Рождение в императорской семье зачастую оборачивается не благословением, а настоящим проклятьем. И принцесса Анна Леопольдовна убедилась в этом сполна. Расскажем историю великой княжны, чьей судьде не позавидуешь.
Анне Леопольдовне не повезло с самого рождения — пришлось терпеть жестокого отца
Анна Леопольдовна появилась на свет 18 декабря 1718 года в немецком городе Росток и при рождении получила имя Елизавета Катарина Кристина. Ее матерью была российская принцесса Екатерина Иоанновна, дочь царя Ивана V и племянница Петра Великого.
Отцом девочки стал герцог Мекленбург-Шверинский Карл Леопольд. Их брак изначально задумывался как политический союз, который должен был принести выгоду России. Однако Карл Леопольд оказался ненадежным партнером, к тому же он плохо обращался с женой, что привело к печальным последствиям.
4-летняя принцесса была вынуждена в спешке бежать с матерью от деспотичного отца
В 1722 году, не вынеся издевательств, Екатерина вместе с четырехлетней дочерью сбежала от мужа в Россию. Петр I не стал возвращать племянницу к герцогу.
Так маленькая Елизавета Катарина Кристина оказалась при российском дворе, где ее воспитывали как принцессу Мекленбург-Шверинскую. Но судьба уготовила девочке немало испытаний.
Неожиданно для всех юная принцесса стала значимой фигурой дворцовых переворотов
После кончины Петра Великого в России наступили смутные времена дворцовых переворотов. А в 1730 году, когда умер юный император Петр II, реальной претенденткой на престол стала Екатерина Иоанновна — мать принцессы Мекленбург-Шверинской.
Однако Верховный тайный совет посчитал Екатерину слишком вольнодумной и непокорной. Императрицей была избрана ее сестра — вдовствующая герцогиня Курляндская Анна Иоанновна. Ей был нужен наследник престола, но родить собственного ребенка она уже не могла. И тогда пришло время для принцессы Мекленбург-Шверинской выйти на политическую арену.
Принцесса осталась сиротой при властной тетке-императрице
В 1733 году дочь Екатерины и Карла Леопольда приняла православие и была наречена Анной Леопольдовной. А спустя месяц после крещения неожиданно умерла ее мать Екатерина Иоанновна. Так судьба столкнула юную Анну Леопольдовну с властью и интригами придворной жизни. Однако, несмотря на горечь утраты, впереди ее ждали и радостные события.
Анна вела праздную жизнь и учебе предпочитала кое-что поинтереснее
Несмотря на усилия императрицы Анны Иоанновны, подготовить племянницу к роли наследницы престола не получилось. Юная принцесса предпочитала наукам и беседам о политике балы и другие увеселения придворной жизни.
Она не проявляла должного интереса к тому, чтобы стать достойной правительницей. Но куда более серьезным недостатком был характер Анны Леопольдовны — она отличалась излишней доверчивостью и добротой. Именно они сыграли с ней злую шутку в дальнейшем.
Анна разочаровала императрицу и должна была примерить на себя новую роль
Анна Леопольдовна была слишком легкомысленна, беззаботна и не проявляла интереса к государственным делам. Императрица сочла, что она не годится в царицы, поэтому приготовила для нее новую роль.
Анна Леопольдовна должна родить сына, который в будущем унаследует российскую корону. Для это требовалось лишь одно — как можно скорее выдать юную принцессу замуж. Оставалось только найти подходящего кандидата.
Анна блестяще справилась с важной миссией
В июле 1739 года 20-летнюю Анну Леопольдовну выдали замуж за герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. Этот брак был призван обеспечить рождение наследника российского престола. И принцесса справилась «на отлично».
Уже 23 августа следующего года Анна родила сына, которого назвали Иваном. Таким образом, план императрицы Анны Иоанновны сработал — у Анны Леопольдовны появился ребенок мужского пола, который уже в двухмесячном возрасте был объявлен наследником под именем Иоанн VI.
А после кончины тетки-императрицы он и вовсе стал новым российским правителем. Вот только не все шло гладко.
Анна Леопольдовна не смогла долго терпеть плохое к себе отношение
После смерти Анны Иоанновны регентом при малолетнем императоре Иоанне VI был назначен фаворит покойной императрицы Эрнст Бирон. Он сразу же продемонстрировал полное пренебрежение к родителям нового монарха, оскорблял Анну Леопольдовну, считая, что та уже выполнила свое предназначение, подарив России наследника. Еще хуже пришлось супругу Антону Ульриху. Но так продолжалось недолго.
Наконец Анна Леопольдовна повела себя, как императрица — сжила со света регента своего сына и сама заняла престол
Высокомерие и деспотизм Бирона вызвали недовольство не только у родителей наследника, но и в обществе. Всего через две недели после воцарения Иоанна VI гвардейцы под предводительством фельдмаршала Миниха арестовали непопулярного регента.
А дальше они и вовсе объявили новым правителем мать маленького императора — Анну Леопольдовну. Власть оказалась в руках молодой женщины и Анна вполне смогла бы ее удержать, если бы не одна ошибка.
Она передала бразды правления не тому человеку
Анна Леопольдовна хоть и была объявлена регентом при своем малолетнем сыне, фактической властью не обладала. Женщина совершенно не интересовалась политикой и государственным управлением. Она по-прежнему предавалась лишь развлечениям и удовольствиям придворной жизни.
По этой причине бразды правления перешли в руки фельдмаршала Миниха, а затем вице-канцлера Андрея Остермана. Это и была ее большая ошибка, которая запустила цепь судьбоносных событий.
Анна и так была непопулярна среди народа, но сама еще больше это усугубила
Положение Анны Леопольдовны, как регентши при малолетнем императоре Иоанне VI, было довольно шатким. Она не пользовалась популярностью в народе, в отличие от дочери Петра Великого Елизаветы Петровны.
Анне тогда было 22 года, а Елизавете — 31. И хотя Елизавета приходилась ей двоюродной теткой, Анна Леопольдовна величала ее «сестрицей». Она абсолютно не чувствовала себя уязвимой и не опасалась за свою власть. И, как показали дальнейшие события, напрасно.
Анна упорно игнорировала доносы на Елизавету и продолжала слепо верить родственнице
К Анне Леопольдовне постоянно поступали тревожные известия о том, что зреет дворцовый переворот в пользу Елизаветы Петровны. 23 ноября 1741 года произошла роковая встреча между Анной и Елизаветой.
Прервав карточную игру, регентша пригласила родственницу в соседние покои и показала ей очередной донос о якобы готовящемся перевороте в ее пользу. Елизавета же искусно отрицала все обвинения, клялась в верности и уверяла, что не стала бы предпринимать что-то против Анны и ее сына.
Анна Леопольдовна поверила ей и преждевременно посчитала угрозу ликвидированной. Ей оставалось править последнюю ночь.
Анна стала жертвой дворцового переворота и села за решетку
На следующий день произошел дворцовый переворот в пользу Елизаветы Петровны. После чего встал вопрос о том, что делать с семьей свергнутой регентши Анны Леопольдовны.
Анна вместе с супругом Антоном Ульрихом и детьми — малолетним императором Иоанном VI и новорожденной Екатериной — по-прежнему оставались угрозой для новой императрицы.
Всех их поместили под стражу в Рижский замок. Но приближенные новой императрицы были уверены — «Брауншвейгское семейство» вполне могло организовать контрпереворот и вернуть себе власть. И опасались они не зря.
Даже сидя в темнице, Анна почти вернулась на престол
Пока Анна с семьей была под стражей, камер-лакей Турчанинов предпринял попытку организовать заговор с целью вернуть на престол свергнутого императора Иоанна VI. Это окончательно убедило Елизавету Петровну, что оставлять «Брауншвейгское семейство» на свободе опасно. И она пошла на решительные меры.
В декабре 1742 года Анну Леопольдовну вместе с мужем и детьми перевели в Дюнамюндскую крепость. А в январе 1744 года всех их сослали в Рязанскую губернию, в Раненбургскую крепость. Однако уже летом того же года последовал новый, еще более жестокий приказ.
Анну Леопольдовну изолировали от сына и прежней светской жизни
Елизавета Петровна решила сослать «Брауншвейгское семейство» в российскую глушь и заточить всю семью в Соловецкий монастырь. Однако, из-за ледовой обстановки сосланная семья так и не добралось до Соловков.
Вместо этого всех их заключили в архиерейском доме при Холмогорском соборе. Там юного Иоанна Антоновича полностью изолировали от матери. Анна Леопольдовна могла гулять лишь по саду и кататься на карете в радиусе 200 саженей.
Анна с достоинством приняла новую участь узницы
Несмотря на заточение, Анна Леопольдовна сохраняла оптимизм и продолжала рожать детей от любимого мужа. В марте 1745 года появился сын Петр, а в феврале 1746 года — Алексей. Однако последние роды оказались для Анны роковыми.
Несмотря на прямую угрозу для престола, Анна Леопольдовна сохранила уважение Елизаветы
У Анны Леопольдовны началась родильная горячка. В возрасте 27 лет в марте 1746 года она скончалась. По приказу Елизаветы Петровны тело Анны Леопольдовны с почестями перевезли в Петербург и похоронили в Александро-Невской лавре.
Как ни странно, но судьба самой Анны Леопольдовны оказалась наименее трагичной по сравнению с остальными членами ее семьи.
Семью Анны Леопольдовны постигла еще более тяжелая участь
Ее старший сын Иоанн Антонович всю жизнь провел в заточении. В возрасте 23 лет он лишился жизни в Шлиссельбургской крепости при попытке освобождения. Супруг Анны Леопольдовны Антон Ульрих после воцарения Екатерины II получил право покинуть Россию, но только без детей. От такой свободы он отказался, оставшись в ссылке в Холмогорах, где и прожил до конца своих дней в 1774 году.
Лишь в 1780 году по просьбе сестры Антона Ульриха датской королевы Екатерина Великая разрешила его детям уехать в Данию. Однако там их ожидала печальная участь: им запретили вступать в брак и заводить потомство.
Судьба Анны Леопольдовны была полна на драматичные события и подтверждает, что знатное происхождение может стать тяжким бременем, нежели счастьем принадлежности к венценосной семье.