Блондинка для Кинг-Конга и одна из самых глубоких драматических актрис 80-х. Она нашла себя как в голливудском мейнстриме, так и в независимом американском кино, и вернулась на фоне сериального бума последних лет.
1. В дороге
Джессика Лэнг родилась в небольшом провинциальном городке Клокей в Миннесоте. Ее отец работал коммивояжёром, поэтому семья постоянно переезжала. За свое детство Джессика сменила больше десятка городов и школ, но закончила учебу в родном Клокее, где в конечном итоге Лэнги и обосновались.
Несмотря на постоянные переезды Джессика всегда хорошо училась и после школы получила художественную стипендию в Университете Миннесоты. Она изучала историю искусства и фотографию. На этой почве познакомилась с испанским фотографом Пако Гранде, за которого вышла замуж. Вскоре после замужества Джессика ушла из университета. Вместе с Пако на хипповом микроавтобусе она путешествовала по Америке и Мексике. А в 1971 году молодожены переехали в Париж, где вскоре расстались.
В Париже Джессика изучала пантомиму под руководством знаменитого мима Этьена Декруа, а также устроилась танцовщицей в «Опера-Комик» – Национальный театр комической оперы.
После расставания с мужем Джессика снимала квартиру вместе с Джерри Холл и Грейс Джонс – тогда еще начинающими моделями. Благодаря дружбе с ними у нее появились связи в модной индустрии и вскоре она тоже стала моделью, заключив контракт с агентством «Вильгельмина».
Впрочем, на этом поприще Лэнг трудилась совсем недолго. Уже в 1973 году она вернулась в Америку. Какое-то время работала официанткой в одном из ресторанов на Манхэттене, пока знакомый продюсер не предложил попробоваться на роль в фильме «Кинг-Конг».
2. Блондинка для Кинг-Конга
В общем-то Джессика никогда не хотела сниматься в кино и попала на экран почти случайно. Ее привлекало более традиционное искусство – театр – и сначала она пробовала найти себя именно на театральной сцене. Однако чрезвычайно привлекательная внешность и модельная карьера привели ее на кастинг фильма «Кинг-Конг». По некоторым сведениям, Джессика обошла на пробах Голди Хоун и Мэрил Стрип.
Нельзя сказать, что роль блондинки в беде отличалась драматической глубиной, да и фильм был встречен критиками довольно прохладно. Конечно, ругали и актерскую игру Лэнг, называя ее слишком примитивной. И все же картина получилась заметной и стала одной из самых кассовых в 1976 году. Это был настоящий блокбастер, который понравился массовому зрителю.
Джессика, несмотря на негативные отзывы некоторых критиков, получила «Золотой глобус» как лучшая дебютантка. Впрочем, самые прозорливые заметили талант Лэнг уже тогда. Например, Полин Кейл, одна из самых влиятельных кинокритиков Америки, писала о «мечтательном образе Джессики Лэнг в стиле комиксов» и сравнивала ее со звездой 30-х Кэрол Ломбард.
Образ сексапильной блондинки, которую похищает чудовище, моментально сделал Джессику не только подающей надежды актрисой, но и одним из секс-символов своего времени. Однако бездумно пользоваться своей яркой внешностью Лэнг не спешила. Она снова снялась в кино только спустя три года после дебюта, причем в роли, которую хореограф и режиссер Боб Фосси написал специально для нее. Джессика сыграла ангела Анжелику, то ли музу, то ли посланницу смерти, в отчасти автобиографическом фильме Фосси «Весь этот джаз».
Картина взяла главный приз в Каннах и 4 премии «Оскар», и, хотя Джессика отмечена не была, во многом именно эта роль выдвинула ее в звезды первого ряда.
3. Икона 80-х
Но настоящий успех пришел в начале 80-х. Сначала триллер «Почтальон всегда звонит дважды», где Лэнг сыграла роковую красавицу в паре с Джеком Николсоном. Затем сразу две выдающихся картины – драма «Фрэнсис» и комедия «Тутси». Последний фильм принес Джессике первую премию «Оскар» – как лучшей актрисе второго плана.
Номинирована она была и за роль в фильме «Фрэнсис», став первой актрисой за 40 лет, получившей сразу две номинации в одном и том же году. В этих ролях Лэнг в полной мере раскрылась не просто как секс-символ и девушка с обложки, но и как глубокая драматическая актриса, и как комедийная.
Потом были фильмы «Деревня», «Сладкие грезы» и другие. Практически каждая новая роль Джессики приносила ей номинации на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Лэнг стала одной из самых популярных актрис Голливуда, а ее присутствие в фильме уже обещало успех. Важно, что этот эффект достигался исключительно актерскими качествами. К середине 80-х Джессика Лэнг была одной из самых титулованных актрис американского кино и на равных конкурировала с такими звездами как Мэрил Стрип.
Впрочем, Джессика в полной мере сохранила свой звездный статус и в 90-х, получив очередные «Оскар» и «Золотой глобус» за роль в фильме «Голубое небо» и еще несколько номинаций за другие работы. Сегодня на ее счету 2 «Оскара», 5 «Золотых глобусов», несколько «Эмми», премия «Тони» и около двух десятков всевозможных номинаций.
4. Независимое кино
С середины 90-х Джессика постепенно отходит от крупнобюджетного кинематографа. Она все чаще появляется на театральной сцене, где несколько лет подряд играет роль Бланш Дюбуа в постановке по знаменитой пьесе «Трамвай «Желание», регулярно снимается в телевизионных фильмах, и отдает предпочтение независимому кинематографу. Например, играет одну из главных ролей в режиссерском дебюте Джулии Теймор «Тит», в картинах «Нация прозака» и «Шоу века» (где играет вместе с такими звездами, как Боб Дилан, Пенелопа Крус, Джон Гудмен, Вэл Килмер).
В некотором смысле карьера Джессики идет на спад. Меньше гонорары, меньше зрителей и наград. Но она все также отказывается брать проходные роли и тщательно выбирает, где сниматься и с кем работать. Неудивительно, что на этот «спад» выпадает сотрудничество с едва ли не лучшими режиссерами – Тимом Бертоном («Крупная рыба»), Джимом Джармушем («Сломанные цветы») и Вимом Вендерсом («Входите без стука»).
5. Королева ужаса
Лэнг не осталась в стороне и от начавшегося в 2010-х бума телесериалов. На протяжении четырех сезонов она была ключевой звездой телесериала «Американская история ужасов», где сыграла несколько ярких характерно-драматических ролей, вокруг которых выстроено повествование.
Своим успехом «Американская история ужасов» во многом обязана Джессике. Именно ее актерская игра придает обычному сборнику страшилок драматическую глубину, заставляя не только бояться, но и сопереживать. и
В 2016 году Джессика сыграла одну из второстепенных ролей в трагикомическом мини-сериале комика Луи Си Кея «Хорас и Пит», где в очередной раз доказала, что является одной из лучших характерных актрис в американском кино. А в 2017 году Лэнг не только сыграла главную роль в первом сезоне сериала «Вражда», но и выступила его сопродюсером.
В свои 68 лет Джессика остается чрезвычайно востребованной, демонстрируя, что в основе ее карьеры – подлинный драматический талант, а яркая внешность всегда была лишь приятным приложением.
6. Свободные отношения
Джессика Лэнг только один раз была замужем. И хотя фактически отношения с Пако Гранде длились всего пару лет, формально развод состоялся только спустя 10 – в 1981 году. Актриса к тому же была вынуждена выплатить бывшему мужу алименты. Видимо, поэтому больше выходить замуж она так и не решилась.
С 1976 по 1982 годы Джессика встречалась со знаменитым русским танцовщиком балета Михаилом Барышниковым, от которого в 1981 году родила дочь Сашу.
Впоследствии актриса признавалась, что благодаря Барышникову полюбила и русскую культуру: «Можно сказать, что моя любовь к России началась тогда, когда я влюбилась в Михаила Барышникова. Сначала он покорил меня, а потом и вся страна в лице книг, музыки, природы и искусства».
С 1982 по 2009 годы Лэнг прожила вместе с актером, сценаристом и режиссером Сэмом Шепардом. В этом союзе она родила еще двоих детей. Однако оформить многолетние отношения официально не посчитала нужным.
7. Фотограф
Со временем Джессика Лэнг вернулась и к главному влечению своей юности – фотографии, которую изучала в Университете Миннесоты. С 90-х актриса регулярно снимает, а в 2008 впервые показала результаты публике, выпустив коллекцию из 50 черно-белых фотографий.
За этим последовало сразу несколько выставок – в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Калифорнии и других городах Америки. Профессиональное сообщество достаточно высоко оценило работы Джессики. В частности, она получила престижную премию имени Джорджа Истмана Хауса.
В 2010 году актриса опубликовала вторую коллекцию – «In Mexico». В 2011-2015 годах выставки Джессики состоялись в Испании, Португалии, России и других странах.