«Бриллиантовая рука» вышла на экраны 54 года назад и заняла третье место в списке лидеров советского кинопроката, уступив «Пиратам XX века» и «Москва слезам не верит». В первый же год картину Гайдая посмотрели более 76 млн человек, а многие цитаты из фильма до сих пор на устах. Однако советская цензура потребовала вырезать несколько сцен из комедии. Расскажем, какие моменты не вошли в культовый фильм.
Убрали эпизод, в котором Горбунков благодарит гида
Во время круиза Горбунков вместе с другими туристами сошел с теплохода на берег и отправился на экскурсию по городу. Ее проводил русскоговорящий гид Николай Иванович. По сценарию в конце прогулки руководитель группы вручает гиду сувениры из СССР: матрешку, самовар и даже модель спутника. Экскурсовод растроган таким вниманием и благодарит советских туристов. А Семен Семенович приготовил ему специальный презент.
«А это вам… От меня лично… И от нас всех… Особая московская», – говорит он, протягивая сувенирную бутылку водки.
Однако по каким-то причинам эту сцену вырезали из фильма и оставили только слова благодарности руководителя советской тургруппы.
Лабиринт заменили на узкие дворы и тупик
Во время той же прогулки по Стамбулу Геше Козодоеву нужно во что бы то ни стало избавиться на время от Горбункова. Перед ним стоит важнейшая задача — получить золото и бриллианты, чтобы доставить их контрабандой в СССР. Для выполнения задания он во время стоянки в Стамбуле должен найти ту самую «аптеку», где его ждут подельники, а потом имитировать падение и сказать пароль «Черт побери!».
Чтобы отвлечь Горбункова, Козодоев по сценарию ведет его в лабиринт на городской ярмарке. Там он прячется от Семена Семеновича в полной уверенности, что его затея удалась. Но, как оказалось, Горбунков легко нашел выход из лабиринта, а Козодоев в итоге заблудился. Семен Семенович подумал, что Геша уже давно вышел из лабиринта и побежал его искать. Пробегая мимо той самой «аптеки», он упал и сказал случайно: «Черт побери!».
Но в фильме этот эпизод заменили другим: Геша и Семен Семенович прогуливаются по узким улочкам Стамбула. В какой-то момент Горбунков фотографирует здания. Козодоев ловко убегает от него через дворы, но в итоге заблудился в них — почти как в лабиринте.
Сцена с ядерным взрывом отвлекла внимание чиновников
У худсовета было немало замечаний к фильму. Гайдаю указали, что необходимо урезать сцену с чествованием шефа контрабандистов в ресторане, милицию представить более активной, а также убрать все кадры с вывозом ценных икон из СССР.
Кроме того, из картины пришлось удалить все эпизоды, в которых звучит фраза «Коньяк доктора советуют». Всего было около 40 правок. Гайдай переживал, что комедия потеряет абсолютно весь смысл, поэтому пошел на отчаянный шаг.
Перед сдачей фильма дирекции «Мосфильма» и руководству Госкино СССР он вмонтировал в самый финал кадры с атомным взрывом. Чиновники пришли в недоумение от такой концовки и спросили, для чего режиссер использовал этот кадр. Гайдай объяснил, что ядерный гриб отражает напряженную обстановку в мире: СССР и США чудом избежали войны после Карибского кризиса.
Цензоры требовали убрать сцену с ядерным взрывом, но режиссер долго отстаивал ее и взял три дня на раздумья. В итоге он согласился вырезать этот момент. Но в действительности это был гениальный трюк Гайдая: все внимание чиновников он сконцентрировал на эпизоде, которым изначально готов был пожертвовать. Лишь бы они не придрались к другим сценам. Расчет режиссера оказался верным.
После того, как Гайдай вырезал из финала сцену с атомным взрывом, никаких замечаний к его картине у цензоров не было.