симптомами болезни, сравнивали дыхание больных с «звуками из фильмов ужасов». Запись эфира взорвала соцсети. Родители детей с муковисцидозом писали о неприемлемом поведении радиоведущих. Общественные организации направили жалобы в Роскомнадзор.

Руководство «Маяка» сначала пыталось спасти ситуацию. Программный директор Анатолий Кузичев назвал скандал «парадоксальным способом привлечь внимание к болезни», но под давлением закрыл рубрику. Через 18 дней ведущие извинились в эфире, но их слова прозвучали запоздало.

Сергей Стиллавин, автор «Программы П», жёстко раскритиковал коллег. Роскомнадзор вынес предупреждение радиостанции, а Весёлкина и Колосову уволили. Часть их зарплат перечислили в фонд помощи больным, но это уже не могло исправить главного — доверие к Алексею как к ведущему было подорвано. После скандала он на годы исчез из эфира.

Возвращение в радиоэфир с новым проектом

После болезненного расставания с эфиром в 2012 году Алексей Весёлкин словно прошёл путь перерождения. Спустя три года он вернулся на родной «Маяк». Его новое шоу «Вера. Надежда. Алексей» изначально задумывалось как камерный проект, но стремительно набрало популярность. Сначала в паре с Верой Кузьминой, позже с Денисом Николаевым, он создал уникальный микс из лёгкого юмора и глубоких тем — от бытовых вопросов до философских дискуссий.

Алексей Веселкин в эфире радио «Маяк» в 2015 году / Радио «Маяк”

К 2016 году Весёлкин окончательно вернул себе статус главного голоса утреннего эфира. Участие в программе „Сергей Стиллавин и его друзья“ раскрыло его талант импровизатора — спонтанные шутки здесь соседствовали с серьезными интервью. Параллельно он вел просветительский проект „Хочу всё знать“, где сложные научные концепции объяснял через призму повседневности.

Даже когда в 2024 году врачи диагностировали онкогематологическое заболевание, Весёлкин не бросил радио. До марта 2025-го он выходил в эфир, а за три дня до ухода он в последний раз поздоровался со слушателями.

Личная жизнь: 37 лет в браке с коллегой

Единственной любовью Алексея стала актриса

Алексей и Татьяна Веселкина / «Мой герой», ТВЦ

Их история началась не с любви с первого взгляда, а с противоречий. Татьяна, тогда студентка ГИТИСа, впервые увидела Алексея в 1988 году на прогоне своего дипломного спектакля «Димка-невидимка» в РАМТ.

«Он казался самоуверенным и ярким — таким, каких я в юности терпеть не могла», — признавалась она позже.

Сам Алексей, напротив, был очарован с первой минуты: «Такая маленькая, а энергии — на весь зал!».

Алексей и Татьяна / «Мой герой», ТВЦ

Перелом случился во время гастролей в Югославию. Там, вдали от московской серости, за фасадом актёрской бравады Татьяна разглядела другого Алексея — ранимого и нежного.

«Он нёс мой мой чемодан. Его отец сразу понял, что у Алексея серьезные планы», — вспоминала она. Через несколько месяцев пара сыграла свадьбу.

Их творческий союз вышел за пределы театра: вместе вели программу «Детский час». Коллеги шутили, что их дуэт был идеален даже в эфире: он — остроумный импровизатор, она — сдержанная и вдумчивая.

Татьяна Веселкина в программе «Мой герой» /ТВЦ

Семья стала главной ролью Весёлкиных. После рождения сына Алексея-младшего (1990) и дочери Анастасии (2000) супруги признавались: дети «сшили» их отношения еще крепче. Особенно ярко это проявилось в кризисный период, когда в 40 лет Алексея накрыла волна сомнений.

«Таня не дала мне утонуть — подарила Настю. Я будто заново родился», — говорил он.

В благодарность актёр вручил жене ключи от «Мерседеса», но шутил, что «два наследника дороже любой машины».

За 37 лет брака они научились принимать контрасты. Алексей обожал розыгрыши (как-то вышел на улицу в детской шапке дочери), Татьяна ценила его умение «разговорить» даже в тяжёлые дни.

Сын и дочь продолжили актерскую династию

Алексей и Анастасия с детства знали, что сцена — их судьба, хотя родители никогда не настаивали на выборе профессии. Сын, появившийся на свет в 1990-м, дебютировал в 12 лет — в спектакле «Эраст Фандорин» он вышел на подмостки РАМТа рядом с отцом.

Тогда же начались съёмки в кино. В 2003 ему досталась роль Седрика в семейной драме «Радости и печали маленького лорда». В этом фильме он снимался с Екатериной Васильевой, Станиславом Говорухиным, Ольгой Будиной и Сергеем Газаровым.

«Радости и печали маленького лорда» / Ангел-фильм

Параллельно с учебой в ГИТИСе Алексей-младший продолжал сниматься. Сериал «Бедная Настя» (2003), где он воплотил брата цесаревича, комедия «День дурака» (2014), «Чернобыль. Зона отчуждения» — каждая работа укрепляла его в профессии. Сегодня он — ведущий артист РАМТа.

«Тайна Лилит» / Кинокомпания «Русское»

Личная жизнь тоже в чем-то напомнила историю его известного отца. Еще в институте он встретил актрису Алину Шишову. Пара сыграла скромную свадьбу в 2015, а спустя год стала родителями очаровательной Сони.

Сестра Алексея, Анастасия, тоже с трёх лет наблюдала за репетициями отца в РАМТе. В 10 уже вышла на сцену в спектакле «Берег утопии» вместе с папой.

«Берег утопии» / РАМТ

Параллельно с учебой в МГУ Настя снималась в сериалах: «Дочки-матери», «Сестры Королевы», а в 2022-м сыграла Люсю в драмеди «День слепого Валентина». Личную жизнь она пока не афиширует, зато охотно делится театральными проектами — видно, что сцена для неё остаётся главным приоритетом.

Анастасия Веселкина / @veselkina_na, соцсети

Борьба Алексея Веселкина с болезнью и уход из жизни

Скрывал диагноз и продолжал работать

Всё началось с незаметных перемен. Алексей списывал слабость на усталость — казалось, обычная простуда или стресс от работы. Но к весне 2024 года силы стали покидать его совсем.  Врачи нашли причину — лейкоз, и это звучало как приговор.  Веселкин попросил близких сохранить тайну, боясь жалости. Даже коллеги на «Маяке» не догадывались, почему голос ведущего стал тише, а эфиры — реже.

Алексей в программе «Мой герой» в 2022 году / ТВЦ

Год борьбы превратился в череду больничных палат и химиотерапий. Он терял вес, но шутил с медсёстрами:

«Если выкарабкаюсь, спою вам из „Маяка“».

В феврале 2025-го врачи развели руками — болезнь победить не удалось. Алексей вернулся домой, но 23 марта неожиданно вышел в эфир. Слушатели услышали хриплый голос и подумали: «Простудился». Никто не знал, что это прощание.

Его друг Сергей Стиллавин вспоминает последние дни:

«Он убеждал, что справится. Глаза остались те же — светлые, умные. До конца хотел работать, хотя еле держался».

26 марта Алексей ушёл тихо в своей квартире. Врачи констатировали смерть от осложнений лейкоза. Он так и не спел обещанную песню, но до последнего дня верил, что «антракт» закончится.

Похороны Алексея Веселкина и память о нем

«Мой герой» / ТВЦ

РАМТ, где Веселкин проработал 42 года, назвал его уход «невосполнимой утратой» — худрук Алексей Бородин, едва сдерживая слёзы, говорил о том, что душа актёра навсегда останется в стенах театра. Коллеги вспоминали его магнетический взгляд, который завораживал зрителей, и фирменный юмор, превращавший даже рабочие моменты в мини-спектакли.

На Троекуровское кладбище 29 марта пришли сотни людей: от звезд телеэкранов до простых зрителей. Сын актёра в прощальной речи сравнил отца с его же героем — элегантным Фандориным.

«На букву „а“ — альтруизм, „б“ — благородство, „в“ — верность… Он сочетал всё это»

, — сказал Веселкин-младший.

Память о Веселкине живёт не только в 60 театральных образах — от Фамусова до Сильвио из «Выстрела». Для миллионов телезрителей он навсегда останется голосом целого поколения.

Интересные факты об актере

Алексей Веселкин был одним из лучших танцоров брейк-данса?

Да, еще в школьные годы он начал заниматься брейк-дансом и стал одним из лучших исполнителей в Москве в 1980-х.

Актер коллекционировал пластинки?

Алексей с детства был меломаном, а собирать пластинки начал благодаря отцу. Его папа, профессиональный танцор, привозил редкие записи зарубежных групп с гастролей.

Веселкин занимался верховой ездой?

Да, актер давно увлекся этим видом спорта — раз в неделю у него обязательно была тренировка. А еще верховая езда помогала ему расслабляться.

Награды и звания

  • Лауреат смотра «Театральная весна» (1987)

Награждён за роль Лёдика в спектакле «Крестики и нолики».

  • Заслуженный артист России (1996)

Присвоено за многолетний вклад в театральное искусство.

  • Благодарность президента РФ (2021)

Отмечен за многолетнюю плодотворную деятельность в сфере искусства.

  • Театральная премия газеты «Московский комсомолец»

За роли в спектаклях «Инь и Ян. Белая версия» и «Инь и Ян. Чёрная версия».

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook