Брутальные красавцы превращаются в тучных бизнесменов, молодые звезды стареют на 30 лет, а атлетичные герои скрываются под фантастическими обликами сказочных существ. Собственные матери не узнают их на экране, коллеги пропускают без очереди в буфет от испуга, а зрители часами спорят, кто же скрывается за этим персонажем. Вот 8 примеров в нашем современном кино, когда гримеры изменили актеров до неузнаваемости — и все ради одной роли.
Постарел на 30 лет: как грим преобразил звезду «Мастера и Маргариты»
Присмотритесь внимательно к этому кадру из фильма «Батя 2. Дед», который вышел на экраны в апреле 2025-го. Кого вы узнаете в этом пожилом мужчине?
76-летнего деда сыграл… 46-летний Евгений Цыганов. И это не просто актерское мастерство, а результат кропотливой работы целой команды. Во время съемок фильма «Батя 2. Дед». каждое утро артист и гримеры тратили более двух часов на его преображение.
Шесть специалистов одновременно наносили силиконовые накладки, созданные по индивидуальным слепкам лица актера, рисовали капилляры тончайшими кистями и крепили парик. Даже руки Цыганова «старили» — ведь в кадре важна каждая деталь.
Интересно, что гримёрный процесс начался задолго до съёмок. Сначала сделали слепки лица актера, затем по ним изготовили формы для силиконовых элементов. Художник Алексей Ивченко рассказывал: чтобы передать характер героя, пришлось добавить нюансы — например, покрасневший нос, как намёк на любовь деда к крепким напиткам.
Но главным испытанием стала не техника, а эмоции. Когда Цыганов впервые увидел себя в зеркале, он будто встретил собственное будущее. Режиссёр Илья Учитель позже шутил: «Теперь мы знаем, как Женя будет выглядеть в 76».
Самым трогательным моментом стала реакция матери актёра. Увидев сына в гриме, она расплакалась — настолько он напомнил ей отца. А во время съёмок в пермской деревне Кын местные жители и вовсе приняли Цыганова за настоящего деда. Актер даже ходил в магазин в образе, ворча «старческим» голосом, — так ему удалось сохранить аутентичность между дублями.
Этот опыт не первый для Цыганова: в театре он уже играл возрастных персонажей. Но киногрим оказался сложнее — из-за близости камеры.
Исчезнувший под гримом: как Александр Устюгов превратился в вождя народов
Роль вождя народов в картине «Любовь Советского Союза» стала для Александра Устюгова настоящим испытанием. Высокий, брутальный актер буквально исчез под слоями пластического грима, созданного мастером Петром Горшениным.
«В гриме меня почти невозможно узнать», — с улыбкой признается Устюгов в одном из интервью.
И это чистая правда. Зрители и критики отмечают, что благодаря профессиональной работе гримеров актер визуально напоминает Михаила Геловани — того самого артиста, который десятилетиями изображал Сталина в советских фильмах.
Процесс перевоплощения был непростым.
«Грим мало того, что отнимает кучу времени, еще и ограничивает твои мимические возможности. Но это вызов, а я люблю трудности», — рассказывает Александр.
При этом создатели фильма не стремились к фотографической точности: «Мы использовали пластический грим Горшенина, который помогал нам приблизиться к портретному сходству, хотя мы этой задачи не ставили перед собой».
Самым сложным для актера оказалось избежать клише в образе вождя: «Свалиться в плакатное существование некой иконы, которую мы привыкли видеть — с этим прищуром, с трубкой во рту, — очень не хотелось. Это ведь проще всего. Мы ставили целью создать человека, а не плакат».
Образ Сталина в исполнении Устюгова получился живым и достоверным, несмотря на внушительную разницу в росте (актер выше исторического персонажа на целых 22 сантиметра). Возможно, именно такие случаи перевоплощения и делают актерскую профессию по-настоящему волшебной.
Дмитрий Нагиев: от мачо до тучного миллионера
Когда в 2012 году на экраны вышла романтическая комедия «Мужчина с гарантией», зрители не сразу узнали в тучном, лоснящемся бизнесмене брутального Дмитрия Нагиева. Его персонаж Владимир Николаевич Лапутёв — настоящий антагонист, подлый и харизматичный интриган, который заключает рискованное пари с героиней Нонны Гришаевой.
Гримеры проделали градиозную работу, превратив спортивного альфа-самца в страдающего лишним весом миллионера. Полное перевоплощение стерло все узнаваемые черты Нагиева — вместо подтянутого тела и фирменной лысины появились объемный силуэт и лоснящиеся щеки бизнесмена с сомнительной репутацией.
Этот эксперимент с внешностью оказался настолько удачным, что актер даже ступил на территорию Эдди Мерфи и его знаменитого «Чокнутого профессора». Режиссеры и критики отмечали, что Нагиев смог сохранить свою фирменную харизму даже под слоями грима. «Даже в роли мерзкого босса» он продолжал впечатлять зрителей своей энергетикой.
Трансформация не прошла незамеченной — образ полюбился публике настолько, что через полтора года Нагиев снова примерил костюм Лапутёва в комедии «Что творят мужчины!», которая существенно превзошла по сборам своего предшественника. Так один удачный эксперимент с гримом перерос в отдельную яркую страницу в карьере актера.
Сергей Безруков: как за 4 часа актёр превращался в Высоцкого
Этот грим долго называли инновацией в российском кино. Чтобы сыграть Владимира Высоцкого, Сергею Безрукову пришлось пройти через марафон длиной в 100 съёмочных дней. Каждое утро начиналось в 3 часа ночи: пока город спал, в гримёрке уже кипела работа.
Художник Пётр Горшенин и три ассистента скрупулёзно накладывали на лицо актёра тончайшие силиконовые детали — лоб, нос, щёки, подбородок. Толщина некоторых элементов не превышала 1 мм, а для реалистичности под микроскопом прорисовывали даже поры кожи.
Основой стала посмертная маска Высоцкого и 500 архивных фото, которые предоставил сын барда, Никита. Но секрет был не только в точности. Грим меняли ежедневно: старые детали нельзя было использовать повторно. После съёмок их аккуратно снимали специальными растворителями, которые оставляли на коже жжение.
Сам Безруков позже признавался, что физически чувствовал себя «как после пластической операции» — лицо немело, а дышать через плотный силикон было почти невозможно.
Интересно, что гримёры столкнулись с неожиданной проблемой: идеальная маска Высоцкого «не села» на лицо Безрукова. Пришлось искать компромисс между анатомической точностью и мимикой. Решение нашли в эластичном силиконе, который растягивался на 400%, позволяя актёру улыбаться, хмуриться и даже петь. А вот бакенбарды и щетину создавали вручную — каждый волосок вживляли в силикон отдельно.
Несмотря на титанические усилия, некоторые зрители всё равно узнавали Безрукова — по форме ушей и морщинкам на шее, которые грим не скрывал. Но именно этот проект изменил отношение к пластическому гриму в России.
После премьеры актёра долго не утверждали на роли — режиссёры боялись, что его лицо прочно ассоциируется с Высоцким. Зато сам Безруков считает эту работу «божьим благословением», хоть и признаётся: «До сих пор чувствую, как многие мне завидуют».
Как грим превратил Романа Курцына в собаку
Роман Курцын в жизни — харизматичный красавец с голубыми глазами и фигурой атлета. Но в «Бременских музыкантах» (2023) вы его точно не узнаете — актер скрылся под слоем силикона и аниматроники.
Художник Пётр Горшенин создал для него грим, который даже в 40-градусную жару Дагестана не терял форму. Каждый день Курцын проводил в кресле гримёров три часа, пока на его лицо накладывали силиконовые «челюсти», а тело закрывали плотной «шкурой». Уши Пса двигались с помощью джойстиков, а зубы могли щёлкать — для этого за кадром дежурила целая команда операторов.
Дважды он терял сознание от перегрева, а гелевые пакеты в костюме спасали лишь ненадолго. В костюме нельзя было даже попить воды без помощи ассистентов: «лапы» без пальцев превращали простые действия в квест.
«После первого съёмочного дня я подошёл к режиссёру и сказал: „Лёш, это самое сложное, что я делал за 17 лет. Если можно отказаться — я готов“», — вспоминал Роман.
Удивительно, но этот грим — почти волшебство. Он не скрывал эмоции: когда Курцын хмурился или улыбался, силикон повторял каждое движение мышц. Правда, за кадром приходилось менять «шкуру» ежедневно — снятые детали деформировались. Зато в финале зрители увидели не нарисованную собаку, а живого персонажа с человеческими эмоциями. Как признался актёр, теперь он точно знает, каково это — быть хаски в сауне.
Игорь Жижикин: как силиконовый костюм превратил актера в казака-призрака
Представьте: актер стоит на четвереньках, пока жидкий силикон медленно застывает на его теле. Так начинался каждый съемочный день для Игоря Жижикина в фильме «Вий 3D».
Его герой — казак Дорош — требовал не просто перевоплощения, а полной физической трансформации. Гримеры заливали актера с ног до головы, создавая слепки для пластических накладок. «Это как второй слой кожи, который не дает дышать», — вспоминал Жижикин. Процесс занимал до 8 часов, а потом начинались 12-часовые съемки.
Силиконовый костюм стал испытанием на прочность. Тело теряло до 5 кг за день из-за обезвоживания, а для вентиляции гримеры прокалывали материал медицинскими иглами.
«После съемок я чувствовал, что могу потерять сознание в любой момент», — признавался актер.
Но зеркало показывало удивительное: вместо Жижикина в отражении стоял настоящий гоголевский персонаж — с резкими чертами лица, шрамами и «живой» кожей, меняющей оттенок при свете факелов.
Коллеги по площадке не узнавали Игоря. Жижикин отмечал, что грим менял не только внешность, но и пластику: движения становились тяжелее, голос — глубже. Даже после окончания съемок он ловил себя на том, что непроизвольно «гримируется взглядом», как его персонаж.
При бюджете в 10 раз меньше голливудских стандартов команда добилась потрясающего эффекта. Костюм, который в США разрешено носить не больше 4 часов в день, в «Вие» выдерживал 12-часовые марафоны.
«Это как бег с препятствиями, где ты сам — и бегун, и препятствие», — говорил актер.
Кощей, которого все полюбили: как Константин Лавроненко стал лицом сказочной эпохи
Для роли Кощея Бессмертного в фильме «Последний богатырь» (2017) харизматичный Константин Лавроненко примерил грим, в котором его не узнать.
Режиссёр Дмитрий Дьяченко хотел сломать стереотипы: вместо тощего старика с костлявыми пальцами — мужественный воин с благородными чертами лица. Но путь к этому образу оказался долгим. Изначально роль предлагали Константину Хабенскому, но тот отказался — пластический грим не входил в его планы. Лавроненко же согласился, даже не представляя, во что ввязывается.
Каждый день съёмок начинался с трёх часов в кресле гримёра. Силиконовые накладки покрывали лицо, руки и даже пальцы ног — ради одного кадра, где Кощей сверкает босой ступнёй из дырявого сапога. Костюм весом 10 кг с металлическими вставками напоминал армейскую экипировку:
«Иногда я ловил себя на мысли, что снова на службе», — позже признавался актёр.
Но сложнее всего было не это. Грим «съедал» мимику, превращая лицо в маску. Чтобы показать гнев или удивление, Лавроненко приходилось размахивать руками, как дирижеру.
Зато результат превзошел ожидания. Коллеги на площадке не узнавали Лавроненко. Виктор Хориняк, игравший Ивана, признался: «Только на премьере я понял, кто скрывался под этим гримом». А однажды актёра в костюме Кощея без очереди пропустили в съёмочный буфет — видимо, испугались.
Ирония в том, что его персонаж в фильме вовсе не злодей. Продюсер Пётр Горшенин настоял: «Он должен вызывать уважение, а не страх». Так вместо «жуткого зомби» родился волевой воин с сединой в волосах. И, кажется, именно этот образ запомнился зрителям больше всего.
Инопланетный курьер с четырьмя руками: перевоплощение Льва Зулькарнаева
Звезда «Слова пацана» появился в фильме «Сто лет тому вперед» в образе, который не оставляет ни малейшего шанса узнать его. Инопланетный курьер с четырьмя руками — настоящий шедевр гримерного искусства. А скрывался под этой маской молодой актер Лев Зулькарнаев.
«Процесс грима требовал несколько этапов. Еще до съемок готовят слепок, потом художники на этом слепке формируют макет, потом шесть часов накладывают грим», — рассказывал артист.
Художник по гриму Мария Тутукина после актерских проб решила сделать персонажа забавным, но с грубыми чертами лица. Вторая пара рук появилась по задумке режиссера, а в образе межгалактического курьера есть визуальные отсылки к мультфильму «Тайна третьей планеты».
Команда художников создала комплект одноразовых деталей пластического грима и две пары силиконовых перчаток. Огромные уши изготовили из легкого пенного материала. Самым сложным оказалось надеть костюм-скафандр, не повредив грим. К счастью, у Зулькарнаева была эпизодическая роль, поэтому такую трансформацию ему пришлось лишь однажды.