Грета Гарбо: шведский сфинкс

Апполинария,
редакция Femmie

Самая загадочная актриса Голливуда, она внесла вклад в завоевание блондинками мира и научила женщин носить брюки. Она же стоит у истоков моды на субтильность и андрогинность. Великолепная Грета Гарбо – «снежная королева» и «шведский сфинкс»

1. «Как не надо одеваться»: модель

Грета Гарбо выросла в бедной семье стокгольмского уборщика туалетов. Отец мечтал, что у его детей будет лучшее будущее, поэтому все силы тратил на их образование. Однако он умер, когда Грете было всего 14.

После смерти отца девочке пришлось бросить школу и найти работу. Сначала она была уборщицей в парикмахерской, потом устроилась продавщицей в престижный универмаг. Там-то и случилось чудо.

Магазин, желая сэкономить средства на моделях, решил привлечь к съемкам рекламных плакатов собственных продавщиц. Кампания прошла удачно, особенно для Греты – ее заметили и предложили работу в рекламе.

В 1921 году вышел первый ролик с участием 16-летней модели – «Как не надо одеваться». И хотя по сюжету актриса должна была выглядеть нелепо, Грета смотрелась очаровательно.

Предложения следовали одно за другим – были и съемки в рекламе, и даже небольшие роли в комедийных короткометражках. Все эти работы увенчались стипендией для учебы в школе при Королевском драматическом театре. Так начался путь «золушки» в большую голливудскую мечту.

2. Лицо, которое любит камера

Залогом успеха Греты Гарбо стало ее необыкновенное лицо, идеально подходившее для киносъемки. На первых порах у актрисы не было практически никакой профессиональной подготовки, что не помешало ей за несколько лет пройти путь от съемок в рекламе до серьезных ролей в кино. Грета неизменно притягивала взгляд зрителя, и как бы ее ни снимали, картинка всегда выходила идеальной.

Но эта совершенная фотогеничность стала только «трамплином» для Гарбо. На пути к серьезной работе была и учеба в школе при Королевском драматическом театре, и, что еще важнее, сотрудничество с режиссёром Морицом Стиллером, который увидел в неопытной актрисе большой потенциал.

Он придумал для Греты псевдоним «Гарбо» (настоящая фамилия была слишком мещанской – Густафссон), заставил ее похудеть, научиться одеваться, поработать с речью и выучить манеры, необходимые, чтобы достойно держаться в приличном обществе.

Все было не зря: Гарбо прогремела в фильме Стиллера «Сага о Йесте Берлинге», который обрел популярность не только в Швеции, но и во всей Европе. После этого актрисе предложили роль у знаменитого австрийского режиссера Георга Пабста, а когда Стиллер уехал в Голливуд, она отправилась с ним.

3. Великая немая

В Голливуде Грета Гарбо быстро стала одной из самых популярных и значительных звезд немого кинематографа. Первой же работой в фильме «Поток» (где она сыграла главную роль крестьянки вместо внезапно заболевшей актрисы) Гарбо завоевала любовь зрителей.

Ее сразу назвали самой красивой актрисой Голливуда. Всего два года потребовалось загадочной шведке, чтобы стать суперзвездой.

Статус Греты не поколебал даже приход звукового кино, которое вычеркнуло многих знаменитых «немых» актеров из профессии. Гарбо устояла. Ее первый звуковой фильм вышел со слоганом «Гарбо говорит!» — и имел огромный зрительский успех.

4. По законам Голливуда: борец за свои права

Со временем Грета Гарбо стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда. Она одной из первых в американском кино настояла на пересмотре своего контракта со студией, угрожая уехать назад в Швецию. Учитывая, что тогда каждый фильм актрисы приносил до 13% ежегодного дохода студии Metro-Goldwyn-Mayer, кинобоссы были вынуждены соглашаться на все ее условия.

За три года зарплата Греты выросла с 350 до 5000 долларов в неделю, а спустя шесть лет она зарабатывала уже 270 тысяч долларов за фильм – в те времена рекордная для Голливуда сумма. Всё это было еще одним шагом к усилению института кинозвезд в Голливуде.

Дело в том, что на первых порах актеры получали совсем небольшие деньги за свою работу, не могли оказывать никакого влияния на создание фильма, киностудии часто сдавали актеров в аренду друг другу. Киноактер, по сути, был совершенно бесправен и полностью зависел от студии.

Но вскоре стало ясно, что зрители идут в кино не столько на фильм, сколько на известного артиста. Это позволило звездам требовать больше денег и расширить свою самостоятельность – вплоть до выбора сценария и режиссера. Голливудские звезды стали одним из основных элементов в производстве американского кино. И Грета Гарбо была пионером.

5. Архетипичная блондинка

Грета Гарбо была одной из первых шведских киноактрис, покоривших Голливуд. Позднее ее успех повторила Ингрид Бергман. Именно колоссальная популярность Греты утвердила моду на блондинок в американском кино.

А благодаря распространению кинематографа образ блондинки стал одним из основных архетипов поп-культуры. В конце концов, «джентльмены предпочитают блондинок». И хотя со временем брюнетки отвоевали свое место под солнцем, в споре с блондинками они проигрывают до сих пор – ведь про них не рассказывают анекдотов.

6. Шведский сфинкс

Грету Гарбо называли «шведским сфинксом» и «снежной королевой», отмечая не только ее красоту, но и загадочность, холодность и неприступность. Несмотря на свою публичную профессию, актриса не любила быть на виду, давать автографы, общаться с журналистами и поклонниками, она тщательно скрывала все факты своей личной жизни и избегала фотокамер.

Лишь первые годы в Голливуде Грета Гарбо мирилась с необходимостью давать интервью и приходить на премьеры собственных фильмов.

Став суперзвездой, она уже сама диктовала условия и отказалась от традиционных для любого актера обязательств: интервью, премьеры, светские приемы и общение с фанатами – всё это Гарбо игнорировала. За всю жизнь она дала не более десятка интервью.

Свою замкнутость Гарбо превратила в фирменный стиль, сознательно создав имидж самой закрытой и загадочной актрисы Голливуда, наплевав на все ритуальные публичные обязанности кинозвезды. Это не только не уменьшило ее популярность, но, напротив, способствовало ей.

«История моей жизни – это история о запасных выходах, боковых дверях, тайных лифтах и других способах входить и выходить так, чтобы меня не беспокоили», – признавалась актриса.

7. Сбежавшая невеста

С именем Греты Гарбо связано множество слухов – от ее бисексуальности до работы на английскую разведку во время войны. Но, пожалуй, самым скандальным стал этот задокументированный случай. На съемках своего первого голливудского фильма актриса познакомилась с уже знаменитым на тот момент Джоном Гилбертом.

Их спонтанный роман стоил актрисе разрыва со своим учителем Морицом Стиллером, который вскоре после ссоры с Гарбо (и на фоне своих неудач в Голливуде) уехал назад в Швецию.

В течение года режиссер умер, что стало ударом для Греты – она чувствовала свою вину. Горечи добавляло и то, что студия не отпустила актрису на похороны.

Раздавленная смертью Стиллера Грета не явилась на собственную свадьбу с Джоном Гилбертом, который развелся ради нее со своей женой. Знаменитому актеру пришлось выдержать немало мучительных минут в одиночестве перед алтарем в надежде, что его невеста все-таки появится. Стоит предположить, что для имиджа и самолюбия известного плейбоя это было тяжелым ударом.

Грета Гарбо так и не вышла замуж. Она относилась со скепсисом к институту брака. «Не нужно выходить замуж только для того, чтобы сделать доброго друга своим пожизненным партнером», – говорила актриса.

При этом постоянно ходили слухи о романах кинозвезды, в том числе с женщинами, среди которых были актрисы Лилиан Тэшман, Фифи д’Орсэ, Луиза Брукс, писательница Мерседес де Акоста. Степень достоверности этих слухов остается неясной.

Также о своей романтической связи с актрисой писал английский модный фотограф (и бисексуал) Сесил Битон.

8. Андрогин в шляпке

Считается, что именно Грета Гарбо ввела моду на андрогинность и минимализм. Ее красота явно выбивалась за рамки женственности, носила универсальный и даже несколько «потусторонний» характер. Актриса любила брючные костюмы, туфли на низком каблуке, шарфы, шляпы, рубашки с жабо и вещи мужского покроя, а также черный цвет.

Грета Гарбо, вслед за Коко Шанель, «разрешила» женщинам носить мужские брюки, сделав их частью собственного повседневного гардероба. Также с подачи актрисы в моду вошли береты и темные очки.

Есть версия, что и знаменитая шляпка-таблетка, ставшая символом Жаклин Кеннеди, была скопирована дизайнером именно со шляпки, которую носила в одном из фильмов героиня Греты Гарбо.

9. Нью-йоркская отшельница

Грета Гарбо ушла из кино очень рано – в 36 лет. «Я устала от Голливуда, никогда не любила свою работу. Бывали дни, когда я просто заставляла себя идти на студию. По сути дела, я снималась даже дольше, чем планировала», – говорила она.

После того, как Грета порвала со съемками, она полностью отошла от любой публичной деятельности, а круг ее общения максимально сузился (по слухам, кроме близких друзей в него входили члены королевских семей, Онассисы, Ротшильды и Уинстон Черчилль).

На попытки журналистов или продюсеров установить контакт Грета Гарбо повторяла: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое», – девиз актрисы, которую кино полюбило больше, чем она его.

Великая Гарбо жила одна в огромных апартаментах, ее часто видели гуляющей в одиночестве по Нью-Йорку. В пожилом возрасте звезда фактически превратилась в живую городскую достопримечательность, которую можно было случайно встретить на улицах.

Закрытость актрисы очень мотивировала папарацци: в 70-х они начали настоящую охоту за бывшей королевой Голливуда. Последний снимок был сделан за две недели до смерти Гарбо фотографом Тедом Лейсоном.

Он был буквально одержим Гретой Гарбо и постоянно охотился за ней на протяжении 10 лет, изрядно портя звезде нервы. Папарацци заснял актрису садящейся в карету скорой помощи. Ответом ему стал взгляд, полный холодности и презрения.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook