Борис Балакин снялся в пяти картинах. Но большинству зрителей он запомнился по роли шофера Кондрата Степановича в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень».
К сожалению, эта роль стала последней в жизни 50-летнего артиста — он скончался прямо во время съемок. Рассказываем, что произошло с талантливым актером.
Знакомые прозвали мальчика Борька-артист
Борис Иванович Балакин родился 16 июля 1913 года в Москве. Еще с детства у него обнаружились не только актерские задатки, но и довольно сильный голос. В школьные годы Борис часто устраивал для родителей и соседей по дому импровизированные концерты — пел русские народные песни, читал стихи, разыгрывал смешные сценки.
За это друзья и знакомые Балакиных называли мальчика не иначе как Борька-артист. Но Борис не обижался: ведь он и в самом деле очень хотел стать артистом.
Однако родители Бориса, хотя и гордились творческими способностями сына, но даже мысли не допускали, что он нарушит семейную династию. И когда парень закончил 7 классов, его отправили в ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества) при заводе Серп и Молот, на котором трудились мать и отец.
Выступления Балакина пользовались успехом
Закончив учебу, Борис тоже встал к станку. Но тяга к творчеству все же продолжала жить в его душе. Поэтому парень записался в заводскую самодеятельность и с огромным удовольствием принимал участие во всех праздничных концертах.
Выступления Балакина неизменно пользовались успехом и ему не раз советовали «не зарывать талант в землю», а поступать в какой-нибудь театральный вуз.
Но Борис все никак не мог решиться. И только в 1939 году, отработав на заводе почти 10 лет, он наконец-то набрался смелости, отнес документы в Оперно-драматическую студию имени К. Станиславского и, к своему удивлению, был зачислен.
В годы Великой Отечественной войны Балакин и его однокурсники организовали концертную бригаду, с которой часто выезжали на фронт, поднимая боевой дух солдат. Из-за этих «прогулов» учеба немного затянулась — студию Балакин закончил только в 1945 году.
Фамилии Балакина не было в титрах
С 1945 по 1949 год Борис Балакин был актером Московского театра имени К. Станиславского, после чего перешел во МХАТ.
К сожалению, за 15 лет, которые Балакин прослужил во МХАТе, ему так и не довелось сыграть ни одной главной роли. Зато второстепенных и эпизодических было много — артист был задействован практически во всех спектаклях.
В 1955 году состоялся двойной дебют Балакина в кино — в фильме режиссера Марка Донского «Мать» он сыграл одного из фабричных рабочих, а в экранизации рассказа А. Чехова «Попрыгунья» — крестьянина. Обе роли были совсем небольшие и фамилия артиста даже не вошла в титры.
И только спустя пять лет Балакина пригласили уже на полноценный эпизод — в мелодраме «Алешкина любовь» ему досталась роль Ильи.
Следующей киноработой Бориса стал веселый таксист в культовом фильме Г. Данелии «Я шагаю по Москве». На экране он появлялся всего на несколько минут. Но Балакин даже за это короткое время сумел раскрыть характер своего персонажа и сделал его более значительным и запоминающимся. И этим привлек к себе внимание не только зрителей, но и режиссеров, причем сразу двух.
Балакин как нельзя лучше подошел на роль
Первым режиссером был Василий Шукшин, который как раз приступал к съемкам своей первой полнометражной картины под названием «Живет такой парень». Как позже говорил Шукшин, этот фильм должен был рассказывать «о жизни самых обыкновенных людей, которые живут самой обыкновенной жизнью».
Главного героя — шофера Пашку Колокольникова, сыграл начинающий артист Леонид Куравлев. А Борис Балакин как нельзя лучше подошел на роль его напарника — пожилого водителя Кондрата Степановича.
Второй картиной, куда получил приглашение Балакин, стала лента «Ко мне, Мухтар». После проб режиссер Семен Туманов утвердил Бориса на роль милиционера Семена Дуговца, коллеги главного героя.
Но съемки «Мухтара» были только впереди, а пока Балакин выехал в Алтайский край, где Шукшин уже начал снимать свою картину.
Кондрат не может вымолвить ни слова
В фильме «Живет такой парень» герой Балакина появляется в нескольких сценах. Но всем, кто хоть раз видел эту картину, больше всего запомнился эпизод сватовства. И во многом именно благодаря таланту Балакина.
По сюжету, во время очередного рейса Пашка предлагает Кондрату Степановичу познакомить его с теткой Анисьей, вдовой, которая якобы давно просила подыскать ей пожилого жениха. А Кондрат, которому надоело жить бобылем, соглашается.
После этого напарники приезжают к Анисье, которая накрывает для гостей стол и пытается завести с потенциальным женихом разговор. А Кондрат настолько смущен, что только пучит глаза и не может выдавить из себя ни слова.
В конце концов, Пашка решает оставить Кондрата и Анисью наедине, чтобы «молодые» сами обо всем договорились.
Артист еще в образе, пусть посидит
Благодаря мастерству Бориса Балакина, эпизод сватовства стал одним из самых ярких и запоминающихся в картине. Балакин настолько вжился в образ, что многие зрители даже думали, что Кондрата играл не профессиональный артист, а обычный мужик.
Растерянность и замешательство Кондрата-Балакина были такими естественными, что от напряжения у него на лице даже выступили капельки пота. Правда, потом выяснилось, что потел артист не от смущения, а по другой причине.
После трех дублей Шукшин объявил перерыв. Все артисты и работники киногруппы отправились перекусить, и только Балакин продолжал сидеть за столом.
Кто-то из ассистентов попытался окликнуть актера, но Шукшин его одернул — не трогай, мол, видишь, артист еще в образе, пусть посидит.
Но когда спустя полчаса все вернулись в декорацию, Балакин уже не сидел, а лежал возле стола. Обеспокоенные коллеги бросились к нему, но было уже поздно. Приехавшая скорая констатировала смерть от сердечного приступа.
Шукшин решил не переснимать роль Кондрата
Тогда-то и выяснилось, что Балакин уже несколько дней себя плохо чувствовал. Простуда, которую он подхватил во время натурных съемок, дала высокую температуру. Но Борис никому об этом не говорил — не хотел подводить коллег и срывать график съемок. Вот откуда на его лице были капельки пота.
Эпизод сватовства забрал последние силы артиста и сердце его не выдержало. А ведь Борису Балакину было всего 50 лет.
Василий Шукшин еще долго винил себя в том, что не заметил болезни артиста и в том, что не разрешил помощникам увести его из декораций.
В память о Балакине Шукшин решил не переснимать его роль, тем более что неснятым остался всего один эпизод. В самом конце картины Кондрат должен навестить Пашку в больнице и рассказать, чем закончилось сватовство. Эту сцену Шукшин просто убрал из сценария.
Кстати, роль Кондрата озвучена самим Балакиным — Шукшин имел привычку записывать голоса прямо на съемках.
А вот сняться в фильме «Ко мне, Мухтар!», Борису Балакину было уже не суждено — роль Степана Дуговца вместо него сыграл артист Леонид Кмит.