Гайдай и «12 стульев». Непростая судьба фильма и через какие трудности он прошел

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Гайдай мечтал снять этот фильм, но его сначала опередил Георгий Данелия.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

Леонид Гайдай перечитывал любимые страницы «12 стульев», заливаясь хохотом. Его мечта снять фильм по этой книге растянулась на долгие годы. Только исполнителя роли Остапа Бендера выбирали среди 200 актеров. Но главное — история создания фильма закончилась триумфом, подарив зрителям одну из самых ярких комедий советского кинематографа. Расскажем, как снимали кинокартину.

Гайдаю дважды отказывали в экранизации «12 стульев». Неожиданно помог Георгий Данелия

Роман «12 стульев» стал для Леонида Гайдая больше, чем просто книгой. Почти каждый обед режиссер проводил за чтением любимых страниц, заливаясь хохотом и делясь впечатлениями с женой Ниной Гребешковой. Но путь от читательской любви до режиссерского кресла оказался тернистым и неожиданно долгим.

Леонид Гайдай в роли Коробейникова в фильме «Двенадцать стульев», Мосфильм

После триумфа «Кавказской пленницы» Гайдай решительно направился к киноначальству с идеей экранизации романа Ильфа и Петрова. Однако там его ждал отказ — чиновники считали, что советскому зрителю нужны положительные герои, а не авантюристы вроде Остапа Бендера. К тому же, в производстве уже находился «Золотой теленок» Михаила Швейцера.

Именно этот отказ привел к неожиданному повороту судьбы — вместо «12 стульев» Гайдай снял «Бриллиантовую руку». А когда в 1968 году он вновь попытался вернуться к заветному проекту, выяснилось, что права уже получил Георгий Данелия. Казалось, мечта окончательно разбилась. Но судьба преподнесла сюрприз.

Данелия сам подошел к Гайдаю и предложил забрать проект, признавшись, что потерял творческий азарт. «Это мечта моей жизни», — ответил Гайдай и немедленно приступил к работе. Так настойчивость режиссера и случайная встреча с коллегой открыли дорогу к созданию легендарной комедии.

Судьба сценария висела на волоске — чиновникам он не понравился

Весна 1969 года стала точкой отсчета в создании легендарной комедии. Сценарно-редакционная коллегия одобрила заявку талантливого драматурга Владлена Бахнова, и работа закипела. Пока Бахнов колдовал над текстом, неугомонный Гайдай с операторами уже колесил по стране в поисках идеальных локаций для съемок — нетипичное решение для того времени.

Но не тут-то было. Высокое начальство, прочитав готовый сценарий, вынесло суровый вердикт: «Это совсем не смешно». В воздухе повис вопрос о судьбе всего проекта. Однако Гайдай, уже познавший вкус творческих побед, решительно встал на защиту своего видения картины.

12 ноября 1969 года режиссерский сценарий был завершен, но только через месяц, 16 декабря, Главное управление кинематографии наконец поставило заветную подпись. Впрочем, эти препятствия оказались только началом: впереди ждали сложности с подбором актеров и поиском реквизита. Но обо всем по порядку.

Остапа Бендера начал играть Владимир Высоцкий. Почему его заменили

Поиски идеального Остапа Бендера превратились в настоящий кастинг-марафон. Более двухсот актеров прошли через объектив кинокамеры, пока Гайдай отчаянно искал полную противоположность Сергею Юрскому из «Золотого теленка». Среди претендентов были Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Спартак Мишулин, Александр Белявский, Владимир Басов, Муслим Магомаев.

«Бриллиантовая рука», Мосфильм

Фаворитом проб считался Андрей Миронов. Его пластика и харизма покорили съемочную группу, он даже придумал особое танго для своего героя. Но режиссер опасался, что зрители увидят в Бендере лишь тень Геши Козодоева из «Бриллиантовой руки». Интересно, что спустя всего 5 лет Миронов все же получил роль Остапа, но уже в «12 стульях» Марка Захарова.

Судьба картины делала неожиданные повороты. Владимир Высоцкий, получив заветную роль, сорвал первый же съемочный день — из-за своей пагубной привычки. А когда утвердили Александра Белявского, его забраковало высокое начальство.

Фотопробы Высоцкого на роль Остапа Бендера / Википедия

Финал истории удивил всех: роль досталась 44-летнему провинциальному актеру Арчилу Гомиашвили, который был старше своего героя на 16 лет. Гайдаю пришлось убеждать худсовет, что у «турецкоподданного» Бендера вполне могла быть грузинская мама.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

А потом между режиссером и актером возник творческий конфликт: Гомиашвили мечтал создать серьезный образ, а Гайдай видел в Остапе комедийного персонажа.

Воробьянинова в гайдаевской постановке мечтал играть Никулин. Чем не угодил режиссеру

Когда Юрий Никулин узнал, что Гайдай ищет актеров на роль Кисы Воробьянинова, он первым позвонил ему со словами:

«Я об этой роли всю жизнь мечтал!»

Но после проб стало ясно — по типажу Никулин не подходит. В качестве утешения режиссер предложил другу роль колоритного дворника.

На роль Кисы также пробовался Анатолий Папанов, который через пять лет, по иронии судьбы, сыграл этого же персонажа в захаровской версии.

Папанов и Миронов не получили роли Воробьянинова и Бендера в фильме Гайдая, носыграли этих персонажей у Захарова / «12 стульев», Мосфильм, 1976

Гайдай утвердил на роль Кисы Сергея Филиппова, но у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. Тогда режиссер пригласил Ростислава Плятта, но Филиппов настоял на своем участии, несмотря на диагноз.

Ростислав Плятт на пробах на роль Кисы Воробьянинова / Мосфильм

Узнав об этом, благородный Плятт сам позвонил режиссеру и отказался от роли. В благодарность Гайдай предложил ему читать текст от автора.

Пуговкин сначала не соглашался играть отца Федора, а Варлей предложили роль Эллочки-людоедки

На роль мадам Грицацуевой пробовалась Нонна Мордюкова / Википедия

Наталью Крачковскую Гайдай заметил случайно — она зашла в павильон к мужу-звукооператору. «Вот она, мечта поэта!» — воскликнул режиссер, который до этого безуспешно искал «знойную женщину» среди известных актрис. Ни Нонна Мордюкова, ни Галина Волчек не подошли.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

На первых пробах случился конфуз — платье нужного размера не нашлось, пришлось разрезать его на спине. В порыве танца Крачковская повернулась к камере разрезанной спиной, вызвав хохот всей группы и… мгновенное утверждение на роль.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

А вот Михаил Пуговкин три недели не давал согласие играть отца Федора — советовался с набожной матерью. Роль Коробейникова и вовсе досталась самому Гайдаю — Эраст Гарин внезапно заболел перед съемками. В качестве компенсации режиссер позже дал ему роль театрального критика.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

Интересная история произошла и с утверждением Натальи Варлей. Изначально Гайдай видел её в роли Эллочки-людоедки, и актрисе эта роль была по душе. Но во время проб режиссер попросил её примерить светлый парик и тут же разглядел в ней Лизу. Хотя роль была менее эксцентричной, Варлей согласилась, почувствовав в ней больше душевности.

Драму отца Федора на морском берегу не могли снять целый месяц

Самые яркие сцены «12 стульев» рождались тяжело. Представьте: Михаил Пуговкин, до дрожи боявшийся высоты, балансирует на острой скале в Дарьяльском ущелье. Его поднимают пожарным краном, а он, бледный от страха, играет одержимого отца Федора. Ирония судьбы — сцену пришлось переснимать в павильоне, потому что в кадре не чувствовалась та самая головокружительная высота.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

В павильонах «Мосфильма» воссоздали интерьеры дворницкой, гостиницы «Сорбонна» и квартиры Эллочки-людоедки. Здесь же разворачивалась эпичная погоня мадам Грицацуевой за Бендером. Наталья Крачковская две недели носилась по шатким лестницам, рискуя жизнью — дублершу подходящей комплекции найти не удалось.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

А вот Старгород «переехал» в Рыбинск. Местные жители до сих пор с улыбкой вспоминают, как пытались зайти в бутафорские магазины с роскошными вывесками времен НЭПа. В Пятигорске снимали знаменитые сцены «у провала», в Ессентуках Киса просил подаяние у грязелечебницы.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

Самым изматывающим оказался батумский период. Месяц съемочная группа ждала шторма для сцены, где отец Федор рубит стулья на берегу. Когда стихия наконец разбушевалась, Пуговкин в тонкой рубашке отчаянно сражался с крепким гарнитуром.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

Игорь Ясулович, сыгравший инженера Щукина, полдня провел без одежды под слоем мыльной пены. Спасали только жара и софиты павильона.

Фурцева хотела, чтобы вырезали песню с голосом Золотухина. Как Гайдай обхитрил чиновников

Удивительно, но готовый фильм «12 стульев» прошел худсовет практически без правок. Единственное, что не пережило цензурного карандаша — финальная песня «Полосатая жизнь» в исполнении Валерия Золотухина.

Екатерина Фурцева / Википедия

Судьбу композиции решил один драматичный момент. На закрытом предпремьерном показе присутствовала министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Когда отзвучали финальные аккорды, она решительно поднялась с кресла:

«Эту песню, товарищи дорогие, надо выбросить! Она моментально оторвется от экрана, и ее будут распевать на всех углах. Хватит того, что советские люди поют ‘А нам все равно’!»

Находчивый Гайдай нашел изящный выход — убрал только слова, оставив мелодию Александра Зацепина. В итоге в финале звучит нейтральное «па-да-ба-да». А сам фильм был принят 31 марта 1971 года и получил разрешение на всесоюзный экран уже 28 мая.

Википедия

Любопытно, что картина собрала «всего» 39,3 миллиона зрителей — цифра внушительная, но скромная по сравнению с предыдущими хитами Гайдая. Для сравнения, «Бриллиантовая рука» привлекла почти 77 миллионов зрителей. В прокатном рейтинге 1971 года «12 стульев» заняли седьмое место, уступив лидерство «Офицерам» с их 53,4 миллионами просмотров.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook