Елена Андрейчикова: «Пока женщина сама не решит, что хватит стоять над гладильной доской по ночам, ничего не изменится»

Виктория,
редакция Femmie

Страх — это педаль. Всего одна. Она же тормоз, она же газ

Автор книги «Остаться дома в понедельник» о том, как работать, любить и жить легко.

Есть такое определение — женщина-праздник. Это о писательнице Елене Андрейчиковой. Ее героини, как и она сама, работают, любят, живут легко. Это не значит, что им в жизни легко, но они научились сбрасывать с плеч лишнее и расставлять приоритеты. Короткие ироничные рассказы Елены вышли в книге «Остаться дома в понедельник». А мы решили пообщаться с автором, обсудив волнующие многих женщин вопросы. Начнем однако с подарка — неизданной миниатюры, в которой многие узнают себя.

Страх перемен

Страх — это педаль. Всего одна.
Она же тормоз, она же газ.

В любом транспортном средстве, назовем его условно человеческим организмом. Любого пола, возраста, размера кузова, объема двигателя, веса, даты и места сборки, гарантийного и послегарантийного срока обслуживания.

И неважно, где и как права получали. Сами сдавали или прилепили к потной ладони болтливого усатого инструктора пару зеленых купюр. Вызубрили правила дорожного движения или ткнули кнопки наугад в экзаменационной комнате. Выдали нам видавшую разные дороги копейку или мы обменяли на совесть краснощекий болид.
Теряться первое время — это обычное дело. Путаться в действиях, особенно в горку, особенно в пробке, особенно по бездорожью, когда все объезжают аккуратно вырезанные квадраты, ожидающие своей латки. Неопытный водитель трепещет перед грозными трамваями и угрюмыми троллейбусами, пытаясь их обогнать, давит на тормоз, а не на газ, там, где надо было бы притопить.

Наличие всего одной педали с двумя функциями одновременно заставляет суетиться. Зазывать в машину кого попало, или наоборот, выгонять бесстрашных попутчиков, которые всегда лучше тебя знают, куда давить, с какой силой и когда.

Иногда даже хочется самому вылезти из автомобиля и громко хлопнуть дверью. Или сидеть часами, днями, неделями, держать ногу на педали, а лучше и вовсе заглушить двигатель, есть гамбургеры и слушать музыку. Тепло. Уютно. Печечка греет. А если еще и подогрев сидений есть. Чего еще человеку надо?

Нет же. Манит дорожка. Тянет заглянуть за поворот. Страшно. До галлюцинаций в галогенках и колик в выхлопной трубе. Но страшно хочется.

Если все же плавно нажать на эту проклятущую педаль. У кого как получится. Медленно давить на нее или разогнаться за три секунды. Вперед. Вперед, вперед, вперед. Держать ногу на педали, выбирая собственную скорость. Не мешать другим, не подрезать, не развозить на капоте хамство. Держаться своей полосы. И просто помнить, что не ты под педалью, а она под тобой. Педаль, которая страх. Всего лишь под твоей уверенной ногой.

Лена, писательство — это ваша основная работа?

Да, не так давно оно стало для меня основной деятельностью. После выхода книг поступили предложения о нескольких проектах — литературные концерты, сценарии, пьеса. Основную работу, переводческий бизнес, я доверила помощницам, теперь только направляю и проверяю. А до недавнего времени творчество было уделом часа перед сном.

Многие творческие люди сталкиваются с тем, что партнеры по браку очень несерьезно относятся к их творчеству, нередко от этого страдают отношения. Как этому противостоять?

Я выходила замуж, уже будучи предпринимателем. Думаю, тем будущему мужу и понравилась, хотя он что-то говорит такое приятное о внешности. Если бы мой муж мне сказал: «Чего сидишь, борщ где?» — я не поленилась бы, сварила и, конечно, на голову вылила. Он никогда так не говорит. Но даже самый умный мужчина считает себя самым важным и самым требующим ухода в семье. На самом деле, проскальзывало вначале такое: «На работу же больше не ходишь, сделай за меня там что-то». «А писать?» — Я ему. «Ах, да, писательница ты моя»… Но я уверена, что когда сама веришь в то, что делаешь важное дело, постепенно окружающие тоже начинают верить! Вот теперь и я верю, что он в меня верит. Сила действия равна силе противодействия — я всегда себе это повторяю, когда становится тяжело ощущать на себе всеобщее осуждение: непутевая мать, мужа бросает, в командировки уезжает (сейчас я езжу с презентациями книги «Остаться дома в понедельник»).

Что делать, если работающую мать заел быт?

Вспомнить, что ей самой приносит удовольствие. Без привязки к мужу и детям. Хотя бы десять минут в день. Всего. Но только своих. Хотя я вам честно скажу, советы тут не помогают. Пока женщина сама не решит, что хватит стоять над гладильной доской по ночам, ничего не изменится. При этом, работающая она мать или не работающая — не так важно. Ведь если она работает, то, конечно же, только на любимой работе, чтобы глаза горели, тогда этот бешеный ритм «дом-работа-семья-дела» не пугает. Я сама в таком ритме прожила 14 лет. А если на работе глаза не горят, то, конечно, кухня и вот эта вся рутина ужасно угнетают. Но я за приготовлением еды, например, как раз расслабляюсь. И успокаиваю себя, когда сумки с базара несу: красивее буду, как в фитнес-клуб сходила. В общем, все зависит от того, как вы к этому относитесь.

Многие одинокие мамы так заняты работой и детьми, что напрочь забывают о личной жизни, что бы вы им посоветовали?

Тут есть очень действенный метод, я его советую всем своим подругам. Ходите на свидание раз в неделю. Просто ходите на свидание: серьезно настроен мужчина или несерьезно, нравятся ли вам его уши/глаза/ноги или нет. Помните: вы идете на свидание не с мужчиной, а с собой — легкой, ироничной, накрашенной, причесанной. И многое в вашем ощущении этой встречи изменится. А если у вас был до этого ужасный брак и вам трудно довериться, то, знаете, совсем не обязательно доверяться: чай, кофе, максимум бокал вина. Наслаждайтесь собой, смейтесь, чувствуйте себя женщиной, а не только матерью и ценным работником.

Беседовала: Татьяна Гордиенко

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook