Немецкий вестерн «Чингачгук — Большой Змей» вышел на экраны в июне 1967 года. За первые полгода его увидели более 50 млн зрителей в Восточной Германии. А через год кинокартина пришла в СССР, где ее тоже ждал грандиозный успех. Фильм до сих пор остается культовым для зрителей старшего поколения. Расскажем, как создавалась эта экранизация романа Фенимора Купера.
География съемок охватила три страны
Приключенческую киноленту снимали в трех странах — Чехии, Болгарии и Германии. В Чехии выбрали самые живописные места — река Дунаец в Пьенинском заповеднике, окрестности Высоких Татр. Для «Замка Водяной Крысы» идеально подошло озеро Штребске-Плесо. Именно в Чехии снимали все эпизоды с домом на воде, в котором жил «Плавучий Том» Хаттер.
Болгарию создатели фильма выбрали для съемок небольшого количества сцен. Эпизод с атакой гуронов на Чингачгука разворачивается на реке Камчия. А свой лагерь они разбили в живописном лесу неподалеку от городка Сырница.
Английский форт «построили» в Германии — на студии DEFA. Именно там сняли все эпизоды с крепостью, как сцену с поединком Чингачгука и Острия Стрелы. Для этого в павильоне «вырастили» экзотический лес. В нем же сняли эпизоды, когда английские войска напали на гуронов.
Гойко Митича подвело пластиковое каноэ
По сюжету герой Гойко Митича мастерски управляет каноэ, как и положено настоящему индейцу. В юности актер занимался греблей, поэтому не беспокоился о сценах, где придется сниматься в лодке. Ему надо было лишь пару дней потренироваться, чтобы восстановить навыки.
Специально для фильма построили разборное каноэ из весьма тонкого пластика. Митич несколько раз проверил его в действии на реке Сава и сказал, что может приступить к съемкам этих сцен.
Но эпизоды снимались в конце осени на чешской реке Дунаец, где совсем другое — бурное — течение. На воде пластиковое каноэ бросало из стороны в сторону. Чтобы облегчить Митичу управление, в лодку положили камень. Но и это не спасло: она переворачивалась вместе с актером. Гойко падал в ледяную воду, а потом долго согревался на суше, чтобы не заболеть. В итоге съемочная группа делала вынужденный перерыв в работе.
Ремер и Яблонский чуть не утонули
Одна из сцен на реке могла стать роковой для двух актеров — Рольфа Ремера и Милана Яблонского. Когда их герои — Зверобой и Проворный Лось — начали драться, то вдвоем ушли под воду и не всплывали. Митич почувствовал неладное и бросился в воду. Актер буквально спас своих коллег — Ремер чуть не захлебнулся на дне. А Яблонский в этот момент почему-то продолжал играть сцену. Гойко разнял их и вытащил из воды.
В Митича летели стрелы, а он спокойно на них смотрел
В Гойко Митича и его храброго героя женщины влюблялись сразу же. Поклонницы всем сердцем переживали, когда в Чингачгука летели стрелы — одна за одной. Но индеец сохранял ледяное спокойствие — на его лице не дрогнул ни один мускул.
Секрет невозмутимости крылся в одном трюке, придуманном съемочной группой. За спиной Чингачгука между стрелами и деревом протянули невидимые нити из проволоки. По ним выпущенные стрелы и двигались. Но одна из стрел «сбилась с пути», ее корпус попал Митичу прямо по носу.
Однако актер моментально собрался и запретил себе моргать, чтобы уклониться от следующей стрелы. Поэтому в кадре он впечатлил зрителей своим хладнокровием перед смертельной опасностью.