Жак Бойе стал единственный генералом наполеоновской армии, который попросил о российском подданстве. После Отечественной войны 1812 года ему генералу пришлось начать жизнь с чистого листа в чужой России. Расскажем, как сложилась его судьба.
Французского генерала спасла русская крепостная девушка
Жак Александр Бойе родился на юге Франции в 1768 году. Вскоре его семья переехала в Сан-Доминго — там отец владел плантациями и рабами. Но Жак решил строить военную карьеру и преуспел в этом. К 26 годам он уже командовал батальоном в Западном вольном легионе, а еще через несколько лет стал бригадным начальником самого легиона. Затем Бойе был командиром округа Порт-о-Пренс на Гаити и полтора года вместе с солдатами держал оборону округа Жакмель.
К 1811 он уже получил звание генерала и побывал в плену у англичан. В 1812-м Бойе участвовал в походе в Россию. При сражении на река Березина его девизию окружили русские войска и взяли в плен. Жака Бойе повезли в Казань вместе с другими военнопленными. Дело было в начале зимы, когда уже ударили морозы. По пути в Казань француз получил настолько сильное обморожение, что шансов выжить почти не осталось.
Но судьба сжалилась над 44-летним генералом — его приютил у себя пожилой помещик Лев Васильевич Толстой. Крепостная Толстого — Аннушка — выходила больного француза.
Бойе остался в России и женился на своей спасительнице
В 1814 году всех пленных офицеров наполеоновской армии начали отправлять во Францию — даже тех, кто не хотел возвращаться на родину. Бойе просил разрешения остаться и служить в России. Звание для него не имело значения. Тогда он стал единственным из всех французских генералов, кто хотел был российским подданным. И хотя ему отказали в военной службе в России, но позволили остаться жить и назначили жалованье как пленному — около 1800 рублей в год.
В 46 лет Бойе начал новую жизнь в чужой стране. Еще когда он был больным, то влюбился в свою спасительницу Аннушку, которая не отходила от его кровати. Он что-то шептал ей на французском, но она не понимала ни слова. Спустя время генерал уже мог немного говорить по-русски и признался девушке в своих чувствах. У них была приличная разница в возрасте — примерно 25 лет, но это не остановило ни Бойе, ни Аннушку.
Он предложил ей стать его женой, а она согласилась. Получила вольную от Льва Васильевича и пошла под венец с генералом. Только он был уже не Жак, потому что принял православие и получил новое имя. Теперь его звали Яков Петрович Бойе. Для него это был уже второй брак — в молодости Бойе женился, но семейная жизнь не задалась.
С Аннушкой все было по-другому. В ней он увидел ангела и снова хотел жить. Вскоре с молодой женой Яков перебрался в Петербург и поступил гувернером в дом барона Раля. А еще в частном порядке преподавал французский, математику и военные науки. Вскоре у Якова и Анны родился первенец, а потом еще двое детей.
Снова стал генералом
В 1822 году француза вызвал к себе князь Петр Волконский, руководивший тогда Главным Штабом. Тогда и пригодился Бойе и его опыт службы на Гаити. Якова Петровича направили на острова с тайной миссией в интересах французов. Он должен был провести переговоры с лидером южной части Гаити — генералом Жан-Пьером Бойе. А тот приходился Якову Петровичу родственником и когда-то давно служил под его началом.
Миссия прошла успешно, русский Бойе вернулся к жене и детям. За заслуги его приставили к личному Кабинету Его Величества, а вскоре повысили до чиновника по особым поручениям. Конечно, теперь Яков Петрович получал солидное жалованье и купил просторный дом для своей семьи. Его супруга Анна получила хорошее образование, чтобы соответствовать тому социальному кругу, в который они теперь входили.
Еще через несколько лет Яков Бойе стал действительным статским советником и вновь получил звание генерала. В 1826-м его обвиняли по делу декабристов 1825 года, но оказалось, что он был непричастен к тем событиям. Бойе оправдали, а дальше его жизнь была вполне благополучной.
Он был счастлив в браке с Анной, которая когда-то спасла его от смерти. Яков Петрович часто благодарил свою возлюбленную, а она отвечала ему еще большей любовью и заботой. Их сыновья также поступили на военную службу и зарекомендовали себя с лучшей стороны. Известно, что Виктор Яковлевич дослужился до звания генерал-майора артиллерии.
Яков Бойе скончался в 1838 году, когда ему было 70 лет. Его жена была с ним до последнего мгновения. Француза, который был предан России всем сердцем, похоронили на Смоленском православном кладбище.