Обычно заработок официанта складывается из небольшого оклада, процента от продаж и чаевых. В этом случае денежное вознаграждение от гостя — не просто приятный бонус за хорошее обслуживание, но и значительная часть зарплаты. Но по статистике, на чай оставляют 38% россиян. Мы собрали 6 честных мыслей официантов о тех, кто скупится оставить благодарность.
Запомню скрягу и больше не стану связываться
Иногда официанты запоминают тех, кто скупится на чаевые. В следующий раз они вряд ли возьмутся обслуживать такого гостя. Гораздо проще поручить этот столик менее опытному стажеру, который еще полон энтузиазма и рад любой работе. Ну а потом молва о клиенте-жадине идет по всему заведению. Вскоре все сотрудники знают, что он не оставляет на чай, и не хотят иметь дела.
Своими мыслями по этому поводу поделилась бывшая официантка Юлия Данилова:
«По своему опыту могу сказать, что официанты очень разные. Но каждый из них запоминает, кто сколько чаевых дает и дает ли вообще. Часто о не оставляющем на чай госте знает не только обслуживающий персонал, но и администраторы».
Начну искать, где допустил ошибки
Некоторые официанты пытаются понять, где же они прокололись. Гостю не понравилось обслуживание или просто вкус блюд? А, может, человек просто не привык оставлять на чай? Важно помнить о том, что в большинстве заведений чаевые делятся между всем персоналом. Поэтому, оставляя бонус официанту, человек благодарит и повара, и бармена, и администратора.
О своем опыте рассказала Софья Шиманская:
«Когда я работала официанткой, я просто размышляла, что к этому могло привести. Мой косяк, или косяк кухни, или просто нет привычки у человека оставлять на чай. Гость не делает различий между работой официанта и работой кухни. Долго готовят — клиент бесится — никаких чаевых. Музыка не нравится, шумная компания рядом — человек платит чаевыми за общее впечатление, по крайней мере в России».
Три копейки на чай — большое оскорбление
Это тот случай, когда и денег жалко, и скупым показаться не хочется. Да и монетки эти в кармане будут болтаться — неудобно. Казалось бы, идеальный вариант — оставить на чай мелочь со сдачи. Но такое поведение может по-настоящему обидеть официанта: его усилия оценили в три копейки. Лучше уж оставить пустую книжку, чтоб официант успокоил себя тем, что у человека просто нет привычки давать на чай.
Вот как высказывается официант Станислав Адамс в видео о том, что бесит официанта:
«По поводу чаевых — это самая больная тема. Просто беру рассчетку, а оттуда копейки выпадают. Лучше уж ничего не оставляйте, чем гривну или две. Я от этого не разбогатею».
Вино не само льется — за эту услугу тоже нужно благодарить официанта
То, что по этикету на чай нужно оставлять 10% от суммы чека — известный факт. Но почему-то многие думают, что алкоголь идет как бы отдельно и оставлять за него ничего не нужно. Заслуги персонала в подаче алкогольных напитков, казалось бы, нет. Они этот напиток купили готовым, а не производили сами. Да еще и цену в три раза взвинтили.
О таких заблуждениях посетителя официантка Анастасия Гуцул рассказывает в особо экспрессивной манере:
«Если гость оставляет 10% от счета, иногда некоторые думают, что за алкоголь оставлять не нужно. То есть официант здесь ни при чем, да? Вино само наливалось, само разливалось, само добавлялось. Сомелье сам пришел к вам».
Украсть деньги у официанта — позор
Совсем из ряда вон выходящая ситуация, когда гости буквально обворовывают официанта. Бывает так: большая компания посидит на приличную сумму, а потом скинется на чаевые. Казалось бы, для официанта все хорошо. Но один особо хитрый персонаж из этой компании специально мешкает и сидит дольше других. Он ждет, пока друзья выйдут на улицу, чтобы открыть счет и забрать все вознаграждение официанта себе.
О таком случае рассказывает уже знакомый нам Станислав Адамс:
«Помню, пришел ко мне стол посреди ночи: компания человек, наверное, 15-20. Там был один такой серьезный мужчина с пачкой денег, и у него была девушка. Осталось сдачи, может, гривен 300, и он еще докладывает. Я издалека наблюдаю за этим всем. И тут его девушка открывает рассчетку и забирает эти деньги».
Отсутствие чаевых не так страшно, если гость оставляет хороший отзыв
Если нет наличных, а счет-папку стыдно оставлять пустым, можно просто написать хороший отзыв официанту. Руководство увидит его успехи и, возможно, выдаст дополнительное вознаграждение. Если обслуживание действительно понравилось, но оставить на чай возможности нет, важно искренне поблагодарить за сервис.
Вот, например, бывшая официантка делится такими приятными рабочими моментами:
«Много раз мне оставляли записки на салфетке с извинениями за то, что не оставили на чай и пожеланиями счастья. Это очень умиляет и поднимает настроение».
Оставлять чаевые или нет — личное дело каждого человека. Но теперь-то мы знаем, что думают о скупых клиентах. В любом случае, важно оставаться человечным и не воспринимать официанта как своего временного раба. Тогда он ответит доброжелательностью и хорошим сервисом. И клиенту не будет стыдно вернуться в понравившееся заведение.