Имя актера Сергея Чонишвили известно всем, кто любит современное кино и театр. Но мало кто знает, что эту профессию Сергей выбрал вовсе неслучайно. Актером был его отец, Ножери Чонишвили. А мама, Валерия Прокоп, и по сей день блистает на сцене Омского драматического театра.

Курс по когнитивной психологии
Ты узнаешь, почему мозг нас обманывает. Избавишься от установок, которые портят тебе жизнь. Поймешь, как повысить самооценку, распознать депрессию и справиться с тревогой.
Не так давно Народной артистке России исполнилось 80 лет. Расскажем, как сложилась ее жизнь и карьера.
Супруги удалились от дома еще на пару тысяч километров
Валерия Прокоп родилась 6 июня 1941 года в Тбилиси и прожила в этом городе до 20 лет. Поначалу Валерия хотела стать переводчицей — иностранные языки давались ей с удивительной легкостью. Но уже в старших классах девушка передумала и, получив аттестат, поступила в театральную студию при Тбилисском ТЮЗе.
Одним из преподавателей в студии был артист и педагог Ножери Давидович Чонишвили, с которым у Валерии вскоре начался роман. В 1961 году они сыграли свадьбу, а в 1965 у пары родился сын Сергей.
К этому времени Валерия жила уже далеко от родного Тбилиси. Через несколько месяцев после окончания студии они с мужем перебрались в Тулу и влились в труппу областного драмтеатра имени М. Горького.
А в 1966 году супруги удалились от родного города еще на пару тысяч километров и стали актерами Омского государственного театра драмы.
Вскоре после переезда в Сибирь супружеский союз Чонишвили и Прокоп дал трещину и в конце 60-х годов они развелись. А через некоторое время оба вновь создали семьи.
Ножери Давидович женился на Лилии Ягодкиной, научном сотруднике Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. В 70–80-х годах он занимал пост председателя Омского отделения Всероссийского театрального общества (ВТО) и Союза театральных деятелей РСФСР. В 1987 году Ножери Чонишвили скончался на 62 году жизни. А спустя два года умерла и Лилия.
Валерия же вышла замуж за своего коллегу, артиста Валерия Алексеева, с которым счастливо живет по сей день.
«Я обросла хорошими людьми»
По словам Валерии Прокоп, она два года не могла привыкнуть к Омску и постоянно плакала. После теплого и солнечного Тбилиси этот сибирский город казался ей слишком мрачным и холодным. Не раз актриса порывалась уехать, тем более что предложений из других театров было хоть отбавляй. Несколько раз Прокоп звали в Москву и даже обещали сразу дать однокомнатную квартиру.
Но все-таки Валерия осталась в Омске. И ничуть об этом не жалеет.
«Сейчас, когда я к сыну приезжаю в гости, думаю, что бы я тут делала? Все чужое. А здесь я обросла хорошими людьми, которые придут на помощь, когда мне будет трудно, и я им помогу», — говорит Валерия.
Поначалу Валерии играла только лирические роли — Марийку в «Солдатской вдове», Таню в «Прощание в июне», Лауру в «Стеклянном зверинце», Ирину в «Трех сестрах». Но постепенно ее репертуар расширился и в нем появились характерные героини — миссис Уэбб («Наш городок»), Ануш («Ханума»), Мадлена Бежар («Кабала святош»), Эльза («Дракон») и другие.
«Какая прима, вы что?
Вот уже несколько десятилетий Валерия Прокоп считается примой Омского драматического театра. Хотя сама актриса напрочь не признает такой терминологии.
«Какая прима, вы что? Прима — это в балете», —- говорит она с улыбкой.
Кроме того, по словам Прокоп, ни разу за все годы работы в театре не было такого, чтобы пьесу писали и ставили именно «под нее». Как и другие актеры, о получении роли она узнавала, только когда в администрации вывешивали общее расписание.
Сегодня за плечами актрисы роли более чем в 30 постановках, среди которых «Гамлет» и «Зимняя сказка» Шекспира, «Правда — хорошо, а счастье лучше» и ««Волки и овцы» Островского, «Царствие земное» Уильямса и многие другие.
А чтобы перечислить все звания и награды, полученные за эти годы Валерией Прокоп, понадобится не одна страница.
В 2006 году Валерии Прокоп было присвоено почетное звание «Народная артистка Российской Федерации». Кроме того, она награждена медалью Омской области «За высокие достижения», дважды удостоена Премии Губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства и почетной премии Омского отделения СТД РФ «Легенда Омской сцены».
В 2019 году за работу в спектакле «Время секонд хэнд» по документальной прозе С. Алексиевич Прокоп получила Национальную театральную премию «Золотая маска». А в мае 2020 года в Новосибирске актриса была удостоена почетной премии «За честь и достоинство» фестиваля «Ново — Сибирский транзит».
«Классика — она на все времена»
В июне этого года Валерии Ивановне Прокоп исполнилось 80 лет. Но, несмотря на возраст, актриса продолжает выходить на сцену любимого театра. В настоящий момент она занята в 9 спектаклях — «Ханума», «На чемоданах», «Время женщин», «Отец» и других.
По словам актрисы, она предпочитает играть в классических спектаклях, особенно ей нравятся пьесы Александра Островского.
«Классика — она на все времена. Там каждое слово — это музыка, песня», — говорит артистка.
А вот на роли в спектаклях по произведениям современных авторов актриса соглашается с меньшим энтузиазмом — очень мало таких, чтобы хотелось сыграть. Хотя, по словам Валерии, бывают и приятные исключения. Например, спектакль «На чемоданах» по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина.
«У меня там роль вообще без слов. Но играю я ее с упоением. Но такое бывает редко, очень редко», — говорит актриса.
Прокоп очень радуется, что сейчас в театр приходит много молодежи. Валерия и сама при любом удобном случае ходит в театр не как актриса, а как зритель. Ей нравится наблюдать, как в зал заходят театралы — в нарядных костюмах и платьях, с цветами, пахнущие дорогим парфюмом, с программками в руках…
«Кино потеряло во мне зрителя»
А вот в кино Валерия Ивановна ходить категорически не хочет. Хотя живет совсем рядом с самым большим в Омске кинотеатром.
«Я была в кино последний раз года два-три назад. Вот это чавканье попкорном… Кино потеряло во мне зрителя. Я лучше потом посмотрю что-то на экране компьютера», — говорит актриса.
И самой сняться в кино Прокоп тоже не довелось. Но она ничуть об этом не жалеет и говорит, что театр всегда ставила в своей карьере на первое место.
«Мама — мой самый главный и любимый цензор!»
Валерия Ивановна довольно часто бывает в Москве и обязательно ходит на постановки с участием своего сына Сергея Чонишвили. Однако никаких профессиональных советов ему не дает — это в их семье табу.
И все-таки для Сергея мама — непререкаемый авторитет. По словам артиста, он очень волнуется, когда Валерия Ивановна приходит посмотреть на его работу.
«Мама — мой самый главный и любимый цензор! Однажды после спектакля я сказал ей: «Как меня мучало — я видел, как блестят твои очки в зале»», — говорит Чонишвили.