Гордость советского кино. 5 талантливых актеров, которые не умели играть плохо

Юлия Мельникова,
редакция Femmie

Каждая роль в их исполнении — шедевр, ставший классикой.

Михаил Ульянов в х/ф "Братья Карамазовы" / Мосфильм

Есть актеры, кропотливо взращивающие свой талант. А есть те, кого природа наградила харизмой, врожденной интеллигентностью, легкостью, простотой и другими качествами, присущими гениям. Следующую пятерку советских актеров нельзя назвать просто талантливыми людьми, каждая роль в их исполнении — шедевр, ставший классикой.

Евгений Евстигнеев — от Корейко до профессора Преображенского

Х/ф «Ночные забавы» / Союзтелефильм, Паритет

Евгений Евстигнеев успел поработать электромонтером, слесарем, состоял в коллективе самодеятельности. В 20-летнем возрасте будущий актер поступил в Горьковское театральное училище. И лишь в 1956 — в тридцатилетнем возрасте окончил студию МХАТ.

Евстигнеев дебютировал в кино, когда ему был 31 год. Первая его роль — Петерсон в фильме «Поединок». Позднее актер снялся в более чем 100 фильмах, преимущественно во второстепенных ролях. Каждая его работа — шедевр, который можно использовать для обучения молодых актеров.

Первая серьезная работа Евстигнеева — роль директора Дынина, управляющего пионерлагерем в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Режиссер Элем Климов признавался, что он не просто подобрал нужного артиста, он писал роль под него.

Х/ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» / Мосфильм

Евгений Александрович полностью оправдал надежды режиссера, став самым востребованным исполнителем характерной роли. На лицах зрителей до сих пор появляется улыбка от крылатой фразы «Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка».

Ему достаточно было появиться в кадре на несколько минут, чтобы зрителю полюбился фильм, а его его роль запомнилась на века. Так было в «Берегись автомобиля», где актер появился на 2 минуты в роли режиссера народного театра. А сказанный им текст: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» врезался в память миллионов.

Сам актер рассказывал, что принимал предложение сыграть роль, если она его чем-то привлекала или вызывала в нем ненависть. В картине «Берегись автомобиля» Евстигнеев согласился воплотить человека от искусства, на самом деле мало что понимающего в этом, чтобы показать зрителю, что каждый должен заниматься своим делом.

Тонкой подачей комедийной игры Евстигнеева зрители могут насладиться в киноромане «Золотой теленок». Актер покорил зрителя ролью подпольного миллионера Корейко — новой жертвы афериста Остапа Бендера.

Х/ф «Золотой теленок» / Мосфильм

Профессор Преображенский из «Собачьего сердца» у многих зрителей ассоциируется именно с Евстигнеевым. Фильм моментально признали хитом, текст разобрали на цитаты и выучили наизусть. Невозможно даже представить, чтобы кто-то сыграл лучше него, ведь Евгению Александровичу удалось максимально достичь оригинала.

Х/ф «Собачье сердце» / Ленфильм

Каждая роль Евстигнеева достойна внимания и обсуждения. Актер считал себя любопытным. По его мнению, настоящий художник не должен терять интерес к людям, независимо от того, нравятся они ему или нет. Для воплощения своих героев артист не жалел времени и сил, работал всегда на полную катушку.

Не впадать в благость, или самые известные роли Иннокентия Смоктуновского

Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина в спектакле «Идиот» / БДТ / Википедия

В конце 1957 года Большой драматический театр впервые представил постановку «Идиот». Спектакль пользовался огромной популярностью, каждый житель Советского Союза желал лично увидеть необычного князя Мышкина, хвалебные статьи о котором писали все критики наперебой. На тот момент актера Иннокентия Смоктуновского никто не знал, только некоторые зрители успели заметить его в фильмах «Убийство на улице Данте», «Как он лгал ее мужу» и «Солдаты».

Первоначально роль князя была предложена Пантелеймону Крымову, но после срыва им первой репетиции режиссер Георгий Товстоногов отказался от него.

Малоизвестного Иннокентия Смоктуновского он пригласил по рекомендации Евгения Лебедева, знакомого с ним по фильму «Шторм». Актер рассказывал, что играть эту роль ему было очень тяжело, а коллеги просили избавить их «от этой киношной немощи».

«Моцарт и Сальери» / Рижская киностудия

Награду за лучшую мужскую роль вручили Смоктуновскому за работу в фильме «Девять дней одного года». Актер предстал перед зрителем в образе физика-теоретика. По окончании съемок артист вздохнул с облегчением, что все закончилось.  Он считал, что испортил картину своим участием. Фильм имел головокружительный успех, его показывали на кинофестивалях в Австралии, Чехословакии и Соединенных Штатах.

Х/ф «Гамлет» / Ленфильм

Экранизация «Гамлета» 1964 года поразила не только советских зрителей, но и публику в Лондоне во время показа фильмов, снятых по произведениям великого писателя. Зарубежные критики восхищались игрой Смоктуновского, его убедительностью и чувственностью. Режиссер Козинцев рассказывал: когда он увидел Иннокентия Михайловича в фильме «До будущей весны», то больше не испытывал сомнений касательно исполнителя на роль датского принца.

Артист сформулировал правило, которое стало его жизненным кредо — человек должен почувствовать правду внутреннего мира роли и тогда характер этого образа подскажет пластику, голос, тембр, поступки, движения. Смоктуновский принадлежал к категории актеров процесса — он не пытался выстраивать роль, он следовал за автором, стремился воплотить внутреннюю логику персонажа.

Михаил Ульянов: из комсомольцев в ворошиловские стрелки

С 1942 года юный Михаил Ульянов начал посещать театральную студию, которая и привила ему любовь к профессии актера. В 1944 году будущий народный артист поступает в студию при Омском драматическом театре, а с 1946 года продолжает учебу в Театральном училище им. Б. В. Щукина.

Затем Михаил Александрович играет в театре и лишь 1960-е годы начинается период создания Ульяновым гениальных и незабываемых образов в кино. В 1964-м он сыграл знаменитого Трубникова в «Председателе» — своей игрой он смог показать всю тяжесть того времени, когда действительно привязывали коров, чтобы они не падали от изнеможения. Герой прошел войну, а мирная жизнь оказалась ничуть не легче.

Х/ф «Председатель» / Мосфильм

Затем был доведенный до отчаяния мятежник Митя Карамазов из «Братьев Карамазовых» в 1968 году. Как позже рассказывал Ульянов — эта роль была непрерывным стремлением понять, почему люди так плохо живут.

Когда режиссер Озеров предложил Ульянова сыграть роль маршала Жукова в фильме «Освобождение», артист сначала отказался от предложения, так как понимал всю ответственность. Ульянов осознавал, что одно неловкое движение и зритель обозлится на него, ведь Жуков был народным героем, символом правды и справедливости.

Х/ф «Освобождение» / Мосфильм, Авала-фильм, Dino de Laurentiis Cinematografica, PRF-ZF, DEFA

Любопытно, что великий полководец сам выбирал актера на роль самого себя. Он увидел Михаила Александровича в фильме «Председатель» и решил, что именно этот артист должен его играть.

Эта работа Михаила Ульянова, как и многие другие, вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, роль маршала Советского Союза была сыграна им настолько хорошо и правдоподобно, что актер стал ассоциироваться именно с этим героем.

Х/ф «Ворошиловский стрелок» / НТВ-Профит

Фильмография актера насчитывает 119 фильмов. Последняя значимая работа Ульянова — циничный вор «Отец» в «Антикиллере». Михаил Александрович не скрывал своей радости — ему нравилось изображать хриповатость и манеры поведения дона Корлеоне из «Крестного отца». Коллеги и поклонники были слегка удивлены выбором маэстро, недоумевали, что могло подтолкнуть актера с внутренним благородным стержнем на исполнение роли откровенного негодяя.

Андрей Мягков — абсолютный народный герой

Х/ф «Братья Карамазовы» / Мосфильм

Отец Андрея Мягкова не видел сына актером, поэтому настоял на поступлении в Ленинградский технологический институт. По окончанию учебы, гений советского кино немного потрудился в Институте пластических масс.

Во время любительского фестиваля «Лесная песня» актерские способности Андрея отметил один из педагогов Школы-студии МХАТ и посоветовал пересмотреть специальность. Итогом этой беседы стало окончание в 1965 году курса В. П. Маркова и трудоустройство в театр «Современник».

В кино Андрей Мягков дебютировал в 1965 году — он сыграл дантиста Чеснокова в комедии «Похождения зубного врача». Знаменитое исполнение хирурга Жени Лукашина в «Ирония судьбы, или С легким паром!» обернулось для Мягкова всенародным признанием.

Сам Мягков не очень любил роль, принесшую ему ошеломляющий успех. Режиссер представил Лукашина как любителя выпить, из-за чего публика повесила этот ярлык на актера, хотя в жизни Мягков не пил.

«Ирония судьбы, или С легким паром!» / Мосфильм

Анатолий Новосельцев из «Служебного романа» — следующий шедевр в фильмографии артиста. Застенчивый офисный работник — культовая работа, вышедшая на экраны в 1977 году и не теряющая популярности до сих пор.

Полюбился зрителю и Семен Хвостов из фильма «Гараж». Здесь Мягков играет роль простуженного лаборанта, исключенного из списка пайщиков гаражного кооператива «Фауна».

Х/ф «Гараж» / Мосфильм

«Ирония судьбы. Продолжение» — один из последних шедевров актера. Андрей Мягков сыграл постаревшего хирурга Евгения Лукашина в ремейке культовой картины. Постсоветский фильм уже не содержит «легкого пара» как в названии, так и в сюжете. Позднее Мягков совсем перестал сниматься в кино. Причины вполне понятны — не нашлось места великому народному герою в современной кинотусовке.

Лучшие роли неповторимого Евгения Леонова

Мечтать об актерской карьере Леонов начал еще в детстве — в школе он посещал театральный кружок. В военные годы Евгений бросил учебу, устроился на авиационный завод. Затем Леонов поступил в приборостроительный техникум, но мечта о работе в кино не оставляла его и через три года он поступил в Московскую театральную студию.

Евгений Леонов начал сниматься в 1948 году. Кинематографических список одного из лучших советских актеров насчитывает 113 ролей. Комедия «Полосатый рейс» вышла в 1961 году и сделала артиста популярным.

Х/ф «Полосатый рейс» / Ленфильм

Артист с удовольствием и огромной самоотдачей играл в комедийных фильмах, но всегда мечтал о серьезных ролях. Ему казалось, что его комедийная внешность не позволит убедить зрителя в трагическом сюжете.

С его мнением не согласился режиссер Владимир Фетин и пригласил сыграть в фильме «Донская повесть», вышедшем в прокат в 1964 году. В соответствии с сюжетом артист казнит собственную супругу, предавшую его. Евгения Леонова поначалу даже напугало подобное предложение, он засомневался, что сможет быть убедительным.

Х/ф «Донская повесть» / Ленфильм

Следующей яркой работой артиста является картина «Джентльмены удачи» (1971 г.). Актер прекрасно справился с перевоплощением из заведующего дошкольным учреждением в преступника Доцента. Картину по настоящее время смотрит вся страна в преддверии нового года.

Х/ф «Джентльмены удачи» / Мосфильм

Миллионы зрителей до сих пор наслаждаются великолепной игрой этих актеров. Пронзительные, убедительные, настоящие — каждый старался прочувствовать роль, максимально приблизиться к оригинальной задумке. Уникальная игра Мягкова, Леонова, Евстигнеева, Смоктуновского, Ульянова — шедевр, наследие для будущих поколений, образец для молодых актеров.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook