В 70-80-х годах Геннадий Корольков считался одним из самых знаменитых советских актеров. Недаром в киношной среде ему дали прозвище «наш Бельмондо». Причем не только за внешнее сходство со знаменитым французом (а ведь и правда похож!), но и за умение артиста с чисто французской легкостью крутить романы с партнершами по съемочным площадкам. Почему в девяностые актера перестали снимать в кино и ему даже пришлось устроиться работать гардеробщиком в ресторан?
Гена стал партизанским «сыном полка»
Геннадий Корольков родился 3 июля 1941 года, спустя всего две недели после начала Великой отечественной войны. Отца мальчика сразу же демобилизовали в армию. А еще через месяц в город Рославлев Смоленской области, где жила семья Корольковых, вошли немецкие оккупанты.
Мама Геннадия в то время была секретарем комсомольской организации. Чтобы не попасть в плен к фашистам, женщина вместе с новорожденным сыном ушла в партизанский отряд. Однажды она с группой партизан ушла на боевое задание и не вернулась. А маленький Гена до освобождения Смоленщины от немцев стал партизанским «сыном полка».
К счастью, отец Геннадия остался жив. Вернувшись с фронта, мужчина отыскал сына и вместе с ним уехал на Украину во Львов.
Играть нужно было на украинском языке
Еще в школьные годы Корольков стал активным участником художественной самодеятельности. А в третьем классе он впервые вышел на сцену — в одном из спектаклей сыграл… негритенка.
Геннадий мечтал получить актерское образование. Но отец был против: он видел своего сына рабочим. Поэтому после школы Геннадий сразу же поступил на завод помощником слесаря.
Но мысли о театре не покидали парня и однажды, тайком от отца, он отнес документы в Школу-студию при Львовском театре имени М. Заньковецкой. И уже после первого тура был зачислен.
Школу-студию Корольков закончил, хотя и с большим трудом. Главная проблема была в том, что обучение велось на украинском языке, которым Геннадий не владел в совершенстве. Поэтому получив диплом, молодой артист оказался перед выбором — поступить в труппу того же театра, где играть тоже предстояло на украинском или продолжить образование в русскоязычном институте. В конце концов, Корольков выбрал второй вариант.
Корольков играл безымянных ежиков,зайчиков и собачек
В 1960 году Геннадий переехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ, правда, только с третьей попытки. А закончив обучение, был принят в труппу Центрального детского театра.
Придя в театр, Корольков надеялся если не на главные, то хотя бы на роли второго плана. И никак не рассчитывал, что ему предложат играть каких-то безымянных зайчиков, ежиков и собачек. Но деваться молодому артисту было некуда — нужно было содержать семью.
Еще во время учебы в Школе-студии МХАТ Корольков женился на Фатиме Кладо, дочери известного советского кинокритика, драматурга, сценариста и театрального педагога. Закончив учебу почти одновременно с Корольковым, Фатима стала работать в Синтетическом театре «Жаворонок». Синтетическим его называли потому, что на сцене выступали как живые артисты, так и куклы. В 1967 году у Геннадия и Фатимы родился сын Антон.
«Со своей женой на кухне так разговаривай, а с моей — не смей!»
Промучившись несколько лет, Геннадий перешел в Театр имени Маяковского. А еще через четыре года перебрался в Театр Ленинского комсомола к Марку Захарову и привел с собой жену.
По воспоминаниям Королькова, в Ленкоме ему было неплохо. Коллектив принял нового артиста очень тепло, а Захаров сразу же доверил ему несколько больших ролей. Кроме того, Корольков подружился со своими соседями по гримерке — Александром Збруевым, Олегом Янковским, а в особенности — с Николаем Караченцовым.
А вот Фатима, в отличие от мужа, пришлась в театре «не ко двору». Захаров практически не давал ей ролей, а однажды при всем коллективе назвал бездарью и предложил уйти по собственному желанию. После этого Корольков ворвался в кабинет к режиссеру и бросил ему на стол два заявления об увольнении — жены и свое.
По словам актера, он был настолько взбешен, что даже не заметил, как впервые назвал Захарова на «ты»:
«Послушай, Марк! Ты так со своей женой на кухне разговаривай, а с моей — не смей!», — кричал артист.
Уволившись из Ленкома, Корольков в 1976 году перешел в Театр киноактера, в котором прослужил более 20 лет.
Что касается Фатимы, то неудачный опыт отбил у нее охоту выходить на сцену. По совету мужа она закончила аспирантуру и стала преподавателем во ВГИКе.
Герой Королькова — обычный советский парень
Уходя со скандалом из прославленного театра, Корольков не боялся остаться без заработка. К тому моменту он уже был довольно известным киноартистом.
Дебют Геннадия в кино состоялся еще во время учебы. В фильме «Человек, который сомневается» ему досталась небольшая роль спортсмена. Несмотря на то, что фамилии актера даже не было в титрах, его заметили. И совсем скоро он снова оказался на съемочной площадке картины Татьяны Лиозновой «Рано утром».
Но настоящее признание к Королькову пришло спустя три года, когда в прокате появилась социальная драма режиссера Марка Осепьяна «Три дня Виктора Чернышева». В этой картине 26-летний Геннадий Корольков впервые сыграл главную роль.
Его герой — обычный советский парень, который, окончив школу, решил не утруждать себя высшим образованием и стал работать на заводе токарем. Жизнь Виктора однообразна: днем он работает на производстве, нехотя отсиживает комсомольские собрания. А по вечерам, скучая, подпирает стену дома на углу, травит байки с друзьями-приятелями, да иногда устраивает сомнительные развлечения. При этом Чернышев ни о чем не мечтает, ему ничего не нужно: он просто хочет быть как все.
Корольков играл комсомольских или партийных вожаков и военных
Тогда, в конце 60-х, картина «Три дня Виктора Чернышева» стала настоящим прорывом. Уже за первый год ее посмотрели более 11 миллионов зрителей. А Геннадий Корольков, воплотивший образ Виктора Чернышова, стал знаменитым.
Поклонники и поклонницы ходили за артистом по пятам, а режиссеры наперебой присылали ему сценарии. В начале 70-х Геннадий сыграл еще одну знаковую роль — старшего лейтенанта Бориса Вараксина в детективе «Человек в проходном дворе».
А когда в 1973 году по телевизору был показан 7-серийный фильм «Тени исчезают полдень», в котором Королькову досталась роль Федора Морозова, популярность артиста взлетела просто «до небес».
После этого предложения от режиссеров посыпались, как из рога изобилия. За 20 последующих лет Корольков снялся более чем в 50 фильмах. Причем, что интересно: в большинстве из них ему доставались исключительно положительные роли — комсомольских или партийных вожаков, милиционеров, военных.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить самые известные работы Королькова — «Илга-Иволга» (солдат Федор Полигин), «Юркины рассветы» (первый секретарь райкома комсомола Куренной), «Потому что люблю» (летчик-испытатель Николай Муравьев), «Трактир на Пятницкой» (начальник милиции Климов), «Голубка» (комсорг Чуркин), «Кольцо из Амстердама» (майор КГБ), «Государственная граница» (подполковник Свиридов) и многие-многие другие.
Можно с уверенностью сказать, что в 70-х-80-х Геннадий Корольков был самой настоящей звездой советского экрана.
«Отец крутил романы со многими артистками»
В киношной среде за Корольковым закрепилось прозвище «наш Бельмондо». И не только за внешнее сходство со знаменитым французом, но и за чисто французскую легкость в отношениях с женщинами.
Практически на съемках каждого фильма Корольков заводил роман с партнершами по съемочной площадке
«В свое время отец крутил романы и с Теличкиной, и с Мордюковой, и со многими другими артистками. Но сам был страшно ревнив. Когда кто-то ухаживал за мамой, папа выходил из себя», — вспоминал сын артиста, Антон Корольков.
Но, несмотря на многочисленные походы налево, бросать семью Корольков не собирался. Возвращаясь из киноэкспедиций, в том числе зарубежных, он всегда привозил жене подарки и с удовольствием подолгу возился с сыном. Жена, зная о похождениях мужа, предпочитала закрывать на них глаза.
«Дают чаевые, а я не беру»
В лучах звездной славы Корольков купался вплоть до начала 90-х. А потом в советском кинематографе разразился кризис и многие знаменитые артисты в одночасье оказались не у дел.
Правда, Корольков не сразу пошел ко дну, а года четыре еще барахтался, пытаясь любыми средствами обеспечить семью. В 1991-92 годах Геннадий даже снялся в трех фильмах. Но после этого в его кинокарьере окончательно наступило затишье.
В это же самое время Театр киноактера закрылся на реконструкцию и Корольков лишился последнего заработка.
Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Геннадий был вынужден устроиться гардеробщиком в ресторан при Театре киноактера.
«Ресторан дорогой, приходили новые русские с дамами, дают чаевые, а я не беру. Так меня чуть не уволили: нельзя обижать господ, надо брать!», —рассказывал Геннадий.
Но самым страшным для артиста было, когда новоявленные миллионеры узнавали его и пытались сфотографировать или фамильярно похлопывали по плечу. Чтобы хоть как-то заглушить в себе обиду и горечь унижения, Корольков начал пить и не заметил, как втянулся всерьез.
Первое время Фатима, понимая состояние мужа, терпела его пьянство. Но когда Корольков превратился в запойного алкоголика, не выдержала и подала на развод.
Картина о гардеробщике всколыхнула киношную среду
Скорее всего, через пару-тройку лет Корольков окончательно бы спился и упал на самое дно. Но, к счастью, на его пути оказалась режиссер-кинодокументалист Галина Долматовская. В 1994 году она сняла короткометражный фильм о гардеробщике Театра киноактера, который по сюжету должен напомнить зрителям кого-то до боли знакомого. А в финале на экране внезапно проносятся кадры из популярных фильмов и зрители понимают: гардеробщик — это знаменитый артист Корольков.
Картина Долматовской всколыхнула киношную среду. Практически сразу же стали создаваться общественные и благотворительные фонды в помощь нуждающимся актерам, появились телепередачи и журнальные публикации, посвященные забытым кинозвездам прошлых лет.
«Ничего серьезного, сплошные сказки и детские пьески»
В 1998 году вспомнили и про главного героя нашумевшей ленты — Геннадия Королькова. Первым стал актер и режиссер Игорь Шавлак, пригласивший его на небольшую роль в свой боевик «Отражение».
После этого Геннадий снялся еще в нескольких картинах —«Юкка», «Президент и его внучка», «Наследник», «Ночь на кордоне», «Сыщик с плохим характером». Правда, роли ему теперь доставались уже не такие героические, как в былые времена — лесник, бомж, алкаш.
Вернулся Корольков и в театр, но тоже уже на другой репертуар.
«Занимаюсь тем же, чем занимался сразу по окончании студии. С той только разницей, что не играю кошек и собак. А так – ничего серьезного, сплошные сказки и детские пьески», — с горечью говорил актер.
В 2006 году у Королькова обнаружили онкологическое заболевание. Но, несмотря на плохое самочувствие, он продолжал сниматься. Последней работой артиста стал сериал «Диверсант. Конец войны». Но премьеры его Корольков уже не застал.
23 февраля 2007 года Геннадий Корольков скончался в одном из московских хосписов на 66 году жизни.
Сын и внучка пошли по стопам Королькова
Антон, единственный сын Королькова, пошел по стопам знаменитого отца и закончил Школу-студию МХАТ. А киноартистом он стал еще с малых лет — в 1972 году вместе с отцом снялся в фильме «Тени исчезают в полдень», сыграл Федора Морозова в детстве.
А спустя два года мальчик снова попал на съемочную площадку фильма «Потому что люблю», на этот раз в качестве сына героя Геннадия Королькова.
Сегодня Антон продолжает понемногу сниматься в фильмах и сериалах. Самые известные его работы — «Бригада», «Возвращение Мухтара», «Трое против всех», «Место под солнцем», «Голова классика».
Антон женат, у него двое детей — сын Степан и дочь Анастасия. О том, кем стал Степан сведений нет, а Анастасия решила продолжить семейную династию. Девушка закончила Театральное училище имени Щепкина и работает в Театре имени Вахтангова.
Кроме того у Анастасии более 30 работ в кино — «Екатерина», «Прощай, любимая», «Верность», «Родные люди», «Ищейка-2» и другие.
«Папа смотрит на нас и плачет…»
В 2005 году киношный бомонд облетела новость, что у Геннадия Королькова в Праге нашлась внебрачная дочь. Как оказалось, еще в 1975 году на съемках советско-чешского фильма «Маленький сержант» Корольков закрутил роман с актрисой Зденкой Бурдовой, в результате которого на свет появилась девочка Ленка. Она выросла и стала известной тележурналисткой.
За два года до смерти Королькова Ленка прилетела в Москву и познакомилась с отцом и братом.
«Я был приятно удивлен, что у меня такая симпатичная сестренка. Однажды, гуляя по Старому Арбату, мы так увлеклись, что обогнали отца. Когда я обернулся, то увидел, что папа стоит, сгорбившись, смотрит на нас и плачет…», — рассказывал Антон Корольков.
По словам Антона, он понял, что в тот момент перед глазами отца промелькнула вся его бурная молодость.