Была обычным придворным карликом, но изображена на знаменитой картине Веласкеса. Чем Мария Барбола отличалась от других

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Немногие обращают внимание на эту деталь.

wikipedia.org

Она была придворным карликом, которых обычно не уважали. Но Веласкес изобразил ее на одной из своих самых известных картин. Рассказываем, почему Мария Барбола удостоилась такой чести.

Была игрушкой при дворе

Мария Барбола родилась с ахондроплазией — редкий вид карликовости, при котором тело растет, а руки и ноги остаются укороченными. Она приехала из Австрии в Испанию и с 1651 года работала придворным карликом.

В то время это была нормальная практика. Во дворцах часто жили карлики, они присутствовали вместе с монархом на разных церемониях и встречах. Правители на их фоне выглядели больше и могущественнее. Также карлики выступали в роли развлечения, как и придворные шуты. А некоторым нравилось, что их внешний вид отсылает к магии и мифологии.

Мария Барбола была придворным чиновником. Она жила в доме испанской королевы Марианны Австрийской и стала компаньоном Маргариты Терезии Испанской. Компаньонки в те времена были третьим — низшим сословием среди всех слуг при дворе.

Попала на одну из самых знаменитых картин

В 1656 году Диего Веласкес написал картину «Менины», на которой изобразил семью Филиппа IV. В центре изображена его дочь Маргарита, вокруг которой собрались фрейлины, придворные шуты, компаньонка и охранник. Справа на картине как раз видно Марию Барболу.

wikipedia.org

Веласкес изобразил ее необычно для того времени. Часто карликов высмеивали даже в произведениях искусства, но на этой картине у женщины очень достойный вид. Она изображена в приличной позе, стоит рядом с принцессой, а выражение лица задумчивое и сдержанное. К тому же Мария смотрит прямо в глаза зрителю.

Эта деталь, как и многие в картине «Менины», делает работу революционной. Веласкес пересмотрел положение карликов при дворе, показал, что они тоже достойны уважительного отношения.

В 1700 году Филипп V пересмотрел устройство королевского двора. Он убрал из числа подданных шутов, дураков и карликов. Поэтому Мария вернулась в родную Австрию, а о ее дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook