В 70-80-х годах Юрий Демич был не только известным киноартистом, но и театральной звездой. Спектакли с его участием до сих пор с восторгом вспоминают театралы Петербурга и Самары.
К сожалению, помимо огромного таланта, яркой внешности и особой мужской харизмы, у Юрия Демича были и негативные черты, например, алкоголизм. Именно из-за этой пагубной привычки Демича в свое время уволили из БДТ.
А когда артист одумался, покончил со спиртным и решил начать новую жизнь, было уже слишком поздно.
8 лет Демичи провели на рудниках в Магаданской области
Юрий Демич родился 18 августа 1948 года в Магадане, куда его родители были сосланы еще в 1937 году.
Мать и отец Юрия были артистами и в 30-х годах служили в Московском театре имени М. Ермоловой. Однажды Александр Иванович имел неосторожность рассказать за кулисами политический анекдот, а один из коллег-артистов тут же донес на него в НКВД. В ту же ночь Демича арестовали.
Александра Ивановича и его жену (за то, что не захотела дать показания против мужа) приговорили к 20 годам лагерей. Первые восемь лет они провели на рудниках в Магаданской области. И только в середине 40-х супруги Демич были направлены в Магаданский областной театр.
Интересно, что в это время в Магаданском театре служил Георгий Жженов, который, как и Демичи, попал на сцену прямиком из исправительно-трудового лагеря.
В 1957 году, отбыв срок, Демичи наконец-то стали свободными людьми. К тому времени их сыну Юрию уже было 9 лет. Александра Ивановича, как довольно известного артиста, приглашали в Москву. Но он не решился ехать в столицу и осел в Куйбышеве (теперь город Самара), где поступил в труппу Куйбышевского областного театра имени М. Горького.
«Считаю, что Юрий Демич — лучший Гамлет из всех»
Практически все детство Юрия Демича прошло за кулисами. Неудивительно, что когда перед ним встал вопрос, кем быть, то он без раздумий решил пойти по стопам родителей.
Сразу после школы Юрий поступил в студию при театре имени М. Горького и одновременно начал играть на сцене. Позже Демич решил продолжить образование и подал документы на заочное отделение ГИТИСа, которое закончил в 1971 году.
Начав с ролей категории «кушать подано», Юрий очень быстро проявил себя, как одаренный и необыкновенно талантливый артист. За семь лет, которые Демич прослужил в Куйбышевском театре, он сыграл сорок ролей, среди которых царь Федор Иоаннович в одноименном спектакле, Глумов в постановке «На всякого мудреца довольно простоты», Жадов в «Доходном месте» и другие.
Но самое значительной ролью Юрия Демича стал Гамлет в постановке пьесы Шекспира, о которой самарские театралы до сих пор вспоминают с восторгом.
Артист Алексей Шейнин, ставший впоследствии другом Юрия, однажды на гастролях в Куйбышеве попал на спектакль с участием Демича.
«Сказать, что постановка меня потрясла, значит ничего не сказать. До сих пор считаю, что Юрий Демич — лучший Гамлет из всех, что я видел в кино и на сцене. Молодой актер ничего не играл — перед зрителями был пацан, который любил, страдал и умирал по-настоящему», — вспоминал Шейнин.
С первых дней Демич был введен в два культовых спектакля
Талантливая игра молодого куйбышевского артиста не осталась незамеченной. После того, как «Гамлет» с успехом был показан в Москве и Ленинграде, на Демича посыпались приглашения от столичных режиссеров.
Самым заманчивым оказалось предложение от художественного руководителя БДТ Георгия Товстоногова, пообещавшего Юрию сразу несколько главных ролей. И в 1973 году Демич перебрался в Ленинград.
Товстоногов не обманул: Демич действительно с первых же дней был введен в два самых культовых на тот момент спектакля: в «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе А. Вампилова он сыграл Пашку, а в «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Тендрякова — Женьку Тулупова.
Среди других известных театральных работ Демича — Сэм Уэллер в «Пиквикском клубе», Леня Шиндин в «Мы, нижеподписавшиеся», Миша в «Жестоких играх», Васька Пепел в «На дне», Моцарт в «Амадеусе», Мишка Кошевой в «Тихом Доне».
Причем за последнюю роль Юрию Демичу в 1978 году была присвоена Государственная премия СССР.
Демич запросто входил в кабинет к мэтру
Через несколько лет после прихода в БДТ Юрий Демич стал ведущим молодым актером этого театра. Все остальные «звезды» — Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик, Олег Басилашвили, Ефим Копелян, были намного старше и не могли составить ему конкуренцию.
К сожалению, осознание того, что он «единственный и неповторимый» не лучшим образом отразилось на поведении Юрия. С юности обладавший сложным и неуживчивым характером, артист вообразил, что отныне ему все дозволено.
В то время, когда большинство артистов БДТ (в особенности молодых) боялись даже взгляда Георгия Товстоногова, Демич не только запросто входил в кабинет к мэтру, но и требовал от него новых ролей, званий и особого к себе отношения.
И Товстоногов, который действительно очень ценил талантливого молодого артиста, долгое время потакал ему во всем. Так, при его содействии, помимо Государственной премии, Юрий был награжден Премией Ленинского комсомола, а в 34 года ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
И хотя далеко не всем артистам нравилось, что Демич стал любимчиком Товстоногова, до поры до времени все молчали. А негодовать и раздражаться начали, когда Юрий по-настоящему перешел границы дозволенного.
Уходя в запой, Демич срывал репетиции и спектакли
Дело в том, что у твердого и жесткого по характеру Демича оказалась одна большая слабость — алкоголь. И если в первые годы артист старался держать себя в руках, то со временем перестал.
Юрий не только частенько позволял себе выйти на сцену «под градусом». Более того, уходя в очередной запой, он несколько дней, а то и недель мог не являться в театр, срывая репетиции и спектакли. Понятно, что коллег Демича это возмущало и они, то по одному, то все вместе жаловались Товстоногову.
Несмотря на то, что Товстоногов всегда был сторонником жесткой дисциплины, Демич довольно долго оставался безнаказанным. По-видимому, режиссер ждал, что артист сам наконец-то одумается и возьмется за ум. Но этого не произошло.
Товстогногов не поверил врачам
Терпение Товстоногова иссякло, когда Демич в нетрезвом виде явился на спектакль «Амадеус», а выйдя на сцену в роли Моцарта, не смог связно произнести даже двух слов. И Владиславу Стрельчику, игравшему Сальери, пришлось в спешном порядке потребовать дать занавес.
Самое интересное, что именно в тот вечер Демич был трезвым, что подтвердила вызванная артистами скорая. По словам врачей, у Юрия произошел спазм сосудов головного мозга и это привело к нарушению движений и речи.
Но Товстоногов не поверил врачам и, поначалу, на два месяца отстранил Демича от всех спектаклей. А когда обиженный артист ушел в очередной запой, уволил его из театра.
Правда, друзья помогли Демичу устроиться в Москве в театр М. Ермоловой, тот самый, который когда-то сыграл трагическую роль в судьбе его отца. Но за несколько лет работы в этом театре Юрию не досталось ни одной стоящей роли — сплошные эпизоды и массовка.
К слову, в 1989 году, после смерти Товстоногова, Демич сделал попытку вернуться в БДТ. Но Кирилл Лавров, ставший художественным руководителем театра, не принял его заявление.
От такой несправедливости Демич запил с утроенной силой и запросто мог бы опуститься на самое дно, если бы не работа в кино.
За недолгую жизнь Демич снялся в 40 картинах
Дебют Юрия в кино состоялся в 1970 году на киностудии имени А. Довженко. Украинский режиссер Тимофей Левчук пригласил молодого артиста на главную роль в автобиографическую картину «Семья Коцюбинских». За эту работу Демич был награжден Государственной премией УССР.
Через три года Демич снова получил приглашение от Левчука. На этот раз ему предстояло сниматься в военной кинотрилогии «Дума о Ковпаке», рассказывающей о партизанском движении во время Великой Отечественной войны. В этой картине Юрий сыграл Севу Мошкина, одного из партизан.
Еще одной большой работой Демича стала роль Кирила Извекова в многосерийном фильме «Первые радости», экранизации одноименного романа К. Федина.
Всего же за свою недолгую жизнь Юрий снялся в 40 картинах и десятке телевизионных спектаклей. Далеко не во всех ему приходилось играть главных героев. Но благодаря несомненному таланту, яркой внешности и особой мужской харизме, ни одна, даже самая небольшая роль Демича, не осталась незамеченной зрителями.
Достаточно вспомнить поручика Мехоношина в исторической ленте «Россия молодая», председателя колхоза Николая Куркова в социальной драме «Надежда и опора», молодого ученого-физика Игоря Крымова в детективе «Смерть на взлете», Лядова в мелодраматической комедии «Выйти замуж за капитана» и других персонажей, чтобы понять насколько многогранным был талант Юрия.
Последний фильм с участием Юрия Демича — «Человек из черной «Волги» вышел в 1990 году за несколько дней до его смерти.
«Нельку накрыло с головой»
Личная жизнь Юрия Демича была тоже довольно бурной. Первый раз он женился еще в самом конце 60-х на актрисе Ирине Дмитриевой. В мае 1970 года у них родился сын, которого Юрий назвал в честь своего отца Александром.
Но прожили супруги всего несколько лет. Причиной столь недолго брака стало не только пристрастие Юрия к спиртному, но и его постоянные походы «налево». О любвеобильности Демича в то время в актерской среде ходили легенды.
При этом артист не стеснялся отбивать возлюбленных и жен даже у своих лучших друзей. Так, к примеру, случилось с актрисой Нелли Пшенной, супругой Алексея Шейнина.
Нелли и Юрий познакомились на съемках картины «Смерть на взлете». Изображая на экране влюбленную пару, они перенесли чувства своих героев в реальную жизнь.
«Не знаю, насколько сильным было чувство со стороны Демича, но Нельку накрыло с головой. Я понимал, что это любовь, и потому не имел права судить: такое может случиться с каждым… Только мое понимание ничуть не уменьшало боль — скорее наоборот», — вспоминал Шейнин.
По словам Алексея, он дал жене три дня на размышления — с кем она хочет быть: с ним или с Юрием. Но Пшенная выбрала Демича, не раздумывая ни минуты.
Демич в домашней одежде и тапках явился к Татьяне
Однако страстный роман оказался очень коротким. Демич вскоре окунулся в водоворот новой любви, а Нелли так и не смогла вернуться к мужу.
В 1982 году во время работы над фильмом «Магистраль» Демич в поезде познакомился с симпатичной женщиной. Оказалось, что Татьяна Люкшинова тоже актриса, правда, почти неизвестная.
При первой встрече Юрий и Татьяна только обменялись адресами. Однако прошло некоторое время, и Демич внезапно вспомнил про свою новую знакомую.
В тот день, по обыкновению, он крепко выпил и на этой почве в очередной раз поругался с матерью. После этого взбешенный артист, как был, в домашней одежде и тапках, заявился к Татьяне домой.
Через несколько месяцев они сыграли свадьбу. Для Татьяны это тоже был второй брак: она сама воспитывала дочь Елену, впоследствии ставшую актрисой.
Мечтам Юрия не суждено было сбыться
Татьяна Люкшинова приняла Демича со всеми его недостатками и была ему настоящей поддержкой и опорой вплоть до конца жизни артиста.
Именно с помощью Татьяны Юрий сумел справиться с пагубным пристрастием к алкоголю и наконец-то привел себя в порядок. Он мечтал, что начнет жизнь с чистого листа, вернется в театр и будет много сниматься в кино. Но, к сожалению, его мечтам не суждено было сбыться.
19 декабря 1990 года у Юрия внезапно пошла изо рта кровь. Татьяна тут же вызвала скорую. Но машина по неизвестной причине ехала целых 40 минут. За это время артист потерял много крови и впал в коматозное состояние.
В больнице, несмотря на все усилия врачей, вывести Юрия из комы не удалось. И 24 декабря 1990 года он, так и не придя в сознание, скончался.
Вскрытие показало, что причиной кровотечения стал разрыв сосудов пищевода. Юрию Демичу было всего 42 года.