Был ли у Машной роман с Харатьяном. О чем еще не знали зрители «Гардемаринов»

Юлия Мельникова,
редакция Femmie

«Гардемарины» мне пользы не принесли», — говорил актер Владимир Шевельков.

К/ф «Вперед, гардемарины» / "Мосфильм" по заказу Гостелерадио СССР

В 2022 году планируется выход четвертого фильма Светланы Дружининой о приключениях гардемаринов. В преддверии этого события мы решили переместиться на 30 лет назад, когда состоялась премьера первой картины этой популярной эпопеи.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, почему мозг нас обманывает. Избавишься от установок, которые портят тебе жизнь. Поймешь, как повысить самооценку, распознать депрессию и справиться с тревогой.

Расскажем, из-за чего Шевельков поругался с режиссером, как в картине «Вперед, гардемарины» появился Харатьян и зачем Боярский бегал без одежды по лесу.

«Олег очень хорошо меня дублировал»

Еще на подготовительном этапе к съемкам Светлана Дружинина знала, что в ее фильме будут сниматься такие знаменитости, как Стржельчик, Евстигнеев, Абдулов, Боярский, Павлов.

А вот с исполнителями главных ролей режиссер никак не могла определиться. Дружининой хотелось, чтобы Алексея Корсака играл Юрий Мороз, Александра Белова — Олег Меньшиков, а Никиту Оленева — ее младший сын Михаил Мукасей.

Но Мукасей внезапно заболел. И вместо него на роль Оленева был утвержден Владимир Шевельков.

Михаил Мукасей в к/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Правда, Михаил Мукасей все-таки попал в фильм — он сыграл небольшую роль гонца. Олег Меньшиков, несмотря на удачные пробы, не заинтересовался проектом и «взял самоотвод». И роль Белова досталась второму по очереди кандидату — Сергею Жигунову.

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Тем не менее  лепта Меньшикова в картине все-таки есть — именно его голосом в первой части «Гардемаринов» говорит Александр Белов.

Дело в том, что во время сцены фехтования Жигунов получил серьезную травму глаза. Но артист, чтобы не прерывать работу над фильмом, еще месяц продолжал сниматься. И только потом, по настоянию врачей, лег в больницу.

Кстати, во второй части саги — «Виват, гардемарины» Жигунов уже сам отказался от озвучки в пользу Меньшикова.

«Считаю, он очень хорошо меня дублировал, прямо копировал. И я решил — раз уж Олег начал, пусть продолжает. Но Меньшиков не стал меня озвучивать, отказался — слишком успешная была картина. И тогда мою озвучку поручили Саше Домогарову»? — рассказывал Жигунов.

«Вот так появился Димочка Харатьян»

Работа над фильмом уже шла вовсю, когда выяснилось, что Юрий Мороз параллельно занимается съемками своей дипломной работы на режиссерских курсах ВГИКа.

То, что исполнитель главной роли может появляться только урывками, не устраивало Дружинину и она велела срочно найти артисту замену.

 «К сожалению, Юра сказал об этом, когда были отсняты два больших эпизода. Ну и, казалось бы, я должна продолжать. Но нет, дорогой. И вот так появился Димочка Харатьян», — рассказывала Светлана Дружинина.

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Кстати, Дружининой очень понравилось, что Харатьян хорошо поет. Поэтому в картине Дмитрий пел не только за себя, но и за Жигунова с Шевельковым.

«Мне хотелось сыграть настоящую русскую женщину»

Отставка Мороза автоматически повлекла за собой отставку Марины Зудиной, которая должна была играть роль Софьи. Потому что Зудина и Харатьян совершенно не подходили друг другу.

«Они совершенно не смотрелись вместе — и визуально, и по росту. И тогда я, быстро воспользовавшись этим моментом, сказала: тогда будет Машная!», — вспоминала Дружинина.

Правда, один кадр с Мариной Зудиной в фильм все-таки вошел — когда монахини насильно увозят Софью в Микешин скит и лица девушки почти не видно.

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Машная настолько хорошо вжилась в образ Софьи, влюбленной в Алексея Корсака, что многие зрители не сомневались — на съемочной площадке у артистов был роман. Но Ольга опровергла эти домыслы и сказала, что просто очень сильно была увлечена ролью.

«Мне хотелось сыграть настоящую русскую женщину, для которой любовь — это и жалость, и страсть, и нежность», — говорила Машная.

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Со съемками Машной связан один забавный эпизод.  В сцене, где Корсак и Софья бегут навстречу друг другу через лес, актриса постоянно выбегала из кадра. Операторы нервничали —  количество дорогой пленки было ограничено.

И тогда кто-то придумал оригинальный выход — Машную привязали за ногу к дереву и снимали, как она бегала по кругу.

«Гардемарины» мне пользы не принесли»

Не обошлось на съемочной площадке и без конфликтов. Самый серьезный получился между режиссером Светланой Дружининой и Владимиром Шевельковым, исполнителем роли Никиты Оленева.

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Дело в том, что Шевельков, снявшийся до того не в одном фильме, имел собственное видение, как играть Оленева. И оно далеко не всегда совпадало с видением режиссера.

Понятно, что такое положение вещей не устраивало Дружинину. Но искать другого артиста было уже поздно. Поэтому Светлана старалась везде, где только можно, заменять Шевелькова дублером.

В итоге артист и режиссер расстались весьма недовольные друг другом.

«Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней — случайным. «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест: серьезных ролей после подобных работ не предлагают», — говорил Шевельков.

Дружинина не осталась в долгу и в одном из интервью сказала, что Шевельков — это человек, который порочит ее имя.

«Три часа мне делали прическу и грим»

Роль красавицы Анастасии Ягужинской в «Гардемаринах» стала дебютом начинающей актрисы Татьяны Лютаевой. Узнав, что во ВГИКе есть очень красивая выпускница, Дружинина специально пришла на ее дипломный спектакль.

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

«Я помню, что ей не хватило места, и она стояла. На следующий день меня вызвали на пробы. Три часа мне делали прическу и грим. И выщипали мои брови. Такие у меня были брови — веселенькие, пышные. И через день позвонили и сказали, что я утверждена», — вспоминала Лютаева.

По словам Лютаевой, она очень боялась, что не справится с ролью Анастасии. И тогда Дружинина, чтобы подбодрить девушку, сама проигрывала за нее все сцены. И делала это настолько мастерски, что Татьяне оставалось только копировать ее игру.

И только позже, когда Лютаева полностью вошла в образ своей героини, она играла уже без режиссерских подсказок.

«К концу съемок я была беременна»

Кстати, Татьяне Лютаевой тоже приписывали романтические отношения с партнерами по фильму — Сергеем Жигуновым и Михаилом Боярским.

Но актриса уверяет, что никаких романов у нее не было, да и не могло быть.

«Я уже к концу съемок была беременна. И крупный план финала, где Белов бросает мне цветы, мы снимали, когда у меня было семь месяцев беременности», — вспоминала актриса.

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

«Мише хотелось сыграть последнюю любовь д’Артаньяна»

Фильм про гардемаринов изначально задумывался, как музыкальный. Причем Дружининой очень хотелось, чтобы в нем были песни, которые и через много лет останутся хитами.

Так и произошло. Например, знаменитая песня «Не вешать нос, гардемарины» вот уже более 30 лет у всех на слуху.

Еще более популярным оказался романс кавалера де Брильи под названием «Голубка», который чаще называют просто «Ланфрен-Ланфра».

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

А ведь поначалу предполагалось, что Брильи будет петь другую, более воинственную песню. Но Михаил Боярский уговорил композитора Виктора Лебедева и поэта Юрия Ряшенцева написать для него именно романс.

«Мише хотелось сыграть последнюю любовь стареющего д’Артаньяна, спеть прощальную песенку мушкетера, попавшего в русские снега», — вспоминал Ряшенцев.

Кстати, слова «ланфрен-ланфра» — это ничего не значащая абракадабра, которую довольно часто можно услышать во французских народных песнях. Что-то вроде русского «ай, люли-люли».

«Разойдитесь, сейчас побежит Боярский!»

«Гардемарины, вперед!» и по сей день — единственный фильм, в котором Михаил Боярский рискнул появиться полностью без одежды.

Правда, готовясь к съемке сцены в бане, артист предупредил Дружинину, что не хочет, чтобы зрители увидели что-нибудь лишнее. И Светлана Сергеевна клятвенно пообещала, что так и будет.

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Зрители и вправду не увидели ничего, кроме ничем неприкрытого зада артиста. Зато все в деталях смогли рассмотреть члены съемочной группы, спрятавшиеся в кустах.

Потому что, когда Дружинина объявила в рупор: «Народ, разойдитесь, сейчас побежит голый Боярский!», никто из народа, естественно, далеко не ушел.

«Какая уникальная выигрышная работа»

Роль красавицы-аристократки Анны Гавриловны Бестужевой Дружинина поначалу оставила за собой.

«Я подумала, какая хорошая будет роль, если я в начале только появлюсь — в роскошном платье. А потом — сразу сцена в рубище с крестом. Понимаете, какая уникально выигрышная работа», — вспоминала Светлана Сергеевна.

По меркам Дружининой сшили великолепное платье из золотой парчи. Но, когда все было готово к съемкам, Светлана Сергеевна вдруг изменила свое решение.

Позже Дружинина призналась, что поняла: быть одновременно в кадре и руководить съемочным процессом — слишком тяжело для нее. И она решила отказаться от выигрышной роли.

К/ф «Вперед, гардемарины» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Уже на следующий день на роль Бестужевой была приглашена актриса Нелли Пшенная, которая замечательно справилась с образом своей героини. К слову, перешивать наряды не пришлось — у Пшенной и Дружининой оказалась одинаковая фигура.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook