«Девушка без адреса»: почему у Светланы Карпинской не сложились отношения с Эльдаром Рязановым

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

После "Девушки без адреса" Светлана Карпинская предпочитала играть в театре, а не в кино.

«Девушка без адреса» / «Мосфильм»

Для большинства кинолюбителей имя актрисы Светланы Карпинской прочно ассоциируется с фильмом Эльдара Рязанова «Девушка без адреса». И это не удивительно: ведь роль Кати Ивановой, прославившая Карпинскую, так и осталась единственной звездной ролью в ее послужном списке.

Правда, как признавалась впоследствии Светлана Алексеевна, сниматься в кино ей самой не слишком нравилось, поэтому она часто отказывалась от предлагаемых ролей. А всю свою творческую энергию и талант отдавала Театру Комедии имени Акимова, в котором прослужила более 50 лет.

Рязанову «настоятельно рекомендовали» взять Карпинскую

О работе над своей второй картиной «Девушка без адреса» режиссер Эльдар Рязанов вспоминал весьма неохотно. Однажды он признался, что недолюбливает этот фильм и считает его намного проще и слабее «Карнавальной ночи». И даже участие в съемках таких звезд советского кинематографа, как Николай Рыбников, Юрий Белов, Сергей Филиппов, Зоя Федорова, Эраст Гарин, на взгляд режиссера, не оживило картину.

Роль Кати Ивановой Рязанов изначально планировал отдать Людмиле Гурченко, но ее кандидатуру не одобрили члены художественного совета студии. Зато «настоятельно порекомендовали» присмотреться к студентке филологического факультета Ленинградского государственного университета Светлане Карпинской. После этого Рязанову ничего не оставалось, как утвердить Карпинскую на роль без всяких проб.

«Девушка без адреса» / «Мосфильм»

«Девка красивая! Зачем ты ее уродуешь?»

Вполне возможно, что именно по этой причине на съемках «Девушки без адреса» между молодой дебютанткой и режиссером не было особой теплоты и взаимопонимания. И хотя Рязанов никогда не высказывал вслух своего недовольства навязанной ему «сверху» актрисой, Карпинская до конца жизни сохраняла обиду на режиссера.

Больше всего девушку задевало, что Рязанов запретил гримерам наносить Карпинской макияж, а костюмерам дал задание подобрать для героини одежду попроще.

Такое отношение режиссера к исполнительнице главной роли показалось странным не только самой Светлане, но и ее партнерам по фильму. По воспоминаниям актрисы, однажды, когда ее в очередной раз нарядили в жуткие одежки, а на голову повязали косынку, Николай Рыбников не выдержал и высказал Рязанову:

«Ты что делаешь? Девка красивая, смотри, какие волосы роскошные! Зачем ты ее уродуешь?».

«Девушка без адреса» / «Мосфильм»

«Сволочи! Что же вы делаете?»

Еще одно неприятное воспоминание связано у Карпинской с эпизодом, в котором ее героиня сидит на скамейке под проливным дождем. Дело в том, что снимали эту сцену в декабре при минусовой температуре. Правда, чтобы Светлана не простудилась, Рязанов распорядился выдать ей… бутылку коньяка.

«Но я же не пью, поэтому заболела жуткой фолликулярной ангиной. А меня вызывают на съемки. Жалуюсь на горло — ничего не знаем, приезжайте. Я села в троллейбус и притащилась на студию», — рассказывала впоследствии Карпинская.

По словам актрисы, спас ее Эраст Павлович Гарин. Увидев, что Светлана нездорова, он пощупал ее лоб и закричал:

«Сволочи! Что же вы делаете? Решили погубить девчонку?»

Только после этого Рязанов разрешил Карпинской взять больничный.

«Девушка без адреса» / «Мосфильм»

«Сначала тебя выжимают без остатка, а потом выбрасывают»

О неприязненном отношении режиссера к Светлане говорит и тот факт, что на время съемок картины ее поселили не в гостинице с остальными артистами, а на «жуткой съемной квартире с какой-то теткой». Да и вообще особенно не церемонились: не присылали за актрисой машину и, по словам самой Карпинской, «держали в черном теле».

Недаром, вспоминая работу над своей первой картиной, Светлана Карпинская говорила, что уже тогда поняла: кино — вещь жестокая.

«Сначала тебя выжимают на съемках без остатка, а потом выбрасывают, как ненужную вещь», — говорила актриса.

«Когда была молодая, не могла видеть себя на экране»

Но трудности остались позади, картина «Девушка без адреса» вышла на экраны, а на Светлану Карпинскую в один миг свалилась всенародная любовь. На студию приходили сотни писем в адрес актрисы, поклонники не давали ей проходу на улице, а мужчины норовили объясниться в любви.

Но сама Светлана была по-прежнему недовольна съемками и упорно не хотела смотреть на себя на экране. И только спустя много лет, призналась, что картина все-таки получилась довольно неплохая.

«Когда была молодая, вообще не могла видеть себя на экране. Потом стала старше, поняла, вроде бы ничего… Есть в этом фильме и прелестная грусть, и прозрачная, без нажимов, чистота, и лирическая нота. А у девчонки, моей героини, есть чувство собственного достоинства», — признавалась Карпинская в одном из интервью.

«Мне ближе театр»

Успех фильма сказался и на судьбе самой Светланы. Сразу же после выхода «Девушки без адреса» она забрала документы из ЛГУ и поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кино, причем сразу на второй курс.

Тем не менее, став профессиональной актрисой, Карпинская не спешила погружаться в мир кино, а отдала предпочтение театру. В 1963 году она поступила в Театр Комедии, в котором прослужила с небольшим перерывом более 50 лет.

«Возможно, я просто ленивая. Отыграв первый дубль, устаю и начинаю скучать. А в кино постоянные накладки, бесконечные пересъемки, бессмысленные простои. Мне ближе театр, где за три часа спектакля получаешь наслаждение от профессии и небывалую отдачу от публики», — говорила актриса.

Кроме того, по словам Светланы, в кино ей наперебой предлагали роли «девочек-припевочек». А в театре она смогла реализовать себя как актриса классического репертуара.

Время от времени Карпинская все-же появлялась на большом экране. Правда, в основном в эпизодических или совсем небольших ролях. Одна из самых удачных ее работ — медсестра Фаина в телевизионном фильме «На всю оставшуюся жизнь» режиссера Петра Фоменко. По словам Карпинской, эта героиня чем-то напомнила ей Катю Иванову — такая же независимая и острая на язык.

«На всю оставшуюся жизнь» / Ленинградское ТВ

Встретить «героя своего романа» актрисе не повезло

Уже в зрелые годы Светлана Алексеевна признавалась, что могла бы сыграть гораздо больше ролей в кино. Но для нее на первом месте всегда была семья. Поэтому ради благополучия близких Карпинская пожертвовала карьерой киноактрисы.

Замуж Светлана вышла еще в институте за своего сокурсника Дмитрия Зинченко, но через несколько лет брак распался. После этого Карпинская долгие годы поддерживала отношения с актером Геннадием Воропаевым, от которого родила дочку Катю.

Екатерина не захотела повторить мамину карьеру. Вначале она выучилась на инженера, а потом закончила курсы английского языка и стала преподавателем в одной из ленинградских школ. У нее два сына — Алексей и Михаил.

Несмотря на то, что Светлана Карпинская всегда была окружена вниманием мужчин, замуж она так больше и не вышла.

«Всегда мечтала, чтобы герой моего романа был умнее меня, талантливее, сильнее. Но встретить такого человека, к сожалению, не случилось», — признавалась актриса.

Спектакль Театра Комедии имени Акимова

«Веду себя, как одесская мама»

Последние годы Светлана Алексеевна жила вместе со своим старшим внуком— Алексеем.

«Веду себя с 25-летним Алешей как одесская мама. Едва он появляется на пороге, у меня готов вопрос: «Кушать хочешь?», — с улыбкой рассказывала актриса.

Умерла Светлана Карпинская 18 февраля 2018 года. После похорон дочка и внуки нашли на антресолях два мешка писем, которые звезда фильма «Девушка без адреса» когда-то получила от своих поклонников.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook