Чудеса грима: 8 российских актеров, которых родная мать не узнала бы на экране

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Зрители часами спорят, кто же скрывается за этими киноперсонажами.

«Мастер и Маргарита», Марс Медиа, Амедиа продакшн /  «Батя 2. Дед» / Good Story Media, ТНТ

Брутальные красавцы превращаются в тучных бизнесменов, молодые звезды стареют на 30 лет, а атлетичные герои скрываются под фантастическими обликами сказочных существ. Собственные матери не узнают их на экране, коллеги пропускают без очереди в буфет от испуга, а зрители часами спорят, кто же скрывается за этим персонажем. Вот 8 примеров в нашем современном кино, когда гримеры изменили актеров до неузнаваемости — и все ради одной роли.

Постарел на 30 лет: как грим преобразил звезду «Мастера и Маргариты»

Присмотритесь внимательно к этому кадру из фильма «Батя 2. Дед», который вышел на экраны в апреле 2025-го. Кого вы узнаете в этом пожилом мужчине?

«Батя 2. Дед» / Good Story Media, ТНТ, «Централ Партнершип»

76-летнего деда сыграл… 46-летний Евгений Цыганов. И это не просто актерское мастерство, а результат кропотливой работы целой команды. Во время съемок фильма «Батя 2. Дед». каждое утро артист и гримеры тратили более двух часов на его преображение.

«Мастер и Маргарита», Марс Медиа, Амедиа продакшн /  «Батя 2. Дед» / Good Story Media, ТНТ

Шесть специалистов одновременно наносили силиконовые накладки, созданные по индивидуальным слепкам лица актера, рисовали капилляры тончайшими кистями и крепили парик. Даже руки Цыганова «старили» — ведь в кадре важна каждая деталь.

«Батя 2. Дед» / Good Story Media, ТНТ, «Централ Партнершип»

Интересно, что гримёрный процесс начался задолго до съёмок. Сначала сделали слепки лица актера, затем по ним изготовили формы для силиконовых элементов. Художник Алексей Ивченко рассказывал: чтобы передать характер героя, пришлось добавить нюансы — например, покрасневший нос, как намёк на любовь деда к крепким напиткам.

Но главным испытанием стала не техника, а эмоции. Когда Цыганов впервые увидел себя в зеркале, он будто встретил собственное будущее. Режиссёр Илья Учитель позже шутил: «Теперь мы знаем, как Женя будет выглядеть в 76».

«Батя 2. Дед» / Good Story Media, ТНТ, «Централ Партнершип»

Самым трогательным моментом стала реакция матери актёра. Увидев сына в гриме, она расплакалась — настолько он напомнил ей отца. А во время съёмок в пермской деревне Кын местные жители и вовсе приняли Цыганова за настоящего деда. Актер даже ходил в магазин в образе, ворча «старческим» голосом, — так ему удалось сохранить аутентичность между дублями.

Этот опыт не первый для Цыганова: в театре он уже играл возрастных персонажей. Но киногрим оказался сложнее — из-за близости камеры.

Исчезнувший под гримом: как Александр Устюгов превратился в вождя народов

«Любовь Советского Союза», «Дирекция кино», Первый канал

Роль вождя народов в картине «Любовь Советского Союза» стала для Александра Устюгова настоящим испытанием. Высокий, брутальный актер буквально исчез под слоями пластического грима, созданного мастером Петром Горшениным.

«В гриме меня почти невозможно узнать», — с улыбкой признается Устюгов в одном из интервью.

И это чистая правда. Зрители и критики отмечают, что благодаря профессиональной работе гримеров актер визуально напоминает Михаила Геловани — того самого артиста, который десятилетиями изображал Сталина в советских фильмах.

«Любовь Советского Союза», «Дирекция кино», Первый канал

Процесс перевоплощения был непростым.

«Грим мало того, что отнимает кучу времени, еще и ограничивает твои мимические возможности. Но это вызов, а я люблю трудности», — рассказывает Александр.

При этом создатели фильма не стремились к фотографической точности: «Мы использовали пластический грим Горшенина, который помогал нам приблизиться к портретному сходству, хотя мы этой задачи не ставили перед собой».

«Загляни ему в голову», «Кинокомпания Альянс» / «Любовь Советского Союза», «Дирекция кино», Первый канал

Самым сложным для актера оказалось избежать клише в образе вождя: «Свалиться в плакатное существование некой иконы, которую мы привыкли видеть — с этим прищуром, с трубкой во рту, — очень не хотелось. Это ведь проще всего. Мы ставили целью создать человека, а не плакат».

«Любовь Советского Союза», «Дирекция кино», Первый канал

Образ Сталина в исполнении Устюгова получился живым и достоверным, несмотря на внушительную разницу в росте (актер выше исторического персонажа на целых 22 сантиметра). Возможно, именно такие случаи перевоплощения и делают актерскую профессию по-настоящему волшебной.

Дмитрий Нагиев: от мачо до тучного миллионера

Когда в 2012 году на экраны вышла романтическая комедия «Мужчина с гарантией», зрители не сразу узнали в тучном, лоснящемся бизнесмене брутального Дмитрия Нагиева. Его персонаж Владимир Николаевич Лапутёв — настоящий антагонист, подлый и харизматичный интриган, который заключает рискованное пари с героиней Нонны Гришаевой.

«Мужчина с гарантией», Enjoy Movies

Гримеры проделали градиозную работу, превратив спортивного альфа-самца в страдающего лишним весом миллионера. Полное перевоплощение стерло все узнаваемые черты Нагиева — вместо подтянутого тела и фирменной лысины появились объемный силуэт и лоснящиеся щеки бизнесмена с сомнительной репутацией.

«Мужчина с гарантией», Enjoy Movies

Этот эксперимент с внешностью оказался настолько удачным, что актер даже ступил на территорию Эдди Мерфи и его знаменитого «Чокнутого профессора». Режиссеры и критики отмечали, что Нагиев смог сохранить свою фирменную харизму даже под слоями грима. «Даже в роли мерзкого босса» он продолжал впечатлять зрителей своей энергетикой.

«Пилот международных авиалиний», ПЦ Пирамида / «Мужчина с гарантией», Enjoy Movies

Трансформация не прошла незамеченной — образ полюбился публике настолько, что через полтора года Нагиев снова примерил костюм Лапутёва в комедии «Что творят мужчины!», которая существенно превзошла по сборам своего предшественника. Так один удачный эксперимент с гримом перерос в отдельную яркую страницу в карьере актера.

Сергей Безруков: как за 4 часа актёр превращался в Высоцкого

«Высоцкий. Спасибо, что живой» / Дирекция кино

Этот грим долго называли инновацией в российском кино. Чтобы сыграть Владимира Высоцкого, Сергею Безрукову пришлось пройти через марафон длиной в 100 съёмочных дней. Каждое утро начиналось в 3 часа ночи: пока город спал, в гримёрке уже кипела работа.

Художник Пётр Горшенин и три ассистента скрупулёзно накладывали на лицо актёра тончайшие силиконовые детали — лоб, нос, щёки, подбородок. Толщина некоторых элементов не превышала 1 мм, а для реалистичности под микроскопом прорисовывали даже поры кожи.

«Высоцкий. Спасибо, что живой» / Дирекция кино

Основой стала посмертная маска Высоцкого и 500 архивных фото, которые предоставил сын барда, Никита. Но секрет был не только в точности. Грим меняли ежедневно: старые детали нельзя было использовать повторно. После съёмок их аккуратно снимали специальными растворителями, которые оставляли на коже жжение.

Сам Безруков позже признавался, что физически чувствовал себя «как после пластической операции» — лицо немело, а дышать через плотный силикон было почти невозможно.

«Прошлым летом в Чулимске», кинокомпания Талан / «Высоцкий. Спасибо, что живой» / Дирекция кино

Интересно, что гримёры столкнулись с неожиданной проблемой: идеальная маска Высоцкого «не села» на лицо Безрукова. Пришлось искать компромисс между анатомической точностью и мимикой. Решение нашли в эластичном силиконе, который растягивался на 400%, позволяя актёру улыбаться, хмуриться и даже петь. А вот бакенбарды и щетину создавали вручную — каждый волосок вживляли в силикон отдельно.

«Высоцкий. Спасибо, что живой» / Дирекция кино

Несмотря на титанические усилия, некоторые зрители всё равно узнавали Безрукова — по форме ушей и морщинкам на шее, которые грим не скрывал. Но именно этот проект изменил отношение к пластическому гриму в России.

После премьеры актёра долго не утверждали на роли — режиссёры боялись, что его лицо прочно ассоциируется с Высоцким. Зато сам Безруков считает эту работу «божьим благословением», хоть и признаётся: «До сих пор чувствую, как многие мне завидуют».

Как грим превратил Романа Курцына в собаку

Роман Курцын в жизни — харизматичный красавец с голубыми глазами и фигурой атлета. Но в «Бременских музыкантах» (2023) вы его точно не узнаете — актер скрылся под слоем силикона и аниматроники.

«Бременские музыканты», Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова

Художник Пётр Горшенин создал для него грим, который даже в 40-градусную жару Дагестана не терял форму. Каждый день Курцын проводил в кресле гримёров три часа, пока на его лицо накладывали силиконовые «челюсти», а тело закрывали плотной «шкурой». Уши Пса двигались с помощью джойстиков, а зубы могли щёлкать — для этого за кадром дежурила целая команда операторов.

«Мальдивы подождут», KION / «Бременские музыканты», Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова

Дважды он терял сознание от перегрева, а гелевые пакеты в костюме спасали лишь ненадолго. В костюме нельзя было даже попить воды без помощи ассистентов: «лапы» без пальцев превращали простые действия в квест.

«После первого съёмочного дня я подошёл к режиссёру и сказал: „Лёш, это самое сложное, что я делал за 17 лет. Если можно отказаться — я готов“», — вспоминал Роман.

Удивительно, но этот грим — почти волшебство. Он не скрывал эмоции: когда Курцын хмурился или улыбался, силикон повторял каждое движение мышц. Правда, за кадром приходилось менять «шкуру» ежедневно — снятые детали деформировались. Зато в финале зрители увидели не нарисованную собаку, а живого персонажа с человеческими эмоциями. Как признался актёр, теперь он точно знает, каково это — быть хаски в сауне.

Игорь Жижикин: как силиконовый костюм превратил актера в казака-призрака

Представьте: актер стоит на четвереньках, пока жидкий силикон медленно застывает на его теле. Так начинался каждый съемочный день для Игоря Жижикина в фильме «Вий 3D».

«Мажор», ПЦ «Среда» / «Вий 3D»,  MGE, Кинокомпания «RFG»

Его герой — казак Дорош — требовал не просто перевоплощения, а полной физической трансформации. Гримеры заливали актера с ног до головы, создавая слепки для пластических накладок. «Это как второй слой кожи, который не дает дышать», — вспоминал Жижикин. Процесс занимал до 8 часов, а потом начинались 12-часовые съемки.

«Вий 3D»,  MGE, Кинокомпания «RFG»

Силиконовый костюм стал испытанием на прочность. Тело теряло до 5 кг за день из-за обезвоживания, а для вентиляции гримеры прокалывали материал медицинскими иглами.

«После съемок я чувствовал, что могу потерять сознание в любой момент», — признавался актер.

Но зеркало показывало удивительное: вместо Жижикина в отражении стоял настоящий гоголевский персонаж — с резкими чертами лица, шрамами и «живой» кожей, меняющей оттенок при свете факелов.

«Вий 3D»,  MGE, Кинокомпания «RFG»

Коллеги по площадке не узнавали Игоря. Жижикин отмечал, что грим менял не только внешность, но и пластику: движения становились тяжелее, голос — глубже. Даже после окончания съемок он ловил себя на том, что непроизвольно «гримируется взглядом», как его персонаж.

При бюджете в 10 раз меньше голливудских стандартов команда добилась потрясающего эффекта. Костюм, который в США разрешено носить не больше 4 часов в день, в «Вие» выдерживал 12-часовые марафоны.

«Это как бег с препятствиями, где ты сам — и бегун, и препятствие», — говорил актер.

Кощей, которого все полюбили: как Константин Лавроненко стал лицом сказочной эпохи

Для роли Кощея Бессмертного в фильме «Последний богатырь» (2017) харизматичный Константин Лавроненко примерил грим, в котором его не узнать.

«Последний богатырь», Yellow Black and White, Kinoslovo

Режиссёр Дмитрий Дьяченко хотел сломать стереотипы: вместо тощего старика с костлявыми пальцами — мужественный воин с благородными чертами лица. Но путь к этому образу оказался долгим. Изначально роль предлагали Константину Хабенскому, но тот отказался — пластический грим не входил в его планы. Лавроненко же согласился, даже не представляя, во что ввязывается.

«Последний богатырь», Yellow Black and White, Kinoslovo

Каждый день съёмок начинался с трёх часов в кресле гримёра. Силиконовые накладки покрывали лицо, руки и даже пальцы ног — ради одного кадра, где Кощей сверкает босой ступнёй из дырявого сапога. Костюм весом 10 кг с металлическими вставками напоминал армейскую экипировку:

«Иногда я ловил себя на мысли, что снова на службе», — позже признавался актёр.

Но сложнее всего было не это. Грим «съедал» мимику, превращая лицо в маску. Чтобы показать гнев или удивление, Лавроненко приходилось размахивать руками, как дирижеру.

«Разбуди меня», «Синетрейн» / «Последний богатырь», Yellow Black and White, Kinoslovo

Зато результат превзошел ожидания. Коллеги на площадке не узнавали Лавроненко. Виктор Хориняк, игравший Ивана, признался: «Только на премьере я понял, кто скрывался под этим гримом». А однажды актёра в костюме Кощея без очереди пропустили в съёмочный буфет — видимо, испугались.

Ирония в том, что его персонаж в фильме вовсе не злодей. Продюсер Пётр Горшенин настоял: «Он должен вызывать уважение, а не страх». Так вместо «жуткого зомби» родился волевой воин с сединой в волосах. И, кажется, именно этот образ запомнился зрителям больше всего.

Инопланетный курьер с четырьмя руками: перевоплощение Льва Зулькарнаева

«Сто лет тому вперед», «Централ Партнершип»

Звезда «Слова пацана» появился в фильме «Сто лет тому вперед» в образе, который не оставляет ни малейшего шанса узнать его. Инопланетный курьер с четырьмя руками — настоящий шедевр гримерного искусства. А скрывался под этой маской молодой актер Лев Зулькарнаев.

«Процесс грима требовал несколько этапов. Еще до съемок готовят слепок, потом художники на этом слепке формируют макет, потом шесть часов накладывают грим», — рассказывал артист.

«Слово пацана. Кровь на асфальте», Toomuch Production / «Сто лет тому вперед», «Централ Партнершип»

Художник по гриму Мария Тутукина после актерских проб решила сделать персонажа забавным, но с грубыми чертами лица. Вторая пара рук появилась по задумке режиссера, а в образе межгалактического курьера есть визуальные отсылки к мультфильму «Тайна третьей планеты».

Команда художников создала комплект одноразовых деталей пластического грима и две пары силиконовых перчаток. Огромные уши изготовили из легкого пенного материала. Самым сложным оказалось надеть костюм-скафандр, не повредив грим. К счастью, у Зулькарнаева была эпизодическая роль, поэтому такую трансформацию ему пришлось лишь однажды.

1
4
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook