Он с одинаковой убедительностью играет святых и грешников, хладнокровных преступников и принципиальных следователей. Андрей Смоляков — актер, чья многогранность позволила ему пройти путь от «главного злодея» российского кино до всенародного любимца. Культовый образ майора Черкасова в сериале «Мосгаз» принес ему настоящую славу, хотя театралы знают его по блистательной 30-летней карьере в «Табакерке». Даже в 66 лет он остается одним из самых востребованных актёров страны. Расскажем, как пришел к славе и как сложилась его личная жизнь.
Краткая справка
Имя: Андрей Смоляков
Кто такой: актер театра и кино
Дата и место рождения: 24 ноября 1958 года, г. Подольск
Ссылки: Кинопоиск, Википедия
Содержание (кликните, чтобы перейти)
— В детстве остался без отца и мечтал быть врачом
— Учеба в театральном: почему бросил Щукинское училище
— Театральная карьера: работа у Табакова и лучшие спектакли
— Кинокарьера: от ролей злодея до народного следователя
— Лучшие кинороли Андрея Смолякова
— Личная жизнь актера: жена-балерина и неожиданный развод
— Вторая жена: идиллия в гостевом браке
— Сын Андрея Смолякова: как выглядит и кем стал
— Где сейчас актер: уехал ли из России
—— Откуда у Смолякова шрам на голове
Детство, которое закалило характер
Андрей Смоляков появился на свет 24 ноября 1958 года в подмосковном Подольске. Семья жила прямо в пожарной части, поскольку его дедушке, пожарному, там выделили жилье. Второй этаж здания занимали квартиры сотрудников, а на первом стояли огромные красные машины.
«Любимым развлечением было мыть их из брандспойта, представляя себя отважным пожарным», — вспоминал актер.
В три года мальчик перенес менингит. Мама буквально выхаживала маленького сына. Ему нужно было лежать неподвижно, поэтому она легла на спину, а Андрея положила себе на живот и обвязала их простыней. Так она спасла его — Смоляков всегда вспоминает те дни со слезами благодарности.
Врачи запретили спорт, сократили школьные уроки, а одноклассники дразнили «инвалидом». Но Андрей не сдался: тайно записался в волейбольную секцию и неожиданно для всех заметно окреп.
Отец Андрея был простым слесарем, но пристрастился к спиртному. Из-за своей привычки он ушел из семьи и почти не общался с сыном долгие годы. Мать работала учителем физики в школе. Вскоре Мария Степановна вышла замуж во второй раз и родила дочь. Правда, о своей младшей сестре Смоляков рассказывает редко.
В семье порой были материальные трудности, но мама находила возможность знакомить детей с искусством. Раз в месяц они вместе ходили в театр — смотрели оперу или балет.
Но мечты юного Андрея были далеки от сцены. Он грезил скальпелем нейрохирурга, ходил на курсы медиков и готовился к экзаменам. Все изменила случайная газетная строчка: «Щукинское училище объявляет набор с предварительными консультациями».
«Если бы не эти консультации, я бы не пошел. До этого театр меня не волновал», — рассказывал Смоляков.
Так юноша, мечтавший спасать жизни, неожиданно выбрал иной путь.
Учеба и начало карьеры: выбор Смолякова, который изменил все
Мать, уверенная, что у сына ничего не выйдет, сама записала его на собеседование в Щукинское училище. Голубоглазый парень впечатлил педагогов — его приняли на учебу. Так в 1975 году он оказался на курсе Аллы Казанской, даже не подозревая, что через три года его ждет резкий поворот.
На третьем курсе Константин Райкин пригласил Смолякова сыграть Маугли в спектакле «Прощай, Маугли!», который репетировали в студии Олега Табакова. Руководство «Щуки» запретило студенту участвовать в постановке — Табакова тогда считали «сомнительной фигурой». Перед Смоляковым встал выбор: остаться в училище или уйти за мечтой.
В 1978 году Андрей бросил «Щуку» и перевелся в ГИТИС, в мастерскую Табакова. Это решение стало судьбоносным. Олег Табаков разглядел в студенте редкий дар актера-трагика.
«Его сценическое обаяние и пластика стали основой для сложных характеров. В „Табакерке“ он научился превращать ограниченное пространство в преимущество», — говорил мэтр.
Уже на втором курсе ГИТИСа Смоляков дебютировал в кино — сыграл в драме «Целуются зори». Но путь к успеху оказался тернистым: после выпуска в 1980 году театр Табакова временно закрыли, и актер несколько лет играл эпизоды в театре Гоголя.
Театральная судьба: от подвальной студии до сцены Театра Наций
Олег Табаков, ставший для Смолякова учителем и проводником, доверял ему сложные роли. Взрывной Брюскон в «Лицедее» (2001) — монолог-исповедь, который актер превратил в перформанс. Или Павел Кирсанов в «Отцах и детях» — аристократ с хрупкой душой, прячущейся за цилиндром и тростью. Когда Табаков ставил «Механическое пианино» по Чехову, именно Смолякову он отдал роль бездельника-либерала Сергея Войницева.
За 30+ лет в этом театре он создал десятки образов: от ироничного Актера в горьковском «На дне» до безумного Ротмистра в «Отце» Стриндберга, принёсшего ему Государственную премию (2003).
Но его талант выходил за пределы «Табакерки». В МХТ им. Чехова он примерял маски чеховских героев: Лопахин в «Вишнёвом саде» Адольфа Шапиро (2000-е) с его деловой хваткой и скрытой грустью, Иванов в одноименной постановке Юрия Бутусова — нервный, надломленный, но не сдающийся. А в Театре Наций Кирилл Серебренников доверил ему роль отца Иудушки в «Господах Головлёвых» (2010-е) — тихого разрушителя семейных уз.
В 2019-м, после смерти Табакова, Смоляков ушёл из родного театра. Причины — и возраст, и конфликт с новым руководством. Сейчас он играет у Евгения Миронова в Театре Наций: мистический Воланд в «Мастере и Маргарите», брутальный Алекс из «Заводного апельсина».
Почему Смоляков чуть не бросил кино в начале карьеры
В 1977 году, будучи студентом ГИТИСа, Андрей получил в кино три роли сразу. Но запомнился зрителям как деревенский белокурый паренёк с гармошкой из фильма «Целуются зори» (1978).
Первый гонорар — 400 рублей — потратил на джинсы, мамино платье и фортепиано для сестры. Тогда он и представить не мог, что через 40 лет станет лицом детективного жанра.
1980-е подарили ему амплуа «русского богатыря»: трактористы, революционеры, военные. Ему предлагали играть исключительно положительных персонажей, что быстро надоело молодому актеру. Хотя со стороны его карьера выглядела успешной, да и кинокритики позитивно отзывались о его работах. Мало кто знает, что в тот период он чуть не ушел из профессии.
Борясь с этими эмоциями, Смоляков однажды взял и побрился наголо. Именно после этой детали все изменилось. К концу 90-х вместо улыбчивых героев режиссеры, наконец, увидели в нём харизматичного злодея. Так родился Владимир Кудла — художник-убийца из культового сериала «День рождения Буржуя» (1999).
Этот проект актер называет прорывным для отечественного кинематографа. А персонаж Кудла в свое время стал визитной карточкой Смолякова: за ним последовали киллеры, коррупционеры и циничные бизнесмены.
«Лично я на роли отрицательных персонажей соглашаюсь почти сразу — с ними интереснее работать. Всякий отрицательный персонаж совершает негативные поступки, а их надо как-то для себя оправдать, чтобы герой не получался абсолютным бякой», — пояснил актер в одном из интервью.
Пик популярности наступил в середине 2010-х, когда Смоляков начал играть майора Черкасова — следователя-интеллектуала из послевоенной эпохи. 11 фильмов цикла «Мосгаз» сделали его народным любимцем. Но актёр не застрял в одном амплуа.
В 45 лет он прыгал с парашютом для роли в «Сталинграде», в 60 — превратился в вампира для мистической «Караморы». Единственная несыгранная роль, о которой артист очень сожалеет — это Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского.
Даже с гонораром в 300 тысяч за съемочный день Смоляков выбирает только те роли, где видит „историю души“. Например, как в военной драме „Топор“ (2018), в которой его герой-отшельник идёт на фронт, чтобы найти смысл жизни.
Несмотря на успех в кино, театр для Андрея всегда остается священным местом. Но он по-прежнему не готов выбирать между съемками и сценой.
Как Смоляков стал майором Черкасовым: от детского страха до культового образа
Когда в 2012 году он получил сценарий нового детектива, то сразу понял: майор Иван Черкасов — это не просто роль. Этот персонаж задумывался исключительно под актера, у него даже не было никаких проб. Готовясь к проекту, Андре глубоко погрузился в мир советского уголовного розыска. Смоляков консультировался с ветеранами МУРа, изучал архивы резонансных дел, включая дело серийного убийцы Владимира Ионесяна («Мосгаз»).
А еще всплыли детские воспоминания о том, как слово «Мосгаз» пугало его в детстве — страх охватил столицу в 60-х.
«Мама меня постоянно учила, чтобы я не открывал дверь незнакомцам. Люди шептались, что преступник орудует в городе» — делился актер, объясняя, как эти эмоции отразились в роли.
Однако годы съемок в сериале принесли не только славу, но и усталость.
«Черкасов — персонаж без полутонов. Играть его десятилетиями — всё равно что носить бронежилет: защищает, но душит» — признавался Смоляков.
Однако он никогда не думал о снятии с роли. «Это предательство по отношению к зрителю», — повторял он, вспоминая, как фанаты требовали сохранить его в касте даже после сюжетной гибели персонажа в 9-м сезоне.
Создатели «Мосгаза» мастерски использовали эту драму как маркетинговый ход. В финале «Последнего дела» (2023) Черкасов остался в горящем доме — зрители гадали, выжил ли он.
Ответ пришёл в 10-м сезоне «Метроном», где майор вернулся в роли пенсионера-наставника. «Мы не уничтожали персонажа, а дали ему шанс переродиться» — объяснил продюсер Денис Евстигнеев.
Награды за роль не заставили себя ждать: «Золотой орёл» за «Палача» (2016), премия «Икар» за «Формулу мести» (2019), номинация на ТЭФИ за «Метроном» (2023). Но главный вызов остался за кадром — работа с текстом.
«Сцены в кабинете Черкасова — это невероятное количество терминологии. Даже экшн-сцены кажутся отдыхом», — шутил Смоляков.
Сегодня, когда Черкасов уже не оперативник, а «живая легенда» МУРа, Смоляков продолжает чувствовать с ним связь. «Мы похожи в главном: оба ненавидим полумеры» — говорит актер.
«Мосгаз» стартовал с расследования первого советского серийного убийцы и за 13 лет превратился в масштабную детективную сагу. Каждый сезон посвящён отдельному делу майора Черкасова, охватывая период с 1960-х до 1980-х годов:
- «Мосгаз» (2012)
- «Палач» (2014)
- «Паук» (2015)
- «Шакал» (2016)
- «Операция „Сатана“» (2018)
- «Формула мести» (2019)
- «Катран» (2020)
- «Западня» (2021)
- «Последнее дело Черкасова» (2023)
- «Метроном» (2024)
- «Розыгрыш» (2025)
Лучшие роли Андрея Смолякова: от советской эпохи до современного кино
- «О тебе» (1981, реж. Родион Нахапетов). Сыграл главного героя — молодого парня Алёшу. Его персонаж показан как добрый и открытый человек.
- «Сталинград» (1989, реж.Юрий Озеров). У Смолякова в этом фильме роль роль Леонида Хрущёва — советского военного летчика, сына Никиты Хрущёва. Он участвует в Сталинградской битве, демонстрируя смелость и преданность родине.
- «День рождения Буржуя» (2001, реж. Анатолий Матешко). Сыграл Кудлу — харизматичного злодея-художника, который постоянно строит коварные планы против Буржуя.
- «Пепел» (2013, реж. Вадим Перельман, Тимур Вайнштейн). Сыграл Виктора по кличке «Гардероб» — жестокого и расчетливого криминального авторитета, сообщника главного героя Сеньки Пепла.
- «Движение вверх» (2017, реж. Антон Мегердичев). У Смолякова роль Григория Моисеева — председателя Федерации баскетбола СССР, который помогает главному тренеру в подготовке команды к историческому матчу.
- «Художник» (2022, реж. Тимур Алпатов). Сыграл майора милиции Тихона Ефимова — строгого и принципиального руководителя.
- «Сталинград» (2013, реж. Федор Бондарчук). Герой Смолякова — сержант-артиллерист Василий Поляков по прозвищу «Ангел». Жестокий и — озлобленный солдат, потерявший жену и дочь во время авианалета.
- «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011, реж. Петр Буслов). Сыграл полковника КГБ Виктора Бехтеева — хитроумного сотрудника госбезопасности, который пытается подставить Высоцкого, подбрасывая ему деньги и запрещенные вещества.
- «Инквизитор» (2014, реж. Юрий Мороз). Сыграл Генриха Штольца — влиятельного олигарха и теневого главу города.
- «Агеев» (2020, реж. Андрей Либенсон). У Смолякова главная роль — подполковник Антон Агеев. Оперативник с тяжёлым характером и нестандартными методами работы, который часто нарушает правила ради достижения цели.
- «Карамора» (2022, реж. Данила Козловский). Сыграл Владимира Свечникова — 192-летнего вампира и особого советника, который жертвует собой ради спасения другого персонажа.
Личная жизнь: с первой женой актер прожил 20 лет, а появление сына считает чудом
Молодой Смоляков даже не предполагал, что один благородный поступок станет началом его большой любви. Однажды, еще студенческие годы, Андрей гулял по Москве с другом, когда заметил, как к двум девушкам пристают нетрезвые хулиганы. Смоляков и его приятель вступились за красавиц, и это было судьбоносным моментом. Он влюбился в одну из девушек — хрупкую Светлану Иванову, которая вскоре стала солисткой кордебалета Большого театра. Роман закрутился стремительно: через полгода пара уже стояла в ЗАГСе.
Первые годы семейной жизни напоминали театральную постановку о бытовых трудностях. Молодожены ютились в комнате общежития «Табакерки», где тогда служил Андрей. Светлана, привыкшая к сцене, училась варить супы и гладить рубашки.
Переломным моментом стало рождение сына в 1986 году. Пара не планировала детей, и Смоляков позже называл это «чудом». Дима стал центром их мира: Светлана оставила сцену, перейдя к преподаванию, а Андрей с удвоенной энергией брался за роли, чтобы обеспечить семью.
Их брак продержался два десятилетия, но к началу 2000-х дал трещину. Причины расставания пара не афишировала — Светлана избегает интервью, а Смоляков в беседах с журналистами лишь скупо замечал: «Мы просто разошлись». После развода экс-супруги сохранили уважительные отношения.
Второй и необычный брак Андрея Смолякова: свобода вместо формальностей
Эта история началась не с романтических свиданий, а с взаимного интереса к творчеству. В 2005 году 44-летний Смоляков встретил Дарью Разумихину — дизайнера, журналиста и кандидата филологических наук.
«Она вошла в кафе, и я обернулся. И в тот момент для меня случилось что-то очень мощное. Я не мог оторвать от нее глаз», — вспоминал актер.
К тому моменту Дарья уже успела поработать на французском ТВ, стать первой россиянкой на Лондонской неделе моды и воспитать двоих детей от предыдущего брака.
«Мы два взрослых человека, которые понимают друг друга», — объяснял актер, подчеркивая, что их союз родился из уважения, а не страсти.
Пара сознательно отказалась от штампа в паспорте. Опыт предыдущих браков научил Андрея и Дарью ценить личное пространство друг друга. Даже живя в Москве, они обустроили бывший свой дом как арт-пространство с этническим дизайном, где каждому найдется уголок для творчества. А еще Андрей участвовал в показах Дарьи в качестве модели.
Главный секрет их семьи — равноправие. А еще их объединяет любовь к путешествиям: от водопада Игуасу до африканских саванн. При этом слухи о расставании вспыхивают регулярно — то из-за фото Андрея с вдовой Олега Табакова в 2019-м, то из-за жизни «на две страны».
«Личная жизнь остаётся закрытой», — парирует артист, называя 20-летний союз «гармоничным экспериментом». Для них брак — не клетка, а территория доверия, где можно вместе расти, не теряя себя.
Сын Андрея Смолякова: как выглядит и почему не стал актером
Казалось, судьба Дмитрия предопределена — оба родителя построили карьеру в творческих профессиях. Мальчик все детство провел за кулисами «Табакерки» и Большого театра. Но, наоборот, он пытался убежать от искусства — поступил в технический вуз, но через год бросил и поступил в театральное училище. Получив диплом, не стал актёром, как отец, а выбрал продюсирование. Его имя теперь связано с сериалами вроде «Алекс Лютый» и «Пустые города».
С детства Дима носил в себе обиду на отца — после развода Андрея с первой женой. Примирение отца и сына заняло годы, но им удалось вернуться к общению. Дмитрий Смоляков избегает чрезмерного внимания — о личной жизни ничего не известно, его фотографии нигде не публикуются.
Здоровье актера Андрея Смолякова: слухи и факты
После выхода сериала «Оперативная память», в котором его персонаж скрывает болезнь Альцгеймера, поклонники засыпали соцсети вопросами: «А что с самим актером?» Кадры, где майор Барышев теряет нить расследования, а его взгляд становится рассеянным, выглядели настолько убедительно, что зрители начали искать симптомы в реальной жизни Смолякова. Но правда в том, что это всего лишь мастерство перевоплощения — сам актер не раз подчеркивал, что здоровье позволяет ему работать без остановки.
Почему же тогда в сети то и дело появляются комментарии о его уставшем виде? Причина — в естественном ходе времени и… профессии. Смолякову 66 лет, и он не стремится скрывать возраст. Глубокие морщины, сдержанная мимика — все это стало частью его амплуа после 50. К тому же, его нынешние роли часто требуют «потускневшей» внешности: сыщики, ветераны, люди с тяжелым прошлым.
За кадром же Смоляков — пример активности. Он до сих пор играет в волейбол, как в юности, выходит на корт с ракеткой и плавает в бассейне. «Спорт — мой способ оставаться в тонусе, — признавался он. — И не только физическом». А еще — принципиальный отказ от алкоголя:
«Я видел, во что это превращает человека».
Эту фразу он не договаривает, но смысл ясен: история отца преподнесла Андрею урок на всю жизнь. Дело в том, что из-за пристрастия к алкоголю мужчина ушел из жизни. Смолякову тогда было 29 лет.
Слухи о его болезнях рассыпаются, как карточный домик, когда смотришь на график актера — каждый год десятки спектаклей и несколько новых киноролей.
Где сейчас живет Андрей Смоляков: между Москвой и Лондоном
Слухи об отъезде актёра за границу появляется регулярно, но реальность куда интереснее. Андрей Смоляков давно выбрал для себя формат «жизни на чемоданах», совмещая работу в России и семейные поездки в Лондон. Дизайнерский бизнес его жены связан с Великобританией — именно это и объясняет частые визиты пары за рубеж.
А в Москве у них есть особое место — старинный доходный дом на Старой Басманной. Дарья, выросшая в этом районе, выкупила здание, расселила жильцов и превратила его в пространство для жизни и творчества. Здесь сочетаются их квартира, мастерская и даже выставочный зал для работ Разумихиной.
Сам актёр называет переезд из России «глупостью» для человека его возраста. «Здесь я работаю, а отдыхаю за границей», — поясняет он.
Фильмы и спектакли со Смоляковым в 2025 году: как актер покоряет новые роли
Пока зрители обсуждают его майскую премьеру в детективе «Мосгаз. Дело № 11: Розыгрыш» — здесь он снова надел форму майора Черкасова, — актер уже готовится к осенним премьерам. В октябре выйдет спортивная драма «Первый на Олимпе», где Смоляков появляется в образе наставника молодого спортсмена, а ноябрь порадует комедийной историей «Волчок» с его участием в роли эксцентричного родственника.
Но настоящей страстью актера остаётся театр. В конце мая на сцене Театра наций он выходит в новой версии «Мастера и Маргариты», а июнь принесёт премьеру спектакля «Буду сниматься в кино» — трогательную историю о семейных отношениях, где его герой пытается наладить контакт с взрослой дочерью.
Кажется, в каждом проекте он ищет ту самую искру, которая заставляет зрителей сопереживать — будь то строгий следователь, уставший отец или мудрый тренер.
Интересные факты об актере
Какой рост и вес у актера?
Рост Андрея составляет 185 см, а вес — 82 кг.
Откуда у Андрея Смолякова шрам на голове?
Это следствие травмы, которую он получил во время уличного нападения в 2007 году возле его дома.
Сколько лет в 2025 году?
Сейчас актеру 66 лет, а в ноябре он встретит 77-й день рождения.
Почему у него нет страниц в соцсетях?
По состоянию на май 2025 года, Смоляков не ведет свои аккаунты в социальных сетях. Он не любит фотографировать и делиться личным.
Какое необычное увлечение есть у артиста?
Смоляков коллекционирует этнические предметы из Африки, Латинской Америки и Азии, которые привозит из путешествий с женой.