Бунт на корабле: лучшие фильмы о юных и непокорных

Алексей II,
редакция Femmie

Бунтари всех мастей были и остаются излюбленными киногероями. Как и подростки, потому как именно в этот период жизни полагается протестовать против всего на свете. Главные фильмы о юных и непокорных — в нашей подборке.

1. «Бунтовщик без причины»

Год: 1955
Режиссер: Николас Рэй
В ролях: Джеймс Дин, Натали Вуд, Сэл Минео, Джим Бакус, Энн Доран

Семнадцатилетний Джим Старк (Дин) не ладит с родителями, не может ни удержаться надолго в одной школе, ни найти друзей. Действие фильма умещается в один день из жизни героя: полицейский участок, девушка, приятель-родственная душа, заклятый враг, гонка и смерть.

Не самый замысловатый сюжет, который выглядит подростковой драмой для подростковой же аудитории (что тоже было своего рода новым словом для кино тех лет), но в тоже время является целой историей о неприкаянных страдальцах и бунтарях – да, безо всякой причины.

Эта картина – одна из немногих, поистине заслуживающих эпитета «культовая». Стильная: красный бомбер Дина поверх белой майки, впервые представшей как самостоятельная часть гардероба, а не нижнее белье, красные губы Натали Вуд, замысловатый угол съемки, снизу-вверх. И пронизанная трагическим экзистенциальным девизом «живи быстро, умри молодым».

Этому девизу все трое исполнителей главных ролей последовали в реальной жизни: в 70-х от ножевого ранения умер Сэл Минео, спустя несколько лет загадочно утонула Натали Вуд. Что до Джеймса Дина, то 24-летний актер разбился на машине спустя несколько месяцев после премьеры «Бунтовщика», второго из трех фильмов, в которых он успел сняться.

2. «Отвязные каникулы»

Год: 2012
Режиссер: Хармони Корин
В ролях: Джеймс Франко, Эшли Бенсон, Ванесса Энн Хадженс, Селена Гомес, Рэйчел Корин

Четверо старшеклассниц — лучшие подруги и прилежные ученицы — отправляют во Флориду на весенние каникулы — время года, когда американские школьники традиционно уходят в «отрыв» по всей стране.

Денег на безудержное веселье особо нет, и волею судьбы девушки знакомятся с сомнительным типом по имени Элиен (Франко), местным криминальным авторитетом в татуировках, косичках, с золотыми зубами, кучей оружия и наркотиков. Бандит предлагает девушкам оригинальный способ совместить приятное с полезным — повеселиться и обогатиться.

Enfant terrible американского независимого кино, сценарист скандальных «Деток» и «Кен Парка», Хармони Корин триумфально вернулся на большой экран после относительного творческого затишья. «Отвязные каникулы» — бесстыдная, пестрая, местами ослепляющие пошлая, но оттого ещё более прекрасная история о том, каким весёлым, но болезненным процессом бывает взросление. И как опасно, но в то же время важно в этом возрасте взбунтоваться.

Франко дурным голосом поёт Бритни Спирс, на фоне — реальные подростки сходят с ума (частично фильм снимали во время тех самых весенних каникул), герои в розовых балаклавах размахивают оружием под оглушающий саундтрек — не все доживут до рассвета, но оно того стоит.

3. «Стена»

Год: 1982
Режиссёр: Алан Паркер
В ролях: Боб Гелдоф, Кристин Харгривз, Джеймс Лоренсон, Элинор Дэвид, Кевин МакКион, Боб Хоскинс

Экранизация одноимённого альбома группы Pink Floyd — исповедальная автобиографическая рок-опера по сценарию Рождера Уотерса.

Это сюрреалистическая и наполненная музыкальными и анимационными вставками история Пинка Флойда — мальчика, тяжело переживавшего гибель отца на войне и грубость учителей, ставшего рок-звездой и отгородившегося от мира внутренней невидимой кирпичной стеной, возведённой в собственном сознании (не без помощи алкоголя и наркотиков).

Действие разворачивается в номере отеля, где скрывается доведённый до отчаяния Пинк, а также в голове героя — его воспалённый разум искажает действительность и рисует пугающие картины.

Выходит этакая притча о борьбе с обществом, подавляющим личность на всех этапах её развития, о тяготах жизни в свете софитов, о внутреннем бунте против системы и самого себя. В финале герой устраивает себе суд в собственной голове и освобождается, разрушая стену — что вовсе не означает, что из её обломков не будет построена новая.

4. «Девственницы-самоубийцы»

Год: 1999
Режиссёр: София Коппола
В ролях: Кирстен Данст, Джош Хартнетт, Джеймс Вудс, Кэтлин Тёрнер, Дэнни ДеВито

Дебютный фильм Софии Копполы по одноименному роману Джеффри Евгенидиса. История сестёр Лисбон — пятерых девочек-подростков из строгой католической семьи — начинается с самоубийства самой младшей, после чего родители, и до этого проявлявшие строгость в воспитании, усиливают контроль.

Но это только подогревает интерес соседей, в том числе местных мальчишек, к героиням и заставляет последних бунтовать против параноидального внимания взрослых. Больше всех рвётся на свободу Люкс, которая заводит роман с главным школьным красавцем-хулиганов, а после того, как он бросает её, пускается во все тяжкие.

Финал, как можно понять из названия, не будет счастливым, однако ещё страшнее здесь выглядит реакция общества, которому, и чтобы стать причиной трагедии, и чтобы потом пережить её, достаточно закрыть на все глаза.

5. «Американские граффити»

Год: 1973
Режиссёр: Джордж Лукас
В ролях: Ричард Дрейфус, Рон Ховард, Пол Ле Мэт, Чарльз Мартин Смит, Синди Уильямс, Кэнди Кларк

Слоган второго полнометражного фильма Джорджа Лукаса — «А где ты был в 62-м?». В истории США это год накануне убийства Кеннеди и начала войны во Вьетнаме, событий, навсегда изменивших ход истории — и, наверняка, жизни героев картины.

Но пока что, в фильме, они безмятежные выпускники школы, которые проводят своё последнее лето дома, в маленьком калифорнийском городке. Ностальгический портрет поколения и страны, которой больше нет, и от которой осталась, кажется, одна показанная на экране тёплая ночь, полная любовных приключений и драм, встреч и расставаний, бесцельных поездок по улицам и локальных бунтов — этаких попыток уцепиться за прошлое и удержать ускользающую натуру.

Детство кончится вместе с первыми лучами солнца.

6. «Тряпичный союз»

Год: 2015
Режиссёр: Михаил Местецкий
В ролях: Василий Буткевич, Иван Янковский, Александр Паль, Павел Чинарев, Анастасия Пронина

Дебютный полнометражный фильм Михаила Местецкого рассказывает историю застенчивого Вани, который знакомится с компанией странных ровесников и сбегает с ними от мамы на полузаброшенную дачу — чтобы пережить самое важное в своей жизни лето.

Ребята принимают Ваню в свой «тряпичный союз», цель которого — конечно, изменить мир. Искусством, силой, революцией, разрушением и созиданием.

Здесь горят дома, рушатся памятники и разбиваются сердца. Мальчишеские игры перерастают в серьёзные, а все вместе складывается в очень честную, искреннюю историю взросления, подросткового поиска и бунта, стремления найти свою «стаю» и одновременно отделиться ото всех.

Через историю о дружбе, которая, кажется, будет длится вечно, но на деле обязательно кончится и не повторится никогда, создателям картины удалось показать само ощущение этого короткого периода жизни и объяснить, что же это за возраст.

7. «Курьер»

Год: 1986
Режиссёр: Карен Шахназаров
В ролях: Федор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова

Как и в случае с лукасовскими «Американскими граффити», действие картины Шахназарова происходит накануне переломного момента в истории страны. Перестройка и ощущение грядущей катастрофы витает в воздухе, им, пусть неосознанно, дышат герои — кто-то, стиснув зубы, кто-то полной грудью.

Главный герой — Иван, выпускник школы, проваливший экзамены в институт и устроившийся работать курьером в журнал «Вопросы познания». Выполняя очередное поручение, он знакомится с профессорской дочкой Катей — на секунду кажется, что ему удастся вытянуть её из вязкого болота благополучной жизни, пробудить в ней желание протестовать и бунтовать.

Но, как и многие её сверстники, Катя так и не решается на какой-либо отчаянный шаг, им с Иваном, чьё душевное смятение только усиливается, не по пути. Его же будущее, как и будущее страны, неопределенно и скорее всего трагично, но разве это повод смириться?

8. «Выходной день Фэрриса Бьюллера»

Год: 1986
Режиссёр: Джон Хьюз
В ролях: Мэттью Бродерик, Алан Рак, Миа Сара, Джеффри Джонс, Дженнифер Грей, Сидни Пикет

Один безумный день из жизни обаятельного выпускника Фэрриса, который перед сдачей важных экзаменов прогуливает школу, уговаривает подружку присоединиться, а лучшего друга — ещё и взять родительский красный Феррари, чтобы на нем красиво прокатиться в Чикаго.

Несмотря на усилия сестры-зануды, которая отчаянно пытается «сдать» брата учителям и родителям, Фэррису удаётся сделать этот день незабываемым. Ведь кто знает, увидятся ли друзья снова и что будет с ними после выпускного.

Об этом они будут думать завтра, после того как Фэррис споёт «Twist and Shout» на городском параде и убедит своих друзей, что прогуливать, убегать и делать безумные вещи можно и нужно — когда ещё, если не в 17 лет?

9. «Дневник девочки-подростка»

Год: 2015
Режиссёр: Мариэль Хеллер
В ролях: Бел Паули, Кристен Уиг, Александр Скарсгард, Эбби Уэйт

Сан-Франциско 70-х — город свободы и свободной любви. Здесь с мамой и младшей сестрой живёт школьница Минни, талантливая начинающая художница, недовольная своей внешностью, мечтающая о первом сексе, первой любви и светлом будущем.

Она ведёт аудио-дневник, с которым делится переживаниями и которому рассказывает о том, как закрутила роман с маминым бойфрендом — не слишком благородным и смелым красавцем-блондином Монро. Первая любовь, ясное дело, кончится разочарованием, но урок не будет бесполезным.

Несмотря на то, что жизнь в Сан-Франциско 70-х — явление специфическое, как и отчасти криминальная история сексуального и духовного взросления Минни, происходящее с ней будет, пусть и на интуитивном уровне, понятно и близко любому, кто был подростком — а в особенности девочкой-подростком.

Чувственная, тонкая, ироничная картина про переходный период и трудный характер, про отношения с родителями и познание мира — путем бесценных проб и ошибок.

10. «Вестсайдская история»

Год: 1961
Режиссёр: Роберт Уайз, Джером Роббинс
В ролях: Натали Вуд, Ричард Беймер, Джордж Чакирис, Рита Морено, Расс Тэмблин, Саймон Оукленд

Действие пьесы «Ромео и Джульетта» перенесено в Нью-Йорк 60-х. Вместо враждующих семей — уличные банды, ненавидящие друг друга. Мария, сестра члена одной из них, влюбляется в Тони — участника другой.

Далее все по тексту: первая любовь, первая смерть и много, очень много танцев и джаза. Шекспировские страсти здесь дополнены актуальными для Америки 60-х (и как ни странно актуальными и для современной Америки) социальными проблемами.

В воздухе витает страх перед иммигрантами, разрушающими страну, растут расистские настроения, связь поколений нарушена и мешает развитию государства, как и расцвет гангстерского движения — все это становится, наравне с подростковой страстью и бунтом, основной движущей драматической силой всей истории.

Но нет проблемы, которую нельзя решить танцем!

Автор: Наталия Григорьева

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook