Актриса-самородок Вера Глаголева: полная биография, личная жизнь, фильмы и неоконченная история режиссера

Анна Багдасарова,
редакция Femmie

Она без актерского образования достигла высот в профессии, но ее жизнь слишком рано оборвалась.

«Выйти замуж за капитана» / Ленфильм

Вера Витальевна Глаголева — советская и российская актриса, режиссер, сценарист и продюсер, удостоенная звания народной артистки России в 2011 году. Её творческий путь — феномен в истории отечественного кинематографа. Не имея ни актерского, ни режиссерского образования, она сыграла почти в 50 кинокартинах и сняла семь полнометражных фильмов, покорив зрителей талантом и искренностью.

Как вспоминал актер Валерий Гаркалин: «Вера обладала неповторимым темпераментом, который не встречался ни у одной из актрис… Она пришла со своим взглядом, со своим мироощущением, ни на кого и ни на что не похожей». На экране Вера Глаголева воплотила особый типаж женщины — внешне хрупкой, но с несгибаемой внутренней силой. Расскажем, как сложилась ее судьба.

@anahapetova, соцсети

Краткая справка

Имя: Вера Глаголева
Кто такая: актриса, кинорежиссер, продюсер
Дата и место рождения: 31 января 1956 года, г. Москва
Дата смерти: 16 августа 2017 года
Рост: 163 см
Ссылки: Кинопоиск, Википедия

Содержание (кликните, чтобы перейти)

— В детстве дралась с братом и стреляла из лука
— Случайный кинодебют: как Глаголева попала в кино
— Пик карьеры. Как добилась славы без образования
— Личная жизнь Веры Глагольевой: предательство мужа в первом браке
—— Второй муж Кирилл Шубский принял дочерей как родных
—— Старшая дочь пошла по стопам знаменитой матери
—— Младшая дочь Анастасия покорила сердце хоккеиста Овечкина
— Болезнь, которую Вера Глаголева скрывала
— Уход из жизни и могила Глаголевой
— Лучшие фильмы

 

В детстве получила необычное прозвище и достигла успехов в мужском спорте

Будущая актриса родилась в Москве 31 января 1956 года в семье, где царил дух интеллигентности и строгих правил. Её отец, Виталий Павлович, преподавал физику и биологию. Мать, Галина Наумовна, — учительница младших классов, которая позже стала заместителем директора столичного Дворца пионеров.

По материнской линии Вера имела еврейские корни. Дед, Наум Белоцерковский, был расстрелян в 1938-м по обвинению в «шпионаже», а бабушка восемь лет провела в лагерях как член семьи «врага народа». Интересно, что сама актриса, белокурая и хрупкая, внешне не походила на типичную представительницу еврейского народа, что часто удивляло окружающих.

От природы Вера — шатенка / @anahapetova, соцсети

Несмотря на трагедии, семья сохранила любовь к жизни: их квартира у Патриарших прудов стала островком счастья, где Вера и старший брат Борис играли в казаков-разбойников. А еще они «нещадно» дрались друг с другом — по ее словам, это была настоящая школа жизни.

«Мы, конечно, дружили, это понятно. Но очень так мутузили друг друга», — вспоминала Глаголева с улыбкой.

Вера (слева) с мамой и старшим братом / @anahapetova, соцсети

Вместо игр в «дочки-матери» и шитья платьев для кукол она обожала играть во дворе с соседскими мальчишками. За бойкий характер ей даже придумали прозвище — Вова Вишнёв.

Культура индейцев, которую Вера увидела в фильмах с Гойко Митичем, стала ее страстью. Она носила волосы, стянутые кожаным ремешком, и воображала себя героиней приключений.

Вера с родителями / @anahapetova, соцсети

В шесть лет жизнь девочки резко изменилась: семья переехала в Измайлово, а потом — в ГДР. Туда Глаголевых отправили на службу. С 1962 по 1966 год родители Веры работали в русской школе в Карл-Маркс-Штадте (ныне Хемниц). За рубежом впервые ощущался вкус свободы:

«Именно там я научилась отличаться от других и иметь на все свою точку зрения. А этого в СССР  тогда очень не любили. И когда мы вернулись из-за границы, мне частенько попадало. Но родители всегда меня поддерживали», — рассказывала Глаголева.

В 14 лет Вера, худая и хрупкая, неожиданно увлеклась стрельбой из лука — видом спорта, где доминировали мужчины. Её вдохновила эстетика: белая форма на зеленом поле казалась романтичной. Тренировки давались тяжело: лук весил 16 кг, а тетиву приходилось натягивать с усилием, сравнимым с поднятием гири. Но уже через год она выполнила норматив мастера спорта и вошла в юношескую сборную Москвы.

«Это научило меня бороться по жизни», — признавалась актриса.

Кинодебют и ранние роли Глаголевой: удивительное начало карьеры

Лето 1974 года изменило жизнь 18-летней Веры навсегда. Вместо тренировок по стрельбе из лука, где она уже стала мастером спорта, девушка оказалась на «Мосфильме» — подруга позвала ее на закрытый показ зарубежного кино.

В коридорах студии Вера, в модных брюках-клёш и с челкой «под Мирей Матье», привлекла внимание оператора. Тот уговорил ее подыграть актеру на пробах для фильма «На край света…».

«Я была такая страшная! Я ничего не знала о том, как снимается кино, как проводят фотопробы», — смеялась позже Глаголева.

Глаголева в дебютной роли в х/ф «На край света…», Мосфильм

Режиссёр Родион Нахапетов искал актрису на роль Симы — хрупкой девушки, готовой ради любви пройти сотни километров по шпалам. Утвердили другую, но та заболела. Вера, не мечтавшая о славе, сыграла так естественно, что Нахапетов без колебаний выбрал ее. Без актерского образования, зато с искренностью и спортивной выдержкой, она впечатлила кинематографистов. Лента «На край света…» получила приз в Любляне, а Вера — предложение руки и сердца от режиссера.

Успешный дебют открыл двери в большое кино. Уже через три года Анатолий Эфрос пригласил ее на роль Вари в драму «В четверг и больше никогда».

«В четверг и больше никогда», Мосфильм

Ее героиня, ждущая ребенка от возлюбленного, который ее бросил, поразила глубиной. Эфрос, восхищенный талантом Веры, звал ее в Театр на Малой Бронной. Но Нахапетов отговорил: «Там тебя сожрут!» Глаголева отказалась, о чем потом жалела, но тогда выбор казался правильным.

Пик карьеры: как тихая сила Глаголевой покорила советский кинематограф

1980-е стали для Глаголевой временем, когда её хрупкий образ с внутренней сталью покорил весь Союз. Она будто проживала на экране жизни обычных женщин, делая их необычными.

«Не стреляйте в белых лебедей» / Мосфильм

В «Не стреляйте в белых лебедей» её Нонна Юрьевна — сельская учительница с тихой мудростью, в «Звездопаде» — Женька, чья любовь стала опорой солдату на фронте. А в «Торпедоносцах» её Шура, ждущая мужа с войны, показала, как сила прячется в простых жестах: сложенном белье, молчаливом взгляде.

Но настоящим прорывом стал 1985 год. Вера пришла на кастинг «Выйти замуж за капитана» вместе с Натальей Даниловой и Еленой Сафоновой. Режиссёр Виталий Мельников колебался, но ее естественность перевесила все.

«Выйти замуж за капитана» / Ленфильм

Интересно, что Глаголеву на пробы привел сам сценарист Валентин Черных — он видел в ней идеальную Лену Журавлеву. Даже сценарий ради нее переписали — вместо четырех невест оставили одну. Елена, фотокорреспондента с упрямым характером, стала эталоном новой советской женщины. А журнал «Советский экран» единогласно назвал Веру лучшей актрисой 1986 года.

В том же году вышел «Искренне ваш…», где её Катя Корнеева теряла работу, но не чувство юмора. Глаголева играла так, что смешное становилось грустным, а обыденное — философским.

«Искренне ваш…» / Мосфильм

А в «Зонтике для новобрачных» ее Зоя, мечтавшая об идеальном браке, столкнулась с обманом. Интересно, что за всю карьеру Вера почти не примеряла образы злодеек. Единственное исключение — ранний «Преферанс по пятницам», где ее героиня участвовала в афере.

«Преферанс по пятницам» / Ленфильм

Но даже здесь зрители видели не расчетливую мошенницу, а жертву обстоятельств. Ее амплуа — женщины, которые, ломаясь, не теряют стержня, — стало ответом на запрос того времени.

Режиссерская карьера Глаголевой: новая грань таланта

Она пришла в режиссуру не из амбиций, а из внутренней потребности. Тогда, в начале 90-х, она искала способ переосмыслить жизнь.

«Сломанный свет» / Студия Эдельвейс

Первой пробой стал «Сломанный свет» (1990) — драма о безработных актёрах, застрявшая в прокате на 11 лет из-за юридических сложностей. Глаголева не только сняла фильм, но и сыграла главную роль, а съемочная площадка стала ее настоящей школой/

Следующие работы раскрыли ее как режиссера-универсала. В мелодраме «Заказ» (2005) она впервые выступила сценаристом, а «Чёртово колесо» (2008) принесло Гран-при фестиваля «Золотой феникс».

«Одна война» / Продюсерский центр «Хорошо Продакшн»

Но настоящим прорывом стала военная драма «Одна война» (2010) — история женщин, которые родили детей от немецких солдат. Картину, снятую «практически на энтузиазме», отметили на 30 международных фестивалях, включая Монте-Карло.

«Кинотеатры не берут серьезное кино», — с грустью говорила Вера, несмотря на «Золотую нимфу» и приз Красного Креста.

Её стиль — смесь камерности и смелых экспериментов. В новогодней комедии «Случайные знакомые» (2012) она сняла воспитанников детдомов, а в «Двух женщинах» (2014) собрала интернациональный состав.

Рэйф Файнс в фильме Глаголевой «Две женщины» / Продюсерский Центр «Хорошо Продакшн»

Рэйф Файнс, игравший в тургеневской адаптации, учил русский язык для роли и восхищался:

«Она обыгрывала меня в шахматы между дублями!»

А Глаголева верила: «Режиссёр должен любить актёра… иначе картина не сладится».

Последней работой стала драма «Не чужие» (2018) о русских эмигрантах — её завершили уже после смерти режиссёра. Удивительно, но Вера, не имевшая формального образования, создала семь фильмов, каждый — вызов системе.

«Это моё полотно, моя история», — говорила она.

И Глаголева доказала: талант не нуждается в дипломах — ему достаточно страсти и упрямства.

Первый брак: Нахапетов сделал ее своей музой, а потом уехал в США и встретил другую

Свадьбы Веры и Родиона / @anahapetova, соцсети

Когда 18-летняя Глаголева согласилась сняться в фильме Нахапетова «На край света…», она вряд ли предполагала, что их рабочие отношения перерастут в романтические. Её естественность покорила 30-летнего Родиона, а вскоре между ними вспыхнул роман.

Вера мечтала о ВГИКе, но Родион, опасаясь потерять ее, уговорил отказаться от учебы. Этот шаг стал решающим: Нахапетов, тронутый жертвенностью, сделал предложение. А в 1976-м пара поженилась.

«Прости нас, первая любовь» / Беларусьфильм

Их творческий тандем расцвел — он снимал ее во всех своих фильмах: от социальной драмы «Враги» до лиричной притчи «О тебе». Разница в возрасте (12 лет) создавала уникальную динамику: Родион был наставником, а Вера — его музой. Но со временем это превратилось в клетку. Он ревновал к другим режиссерам, запрещал сотрудничать с театром Эфроса, а её талант все чаще затмевал его амбиции.

Семья казалась идеальной: две дочери — Анна (1978) и Мария (1980), съёмки для журналов, совместные поездки. Но за фасадом скрывалась правда: дети росли с бабушкой, а родители растворялись в работе.

Родион и Вера с дочерьми Анной и Марией / @anahapetova, соцсети

Кризис наступил в 1989-м, когда Нахапетов уехал в США продвигать фильм «На исходе ночи». Вера, оставшись с девочками, не знала, что это прощание. В Штатах Родион встретил продюсера Наталью Шляпникофф.

Их деловые отношения переросли в роман, а письмо дочерей с ультиматумом («Выбирай: мы или она!») лишь подчеркнуло неизбежность развода.

«Я не думал разрушать семью… Но длительное расставание либо укрепляет чувства, либо разводит людей в разные стороны»

Официально они расстались в 1991-м, но Глаголева, вопреки боли, сохранила достоинство. Не устраивала скандалов, не запрещала дочерям видеться с отцом. Нахапетов, женившись на Наталье, признавал:

«Вера не настраивала детей против меня».

Даже после её смерти в 2017-м он приезжал в Москву на дни рождения внуков, а Анна и Мария, преодолев обиду, нашли в себе силы простить.

Второй муж Кирилл Шубский: жизнь с молодым бизнесменом и скандал с его внебрачным сыном

Их встреча на кинофестивале «Золотой Дюк» в 1991 году напоминала сценарий романтической драмы. Глаголева, переживавшая развод с Родионом Нахапетовым, приехала в Одессу искать финансирование для своего режиссерского дебюта. За столиком ресторана случайно оказался 27-летний бизнесмен Кирилл Шубский — на 7 лет младше Веры. Он отказался вкладываться в фильм, но предложил нечто большее — быть вместе.

Разница в возрасте посеяла сомнения в душе Глаголевой. Но Кирилл оказался мудрее своих лет. Чтобы завоевать доверие Веры и её дочерей, Шубский включился в их жизнь: организовывал семейные поездки, помогал с уроками, а на венчании в 1993 году Анна и Мария Нахапетовы держали венец над матерью.

«Он смог заменить им отца», — говорила актриса.

Вера с Кириллом Шубским и детьми / @anahapetova, соцсети

Свадебное путешествие обернулось переездом. Осенью 1993-го, когда Глаголева была на восьмом месяце беременности, пара уехала в Швейцарию — Шубский настаивал на безопасности из-за политического кризиса в Москве. 16 ноября в Женеве родилась Анастасия. «Кирилл открыл нам весь мир», — вспоминала Вера.

Вера с мужем Кириллом и младшей дочерью / @nastyashubskaya, соцсети

Идиллию нарушили слухи 2005 года. Светлана Хоркина, олимпийская чемпионка, родила сына от Шубского в США. Глаголева, узнав об этом из СМИ, подала иск о защите чести, но сохранила брак. В прессе активно обсуждали слухи о возможном разводе: журналисты строили догадки, когда же это случится.

Шубский признал отцовство только в 2011-м после публикации мемуаров Хоркиной, однако Вера не стала устраивать скандалов. А Кирилл остался вместе с ней до ее конца. Даже после её ухода Шубский избегал публичных комментариев о прошлом, словно храня обещание, данное когда-то в одесском ресторане.

Старшая дочь Анна — стала балериной, снимается в кино и вышла замуж во второй раз

Вера и ее старшая дочь Анна / @anahapetova, соцсети

Старшая дочь Глаголевой и Нахапетова с раннего детства наблюдала, как мама превращается на экране в героинь, а папа снимает кадры для новых фильмов. Но сама она мечтала о другом: в 13 лет Анна поступила в Московскую академию хореографии, а к 20 уже танцевала в «Щелкунчике» и «Спящей красавице». Казалось, судьба предрешена… до того дня, когда она осознала: балет не вечен.

Анна Нахапетова с детства занималась балетом / @anahapetova, соцсети

Поворотным стал 2002 год: отец пригласил её в свой сериал «Русские в городе ангелов». Скромная роль стала трамплином. Но настоящий прорыв случился, когда Глаголева позвала дочь в свой фильм «Одна война» — драму о женщинах послевоенной деревни. Анна, игравшая медсестру, получила премию «За лучшую женскую роль».

«Это был наш общий триумф», — вспоминала она.

«Одна война» / Продюсерский центр «Хорошо Продакшн»

Позже мать и дочь снялись вместе в «Двух женщинах», где Глаголева режиссировала, а Нахапетова вживалась в образ тургеневской героини.

Анна Нахапетова вышла замуж во второй раз в 2024 году / @anahapetova, соцсети

Личная жизнь Анны напоминает сюжет мелодрамы с сильным женским характером. В 2006 году она родила дочь Полину от танцовщика Егора Симачева, но через десять лет пара рассталась. В 2024 году она неожиданно вышла замуж — тихо, без пафоса, как и любила её мама.

Анна Нахапетова с дочерью / @anahapetova, соцсети

Отношения с Верой Глаголевой — отдельная глава. После развода родителей Анна видела, как мать «спасалась работой», снимая фильмы. Когда Глаголевой не стало в 2017-м, Анна продолжила её дело — играла в спектаклях Виктюка, снималась в сериалах.

«Каждый день благодарю её за гены и силу», — говорила она в интервью.

Вера и ее дочь Анна Нахапетова / @anahapetova, соцсети

Средняя дочь выбрала спокойную жизнь — без кинокамер и софитов

Родион Нахапетов и его вторая дочь Мария / @rnahapetov, соцсети

В то время как сестра Анна часами репетировала у балетного станка, вторая дочь Маша разрисовывала стены квартиры акварелью. Родители надеялись, что дочь станет архитектором, но та увлеклась компьютерной графикой — редким направлением для 90-х.

После развода Нахапетова и Глаголевой 11-летняя Мария тяжело переживала отъезд отца в США. Спасало творчество: она поступила на художественный факультет ВГИКа, а затем уехала в Голливуд изучать анимацию.

Там же случился первый брак — с владельцем фотостудии, выходцем из СССР. Брак распался, но Мария не жалела: «Он научил меня видеть красоту в деталях». Вернувшись в Москву, она встретила бизнесмена Евгения Дзюру. Их свадьба стала тихим семейным праздником — без папарацци.

Мария Нахапетова с сыновьями / @mashanahapetova, соцсети

Сыновья Марии, Кирилл и Мирон, к 10 годам побеждали в международных олимпиадах по английскому и биологии. Она редко появляется на публике, предпочитая мир цифровой графики и книжного дизайна.

Младшая дочь-красавица стала женой хоккеиста Овечкина и отказалась от подиумов

Кирилл Шубский с маленькой Настей / @nastyashubskaya, соцсети

Третья дочь Веры, Анастасия Шубская, появилась на свет в ноябре 1993 года. Ее детство наполнили гимнастика, теннис, фигурное катание и даже балет — по примеру старшей сестры Анны. Но для своенравной девочки строгая балетная дисциплина оказалась слишком тесной — душа требовала свободы.

«У дочки достаточно сложный характер», — признавалась журналистам Глаголева. — «Настю папа много баловал, я же старалась воспитывать детей в строгости».

Именно мама стала для девочки примером сильной женщины, которая смогла построить карьеру в непростое время.

Анастасия в 2024 году / @nastyashubskaya, соцсети

Сдав школьные экзамены экстерном, Анастасия выбрала продюсерский факультет ВГИКа, хотя Вера советовала более надежную профессию. Университет она окончила успешно, не разочаровавшись в своём выборе. Но судьба берегла для неё особенный сюрприз.

В 2008 году на Олимпиаде в Пекине 14-летняя Настя впервые встретила «шумного, громкого» хоккеиста Александра Овечкина, но не придала этому значения. Спустя шесть лет он нашёл её в социальных сетях и написал ровно в полночь 16 ноября — не зная, что у девушки начался день рождения.

Анастасия с мужем Александром Овечкиным / @nastyashubskaya, соцсети

После месяцев телефонных разговоров они встретились в Лос-Анджелесе, где Анастасия проходила курсы актёрского мастерства. Первое свидание оказалось идеальным: «Оказалось, нам всегда есть о чем поговорить». Через несколько месяцев Александр приехал к Шубским домой и, встав на колено с букетом, сделал предложение.

В августе 2016 года пара тихо расписалась, а пышную свадьбу сыграли в День семьи, любви и верности в июле 2017 года. На торжестве собрался весь цвет российского спорта и шоу-бизнеса, а президент России прислал поздравительную телеграмму и подарок — сервиз.

Свадьба Анастасии и Александра / @nastyashubskaya, соцсети

Вскоре в браке родились два наследника: Сергей (18 августа 2018) и Илья (27 мая 2020). Старшего сына назвали в честь погибшего брата Александра, который когда-то привёл его в хоккей. Мальчики уже уверенно стоят на коньках и часто присутствуют на матчах отца.

Анастасия и Александр с сыновьями / @nastyashubskaya, соцсети

До встречи с хоккеистом Настя успела попробовать себя как модель — в 2011 году она дебютировала на подиуме «Шанель» и участвовала в показе Валентина Юдашкина. Но в итоге предпочла то, что всегда говорила мама: важнее всего — быть счастливой.

Вера Глаголева скрывала свою болезнь: какими были последние дни легенды

@anahapetova, соцсети

Десять лет Вера Витальевна вела тихую, но мужественную борьбу с серьезным заболеванием. В 2007 году актрисе поставили страшный диагноз — рак желудка. Эту новость она решила сохранить в тайне — о болезни знал лишь очень узкий круг самых близких людей. Вера Витальевна никогда не говорила публично о своем недуге.

Поразительно, но даже в самые тяжелые моменты Глаголева не прекращала работать. Её железная воля и сильный характер удивляли коллег. В 2017 году, за несколько месяцев до ухода, она активно трудилась над социальной драмой «Глиняная яма», работая по 12 часов в сутки. Вера Витальевна даже шутила, звоня родным в периоды улучшения самочувствия: «Это я, птица Феникс!» Эта фраза стала в семье её неофициальным прозвищем.

Последние публичные появления Глаголевой поражали её энергией. В июне 2017 года актриса блистала на открытии Московского международного кинофестиваля. А спустя месяц, в июле, на свадьбе своей младшей дочери Анастасии с хоккеистом Александром Овечкиным, 61-летняя Вера Витальевна веселилась, танцевала вместе с гостями. Глядя на неё в тот день, никто из гостей не мог даже предположить, что всего через месяц её не станет.

Вера на свадьбе дочери Анастасии / @nastyashubskaya, соцсети

«Мама всегда говорила, что главное — не показывать свою боль», — эти слова дочери как нельзя лучше характеризуют жизненное кредо актрисы.

Последние дни Вера Витальевна провела в клинике под Баден-Баденом в Германии, куда она уехала на консультацию. Она ушла из жизни 16 августа 2017 года, оставив после себя не только фильмы и роли, но и невероятный пример мужества — умение жить полной жизнью.

До последних дней она строила творческие планы — собиралась снимать фильм о любви Тургенева и Полины Виардо, намечала съемки в Казахстане. В этом была вся Вера Глаголева — неуёмная творческая энергия, несмотря ни на что.

Уход из жизни и память о народной любимице

Новость о смерти 61-летней актрисы стала настоящим потрясением для поклонников и коллег. Инна Чурикова, узнав о трагедии, не смогла сдержать эмоций:

«Когда я узнала, была за рубежом, и это было невыносимо… Чувство великой потери. Для меня она была всегда юной, молодой…»

Алексей Учитель выразил то, что чувствовали многие:

«Я не знаю как вам, но более удивительного сочетания человека, прекрасного внешне и внутренне, я давно не встречал».

19 августа в московском Доме кино состоялась церемония прощания. Прощание в Доме кино собрало тысячи людей. Уже с раннего утра на Васильевской улице выстроились две очереди: коллеги шли через служебный вход, поклонники — через центральный. Зал был переполнен, люди несли цветы и делились воспоминаниями. Среди пришедших проститься были Иосиф Кобзон, Вера Васильева, Станислав Говорухин, Татьяна Друбич, Валентина Теличкина, Александр Балуев и многие другие деятели культуры.

Соболезнования семье выразили первые лица государства. Владимир Путин в своей телеграмме написал: «Это невосполнимая потеря для всей нашей культуры. Но с нами останутся сыгранные Верой Витальевной роли, добрая и светлая память о ней».

Телеграммы также прислали Дмитрий Медведев, Сергей Собянин, Александр Лукашенко. Особенно трогательным было письмо от британского актера Рэйфа Файнса, снимавшегося в фильме Глаголевой «Две женщины»:

«Я буду улыбаться, вспоминая тебя, потому что ты делала то, что любила делать».

После церемонии Веру Глаголеву похоронили на Троекуровском кладбище, на Аллее актеров. На самих похоронах присутствовали только самые близкие. Через два года, в августе 2019-го, на могиле появился величественный мемориальный комплекс в виде белой беседки со стеклянной крышей. Друзья актрисы ласково называют ее «тургеневской».

Мемориальный комплекс в честь Глаголевой / @anahapetova, соцсети

Внутри беседки установлены скамейка для посетителей и бронзовое кресло с лежащими на нем книгой и шалью — любимые предметы Веры. Разработкой проекта занималась средняя дочь актрисы Мария Нахапетова, а финансирование взял на себя вдовец Кирилл Шубский. По оценкам СМИ, стоимость памятника составила около 12 миллионов рублей.

Лучшие фильмы Веры Глаголевой / фильмография

В качестве актрисы

  • «На край света…» (1975, режиссер Родион Нахапетов). Вера сыграла главную героиню — Симу, приемную дочь дяди главного героя Володи. Наивная и вместе с тем сильная девушка становится катализатором перемен в характере главного героя.
  • «В четверг и больше никогда» (1977, режиссер Анатолий Эфрос). У Глаголевой главная роль — Вера Боглюк, бывшая снайпер. Она вышла замуж за своего командира, который обучал её снайперскому делу.
  • «Не стреляйте в белых лебедей» (1980, режиссер Родион Нахапетов). В драме о противостоянии егеря и банды браконьеров Вера сыграла сельскую учительницу Нонну Юрьевну.
  • «Торпедоносцы» (1983, режиссер Семен Аранович). Глаголевой досталась роль жены одного из главных героев. Даже в тяжелых военных обстоятельствах Шура остается преданной и демонстрирует стойкость.
  • «Выйти замуж за капитана» (1985, режиссер Виталий Мельников). Сыграла легкомысленного корреспондента-фотографа Елену Журавлеву, которая влюбилась в строгого капитана-пограничника. За эту роль Глаголеву признали лучшей актрисой года.
  • «Искренне ваш…» (1985, режиссер Алла Сурикова). У Глаголевой роль Кати Корнеевой  — актрисы, к которой в доверие втерся проходимец.
  • «Зонтик для новобрачных» (1986, режиссер Родион Нахапетов). Актриса сыграла Зою — молодую жену, которая вместе с мужем Толей сталкивается с первыми трудностями семейной жизни.
  • «Бедная Саша» (1997, режиссер Тигран Кеосаян). У Глаголевой главная роль: Ольга Васильевна — мать Саши. Она успешная банкирша, которая из-за работы почти не уделяет времени дочери.
  • «Женщин обижать не рекомендуется» (1999, режиссер Валерий Ахадов). Актриса сыграла сильную женщину — учительницу Веру Кириллову. Она получает в наследство от отца крупную судоходную компанию.
  • «Наследницы» (2001, режиссер Эльер Ишмухамедов). Глаголева сыграла одну из дочерей художника, которая включается в борьбу за наследство после его смерти.

В качестве режиссера

  • «Сломанный свет» (1991). Режиссерский дебют Глаголевой, снятый в период личных трудностей. Фильм, хоть и вышел с задержкой, получил Гран-при кинофестиваля «Золотой Феникс» и стал важным этапом в её карьере.
  • «Одна война» (2009). Военная драма, основанная на реальных событиях, рассказывает о судьбе женщин, родивших детей от немецких солдат. Фильм получил более 30 наград на международных фестивалях, включая признание критиков за глубокую проработку моральных дилемм и исторической достоверности.
  • «Две женщины» (2014). кранизация пьесы Тургенева «Месяц в деревне» с участием Рэйфа Файнса. Картина завоевала Гран-при фестиваля «Окно в Европу» и другие премии, отметившись изящной режиссурой и актерскими работами.

Как сейчас живут родные Глаголевой

Спустя восемь лет после ухода актрисы её дочери и внуки продолжают писать собственную историю, бережно храня память о матери.

Свадьба Анны Нахапетовой / @anahapetova, соцсети

Летом 2024-го Анна Нахапетова во второй раз сказала «да» — своему избраннику Никите, устроив скромную свадьбу в кругу родных. Её дочь Полина уже снялась в 12 проектах — кажется, талант бабушки передался через поколение.

Внучка актрисы — Полина Симачева / @anahapetova, соцсети

Средняя дочь, Мария, предпочитает тихую жизнь: воспитывает сыновей Кирилла и Мирона, которые радуют успехами в учёбе и хоккее. А младшая, Анастасия Овечкина, поддерживает мужа Александра — весной 2025-го он побил рекорд НХЛ, забив 895-й гол.

Александр и Анастасия Овечкины на церемонии награждения после рекордного гола хоккеиста / @aleksandrovechkinofficial, соцсети

Кирилл Шубский, бывший муж Глаголевой, остаётся опорой для семьи. Он не часто появляется в медийном пространстве, но в апреле 2025-го его заметили на трибуне во время матча Овечкина — вместе с дочерью и внуками. Бизнесмен поддерживает связь со всеми тремя дочерьми актрисы, а они, в свою очередь, называют его «лучшим дедушкой».

Кирилл Шубский с дочерью, внуками и зятем / @nastyashubskaya, соцсети

Память о Вере Витальевне живёт не только в сердцах родных. Каждый год 31 января и 16 августа дочери публикуют в соцсетях архивные фото с матерью.

«Нам всегда будет Тебя не хватать…», — подписала снимок Анна Нахапетова.

Заглянуть в семейный альбом можно в соцсетях Анны Нахапетовой и Анастасии Шубской — там же появляются свежие фото с совместных праздников и путешествий. Даже географическая разобщенность не мешает им сохранять сплоченность, о которой мечтала Вера Витальевна.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook