По обычаям народа масаи дочери в семье считаются собственностью отца. От его желания зависит, выйдет ли она замуж или останется жить в его доме до конца дней. Если же ей разрешено создать свою семью, то после свадьбы она станет собственностью мужа. Всю жизнь женщины-масаи не принадлежат себе ни дня. Расскажем, как происходит выбор невесты и брачный обряд в этом африканском племени.
Девушки без инициации никому не нужны
В общине масаи брак имеет крайне важное значение. И хотя в отношении женщин есть несколько исключений, из-за которых они могут остаться незамужними на всю жизнь, для мужчины считается большим несчастьем и проклятием жить холостяком.
У этого народ брак не является делом одного человека. Создание новой семьи требует согласия и благословения всех — от родителей до членов клана, а иногда и членов целой группы.
У масаи есть незыблемое правило: замуж можно выдавать только ту девушку, которая прошла инициацию. Под ней чаще всего подразумевается обрезание. И хотя в Кении власти пытаются искоренить этот пережиток прошлого, во многих группах обрезание все еще практикуется.
Не для всех девочек процедура проходит без последствий. Кто-то погибает из-за кровотечения или осложнений, другие же всю жизнь вынуждены терпеть очень сильную боль.
В более прогрессивных деревнях масаи обрезание заменили другим способом инициации — ритуальными танцами у костра. Но и в том, и в другом случае девочкам, как правило, от 11 до 13 лет. Если она не обрезана, семья жениха вправе дать за нее гораздо меньший выкуп.
Если необрезанная девушка вдруг оказывается беременной, у нее мало шансов остаться живой. Некоторые родители и вовсе отрекаются от такой испорченной дочери, словно она изгой. В сумерках ее отвозят в кусты, привязывают к дереву и оставляют на съедение диким животным. Тот, кто захочет заявить права на девочку, может принять ее как усыновленного человека, но ей дадут совершенно новое имя. Прежняя семья не желает ассоциироваться с ней.
Если девушка откажется от замужества, то опозорит свою семью
Прежде чем юноша или мужчина подумает о вступлении в брак, его семья должна выяснить все детали предстоящего родства. Конечно, первым делом он обращает внимание на внешность будущей жены.
В культуре масаи лысые женщины с растянутыми мочками ушей считаются очень привлекательными. Они используют бивни слона, чтобы расширить мочки ушей и украсить их кольцами и бусами. А еще представительницы этого народа удаляют два передних зуба, пытаясь выглядеть более притягательно.
Приметив девушку, юноша сообщает об этом своим родителям. Его мама в сопровождении еще одной женщины отправляются к родителям девушки. Они берут с собой один из трех предметов: цепь, масло или коровий навоз. Подойдя к дому, женщины разыскивают потенциальную невестку и стараются незаметно для нее надеть цепь на шею или смазать живот коровьим навозом или жиром. Такая «метка» означает, что девушка уже «забронирована».
Вскоре после этого приезжают родители жениха, чтобы официально заявить о своем намерении. Предложение руки и сердца выносится на обсуждение, и мужчине (обычно его отцу и членам клана) сообщают, принято оно или нет. Здесь важно подчеркнуть, что саму девушку никто не спрашивает — хочет она замуж или нет. Главное, чтобы согласились ее родители.
Если девушка отказывается, это позор для ее отца. Вся община будет считать, что она не уважает своего родителя. Нередко таких «строптивых» дочерей бьют родные братья — после физических страданий она уже не противится замужеству.
Если же первая встреча родителей жениха и невесты завершается благоприятно, будущий муж преподносит табак для женщин, простыни для близких родственников невесты и одеяло для тестя. Затем назначается день, когда невеста должна выйти замуж.
Шафер несет невесту на руках, а незнакомцы ее дразнят
Свадьба масаи начинается с того, что жених приносит приданое, в которое входят три коровы (две телки и бык) — все одного цвета, а также две овцы — одна самка и один самец. Если семья жениха зажиточная, то в качестве выкупа могут принести и 10-14 коров, а также деньги. Барана забивают в день свадьбы и удаляют из него жир, который будет использован во время свадебного ритуала. Оставшееся масло кладут в емкость, которую невеста должна отнести в новый дом — сарай мужа.
За три дня до назначенного дня свадьбы приезжает жених с тремя другими людьми; девушка, маленькая девочка и его шафер. Он также приносит с собой тучных баранов и мед для варки пива, которое можно пить, пока идут последние обсуждения.
Вместе с женихом и невестой собираются все отцы девушки, в том числе члены рода, дяди и мужчины того же возраста, что и ее отец. Они предупреждают их о возможных наказаниях за плохое поведение и о необходимости соблюдать их брак. Все это происходит в момент распития свежесваренного пива. Затем все расходятся спать.
Рано утром в день свадьбы женщины наряжают невесту, а она готовится навсегда покинуть родной дом. Девушка горько плачет, чтобы показать, как ей тяжело расставаться с родственниками. Ее подводят к главным воротам дома для последнего благословения.
Затем невеста уходит в свой новую семью. Родственники не сопровождают ее, а мать даже не должна видеть, как она уходит. Отправившись в такое «свадебное путешествие», невеста не должна оглядываться назад. Обязанность шафера — «подметать дорогу» невесте, которая не должна перепрыгивать даже через самое низкое растение на тропинке. Шаферу положено перенести ее через реку или овраг и преодолеть любое большое препятствие на пути. Кстати, шафер и жених после свадьбы остаются хорошими друзьями на всю жизнь.
Если на пути к дому жениха встречаются незнакомцы, они обязательно дразнят невесту, иногда очень обидно. Ей говорят, что она самая некрасивая женщина на земле. Считается, что поддразнивание растормошит невесту и у нее появится решимость вынести все проблемы семейной жизни.
Жених два дня не может есть в присутствии невесты
По прибытии в новый дом ей дают холодное свежее молоко, а маленькая девочка садится к ней на колени. Невеста не выполняет никакие просьбы типа «заходи», «садись», пока не получит подарки от членов семьи. Все родственники мужа приходят, чтобы поприветствовать ее.
После прибытия невесты в дом жениха он не должен лежать рядом с ней и не есть никакой пищи — и так продолжается два дня. Лишь на третий день свекровь бреет голову невестки — молодожены могут начать полноценные отношения и считаются мужем и женой.
С этого дня единственной задачей женщины масаи будет служить семье мужа и рожать как можно больше детей. Она будет ежедневно пасти скот, таскать воду, выполнять множество бытовых дел.
Она будет вставать рано каждый день, чтобы доить коров, потом таскать воду в дом. Если ей повезет, у нее будет осел, который разделит ее тяжелую ношу. Она будет жить жизнью, лишенной физических удобств, зависящей от мужа и семьи, которую она не выбирала. Продолжительность ее жизни — в среднем 45 лет.
Разводы у масаи запрещены. Исключение составляют лишь крайние случаи физического насилия в семье.