Что они поют? 5 причин, почему современные песни бесят ценителей хорошей музыки

Арина Брик,
редакция Femmie

Или меломаны просто ворчат?

Ivan Samkov/Pexels

Новаторские идеи музыкантов публика часто критикует: то за вульгарность, то за бессмыслицу, то за сомнительные нравственные ценности. Претензии были даже к великим The Beatles. Но истинные меломаны относятся к новым веяниям с буквально исследовательским интересом. Особенно их внимание притягивает то, что происходит в популярной музыке. И сегодня именно поп-индустрия, по мнению многих экспертов, оказалась в тупике. Рассказываем, что не так с современными поп-исполнителями, по мнению страстных ценителей пения.

Поют об одном и том же

Поют об одном и том же 1 Morgenshtern-Aristocrat/YouTube

Американский журналист Коллин Моррис проанализировал 15 000 песен, которые попали в чарты Billboard Hot 100 в период с 1958 по 2017 год. Он хотел понять, сколько уникальных слов использует каждый из музыкантов в своих песнях. Это должно было прояснить, насколько широк у исполнителя диапазон тем, да и вообще словарный запас.

Исследователь измерил «сжатость» текстов, количество повторов слов и выяснил, какие песни чаще всего оказываются на верхних строчках чартов.

«В Песнях, которые вошли в ТОП-10, в среднем повторяют одни и те же слова намного чаще, чем в остальных. И эта тенденция не меняется с 1960 годов!» — сделал он вывод.

Например, если верить этому исследованию, самый маленький словарный запас у певицы Рианны. Возможно, популярность таких песен объясняется развитием технологий. От переизбытка информации наш мозг сам выбирает песни, лишенные глубокого смысла.

Российские исполнители не так далеко ушли от Рианны. Например, Моргенштерн и Инстасамка поют о деньгах, а дуэты Artik & Asti и HammAli & Navai об абстрактной девушке, что страдает от неразделенной любви.

Музыка стала доступна каждому

Поют об одном и том же 3 MC TAXI: SODA LUV/YouTube

Популярная музыка сегодня обесценилась, и на это есть серьезные причины. В прошлом столетии выход нового музыкального альбома становился большим событием, а релиз хорошего альбома — сенсацией. Запись стоила дорого, длилась долго и требовала больших усилий. А потом пластинку или кассету нужно было найти и купить, на чем-то послушать.

Сегодня же достаточно просто скачать приложение и выбрать плейлист по своим предпочтениям. Туда новые треки будут «сыпаться» сами.

«Сейчас музыка звучит везде. Человек слушает ее в смартфоне на улице или в транспорте, одновременно читает новости в Интернете или пишет SMS, она доступна везде и всем. Возможно, в будущем возникнет что‑то новое и такое же мощное по воздействию на умы и сердца людей, как музыка раньше», — сказал журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий.

Проще стало и современным исполнителям. Больше не нужно иметь выдающиеся вокальные данные, уметь правильно подбирать аккорды и знать нотную грамоту. Достаточно скачать компьютерную программу и обработать запись. Например, известный певец Slava Marlow писал музыкальную композицию всего за пять минут, при этом он стал главным продюсером 2020 года.

Нет индивидуальности

Поют об одном и том же 5 Karna.Val — Глупенькая девочка/YouTube

Кроме одинаковых текстов и повторяющихся мотивов, современных музыкантов объединяет желание заработать здесь и сейчас. Они не беспокоятся о своём имидже, поэтому готовы на любые эксперименты ради быстрого взлета в чартах.

«Весь ужас в том, что наши «актуальные» группы, будучи вроде бы противоположностью дремучим русским рокерам, по большому счету ничем их не лучше. Я не вижу в них ни силы, ни энергии, ни смысла — вялые, анемичные, снобистские», — пишет в своей колонке Андрей Бухарин, специалист по современной музыке.

Исполнители компенсируют недостаток этой энергии, запоминаясь скандалами, вакханалией в клипах, странным поведением на официальных мероприятиях и коллаборациями с другими артистами. В результате все помнят, как Даня Милохин появился на музыкальной премии в половине платья, а блоггер DAVA спел пафосную песню с Филиппом Киркоровым. А вот назвать хотя бы по три песни этих исполнителей мало кому под силу.

Не могут создать ничего нового

Поют об одном и том же 7 Тима Белорусских — Витаминка/YouTube

Слушая некоторые песни популярных певцов, понимаешь что у кого-то это уже было.

На сцену вернулись мотивы 80-х и 90-х, а хитрые музыканты играют на чувстве ностальгии и вызывают приятные ассоциации у своей аудитории.

«Молодые артисты, артисты поколения, родившегося в XXI веке, почему-то или намеренно, или интуитивно подражают каким-то там образцам 1980-х или 1990-х. Они появляются один за другим. Не знаю почему, может быть, ничего более интересного не придумали», — говорит музыкальный обозреватель Борис Барабанов.

Мы подсознательно неравнодушны к музыке, знакомой нам с детства, и на этом «узнавании» многие современные исполнители делают себе имя. Так, Niletto со своим «Ты, ты, ты мне не враг» поёт в точности как группа «Руки вверх», а певица Гречка копирует звучание Земфиры.

Новая музыка имеет срок годности

Поют об одном и том же 9 Клава Кока & NILETTO — Краш/YouTube

Если раньше, в XX веке, музыканты работали над созданием «песни на все времена», то сегодня цель исполнителя — первым получить внимание. Какое-то время эти треки звучат «из каждого утюга», а лёгкий мотив запоминают все от мала до велика. Казалось бы, цель достигнута, слушатель покорен. Спустя несколько недель на смену этим хитам приходят другие, но формат практически не меняется.

«Сегодня эстрады как великого искусства нет, есть шоу-бизнес, когда люди просто зарабатывают деньги. Ушла школа великих композиторов и поэтов. Кто сегодня пишет, как раньше?» — говорит музыкальный критик Сергей Соседов.

Сегодня популярные треки отражают наше настроение или звучат фоном на протяжении всего дня. Поэтому глубокие смыслы закладывать попросту некуда. Дети танцуют под простую наивную «Витаминку», а девушки поют песни Клавы Коки своему «крашу».

***

В итоге современная поп-индустрия перенасытилась однотипными музыкантами, которые не столько пишут песни, сколько зарабатывают миллионы просмотров на YouTube и подписывают крупные рекламные контракты. При этом всю музыкальную «производственную цепочку» можно делать самостоятельно, без штата продюсеров, композиторов, звукорежиссеров и прочих в прошлом незаменимых людей.

Но даже среди бесконечной вереницы однотипных песен появляются те, что меняют этот «ландшафт». Например, сначала Леди Гага задала новый тон популярной музыке, потом ей на смену пришла Билли Айлиш. Интересно, каким будет следующий рывок?

1
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook