39 лет назад, в августе 1982 года, состоялась премьера новой картины Леонида Гайдая «Спортлото-82». Зрители, соскучившиеся по хорошей комедии, валом повалили в кинотеатры. Только за первый год ленту посмотрели более 55 миллионов человек.
Правда, многие выходили из зрительного зала разочарованными — фильм знаменитого мастера комедии оказался далеко не таким интересным и смешным, как его предыдущие работы. Да и критики встретили «Спортлото-82» весьма прохладно.
Фильмы Гайдая получили самую низкую категорию
С начала 60-х и до середины 70-х Леонид Гайдай находился в самом зените славы, а его комедии «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие большинство зрителей знали практически наизусть.
В 1975 году Гайдай снял очередной шедевр — фильм «Не может быть!» по мотивам рассказов Михаила Зощенко. А буквально через несколько месяцев после премьеры он умудрился поссориться с главным кинематографическим идеологом страны — председателем Госкино Филиппом Ермашом.
Причина конфликта так и осталась тайной, зато доподлинно известно, что с середины 70-х Гайдай оказался в опале. Правда, кино он все-таки снимал: в 1977 году увидела свет картина «Инкогнито из Петербурга» по гоголевскому «Ревизору», а в 1980 году — «За спичками», снятая по повести финского писателя Майю Лассила.
Однако обе картины по указанию Ермаша получили самую низкую прокатную категорию, поэтому так и не стали хитами. Это обстоятельство настолько выбило Гайдая из колеи, что он на некоторое время даже оставил режиссуру.
Гайдай оказался как нельзя кстати
Тем не менее Леонид Иович все эти годы мечтал триумфально вернуться в кино и подыскивал подходящий комедийный сценарий.
Как раз в это время в Госкино поступил заказ — снять фильм, популяризирующий гослотерею «Спортлото». Дело в том, что после Олимпиады-80 доходы от продажи лотерейных билетов резко пошли на убыль и государству нужно было срочно вернуть утерянные позиции.
Гайдай, находившийся в творческом поиске, оказался как нельзя кстати — ему и было поручено снять искрометную комедию на актуальную тему.
Сценарий фильма Гайдай написал сам в соавторстве с писателем Владленом Бахновым (это был их шестой совместный фильм). Правда, задумка «Спортлото-82» отличалась от других работ режиссера.
Раньше Гайдай снимал комедии эксцентрические, где обстоятельства явно были раздутыми, преувеличенными, а персонажи — гротескными, почти карикатурными. Здесь же герои и обстоятельства были узнаваемыми — в то время многие советские люди ездили на отдых «дикарями» и попадали в разные нелепые ситуации.
Фильм «вытянули» проверенные актеры
На главные роли режиссер пригласил молодых исполнителей, что тоже было для него нетипично. Костика сыграл Альгис Арлаускас, Таню — Светлана Аманова, а Павла — Денис Кмит.
Правда, в съемках принимали участие и проверенные «гайдаевские» артисты — Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов, Нина Гребешкова, Сергей Филиппов. Кстати, по мнению критиков, именно они (а вовсе не молодые дарования) «вытянули» на себе весь фильм.
По воспоминаниям участников съемок, Гайдай очень волновался, получится ли его возвращение в кино успешным. Поэтому к работе подходил ответственно, не делая поблажек ни себе, ни актерам. Но достичь собственного уровня ему все-таки не удалось.
«В народ» ушла только одна фраза
Премьера картины, состоявшаяся в августе 1982 года, была заранее широко разрекламирована в печати (лотерейные боссы постарались). Поэтому зрители валом повалили в кинотеатры, чтобы увидеть новую комедию любимого режиссера.
Однако после просмотра многие выходили с недовольными лицами и недоуменно пожимали плечами — картина оказалась далеко не такой смешной и интересной, как ожидалось.
Если все предыдущие фильмы Гайдая буквально разошлись на цитаты, то из «Спортлото-82» «в народ» ушла лишь одна-единственная фраза, сказанная героем Михаила Кокшенова:
«А вот апельсины, а вот витамины. Кому апельсинчики, кому витаминчики».
А из четырех песен, прозвучавших в картине, ни одна не запомнилась и не стала настоящим хитом. И это несмотря на то что написал музыку давний соавтор Гайдая Александр Зацепин, а исполнили песни Михаил Боярский, Ксения Георгиади, Михаил Пуговкин и Иосиф Кобзон.
Кроме того, зрители заметили, что некоторые эпизоды в «Спортлото-82» уж очень напоминают другие фильмы Гайдая.
Например, манера Костика увлекаться чтением так, чтобы не замечать, что он пьет и ест, уже была обыграна Шуриком и Лидой в новелле «Наваждение» из «Операции Ы».
А неожиданное появление медведя тоже уже встречалось — в знаменитой «Кавказской пленнице».
К слову, даже съемки картины проводились там же, где снималась «Кавказская пленница». Поэтому особенно дотошные зрители узнали и камень, на котором плясала Варлей, и дерево, с которого Никулин бросался орехами.
В общем, хотя и снят фильм в «фирменном» гайдаевском стиле: есть и любовь, и жулики, и погони, и песни, но до уровня «Кавказской пленницы», «Бриллиантовой руки» или «12 стульев» он, к сожалению, недотянул.
«Над чем смеялся в других фильмах, смешным больше не кажется»
Кстати, критики тоже встретили новую комедию более, чем прохладно. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать несколько отрывков из их рецензий:
«Может быть, Гайдай так и задумал — сделать попурри на тему собственных комедий? Так зачем Шурика нарек Костей, а пленницу — Таней? Зачем новых актеров пригласил — ведь старые со своими обязанностями справлялись?»
«Конечно, испытываешь некоторую радость — от самого процесса узнавания виденного. Но ведь над чем смеялся в других фильмах, смешным больше не кажется»
«Выходит, и кино — та же лотерея для зрителя. Надежд каждый раз много, а выигрыш — если он неслучаен — довольно редок. И в данном случае нам, увы, опять не повезло — билет оказался пустой.
А какого вы мнения о комедии «Спортлото-82»?