У большинства людей слово «уздечка» ассоциируется с лошадьми. Но в Средневековье так называемая ругательская уздечка использовалась для людей. Ее надевали на женщин, обвиненных в сплетнях, ссорах или богохульстве. Иными словами таким способом им затыкали рот в прямом смысле. Расскажем, как работало подобное наказание.
Маска позора заставляла болтливых женщин молчать
В средневековой Европе все законы были направлены на то, чтобы умалить честь преступника. Честь была превыше всего, поскольку считалось, что в результате постыдных действий одного человека пострадает все общество. Люди боялись позора, потому что это означало, что их честь будет загублена и о привычной комфортной жизни придется забыть. Даже просто общаясь с постыдными людьми, сидя с ними за одним столом, человек мог умалить свою честь.
В позднем Средневековье считали, что преступление, совершенное одним человеком, заразит позором все сообщество. Поэтому преступников жестоко наказывали, чтобы восстановить ущерб, нанесенный чести общины. Наказание было направлено не на исправление преступника, а на сдерживание потенциальных преступлений.
В Средние века в Англии и Германии широко использовались маски стыда. Изготовленные из железа, они имели унизительный дизайн, например, ослиные уши, свиной нос или невероятно длинный язык. У маски мог быть огромный нос, указывающий на то, что женщина, носящая ее, слишком любопытна.
У других масок были огромные глаза, уши или рты. Их надевали на тех, кто был уличен в подслушивании, шпионаже или распространении сплетен. Женщины подвергались этому наказанию чаще мужчин. Особенно это касалось болтливых дам.
Примерно с XVI века в Англии на сплетниц и склочных дам стали надевать «ругательские уздечки». Эти железные маски выглядели как нечто среднее между уздечкой и намордником. Мало того, что они были тяжелыми и крайне неудобными, внутри был мундштук, который оставался у женщины во рту. Обычно он имел шип или лезвие, которые моментально травмировали язык, если сплетница пыталась произнести хотя бы пару букв.
Именно эта деталь физически заставляла виновника молчать. Есть и пить тоже было невозможно. Кроме того, такая маска приводила к чрезмерному слюноотделению или усталости рта. Продолжительность наказания варьировалась от нескольких часов до суток.
Чтобы усилить эффект, преступника выводили на городскую площадь, а проходящие мимо могли запросто бросить в него гнилые овощи. Некоторые варианты этих масок издавали свистящие звуки, когда человек выдыхал, что усиливало унижение. Иногда к маске позора была прикреплена цепочка, чтобы виновника можно было водить по улицам в качестве зрелища.
Впервые использование ругательской уздечки задокументировали в 1567 году в Шотландии, а последнее — лишь в 1856 году. В Эдинбурге один закон провозгласил, что железные маски будут применяться к любому, кто совершил богохульство.
С этого момента уздечка время от времени появляется в исторических записях. Ее применяли к склочным и строптивым женщинам. В 1789 году фермер из Личфилда надел на свою жену такую маску, чтобы «заставить замолчать ее крикливый язык». Он заставил ее ходить по полю, а местные дети показывали на нее пальцем и смеялись.
Хотя эти маски носили на лице и голове, личность виновника невозможно было скрыть. Даже в больших городах все знали, кто под маской. Люди либо спрашивали, либо им говорили, кто это.
Позорный стул и шейная скрипка
Ходить сутки или даже несколько часов в ругательской уздечке — уже само по себе унизительно. Но для сплетниц и болтливых женщин в Средневековье были и другие жестокие наказания. Некоторые из них приводили к гибели.
Еще одним инструментом для наказания несдержанных на язык женщин была «шейная скрипка». Это устройство с тремя отверстиями-зажимами: самое большое было предназначено для головы и шеи, а два других — для запястий обеих рук.
К нему иногда прикрепляли колокольчик, чтобы предупредить горожан о приближении виновника. Толпы высмеивали и унижали его. Представьте, какую боль доставляла эта конструкция, в которой предстояло провести несколько дней.
Другая версия представляла собой «двойную скрипку», с помощью которой двух человек можно было соединить лицом к лицу, заставляя их разговаривать друг с другом. Их не отпускали до тех пор, пока спор не был разрешен.
А еще в Средневековье использовали «утиный табурет» или «позорный стул». Женщину, которую обвиняли в распространении клеветы или сплетен, сажали в деревянное кресло и фиксировали железным обручем, чтобы она не упала. Стул держался на толстой деревянной балке, которая была прикреплена к механизму, напоминающему качели. Всю эту конструкцию везли через весь город, в этот момент все обыватели выкрикивали оскорбления в адрес виновницы. Но дальше происходило самое страшное.
Позорный стул подвозили к берегу реки, озера или пруда и устанавливали его так, чтобы женщина сидела на нем над водой. Затем конструкцию опускали в воду столько раз, сколько считали нужным для того, чтобы отучить обвиняемую от сплетен и болтливости.
Нередко исполнители переусердствовали с наказанием — женщина насмерть захлебывалась в воде. Эта практика сохранялась до начала XIX века: последние приговоры, включавшие это наказание, были вынесены в 1808 и 1817 годах.