Шура из «Служебного романа», Людмила из «Москва слезам не верит», Федул из «Афони» — эти персонажи из любимых фильмов запомнились нам наравне с главными героями. И это только заслуга артистов, которые их сыграли. Вспомнили 10 советских киновезд, чьи второстепенные роли мы помним до сих пор.
Фаина Раневская будто родилась, чтобы сыграть Мачеху. Как актриса «докрутила» эту роль
Ее связям мог бы позавидовать сам король… Под ее сверлящим взглядом невольно сжималась не только Золушка и ее отец, но и зрители по ту сторону экрана. Мачеха в исполнении несравненной Фаины Раневской из киносказки 1947 года получилась такой, что запомнилась на долгие десятилетия. А сказанные ею фразы сразу ушли в народ.
Кстати, этот монолог — импровизация актрисы, которая понравилась и автору сценария Евгению Шварцу, и режиссерам картины.
«Мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой», — писала актриса в своем дневнике.
Кстати, тот же Шварц еще до кинопроб был убежден, что лучше Фаины Георгиевны никто не сыграет мачеху.
А Раневская, начав работать над ролью, сначала не могла найти зацепку в своей героине, чтобы как можно лучше вжиться в образ. Она переживала, что у нее не получается играть так, как ей казалось точным. Актриса меняла свою внешность, подтягивая нос с помощью специального лака, а еще держала за щекой ватные шарики. В итоге на экране получилась лучшая Мачеха из всех экранизаций сказки о Золушке.
Не все зрители помнили имя и фамилию Людмилы Ивановой, но называли ее Шурой
Голос активисты Шуры из «Служебного романа» забыть невозможно, впрочем, как и саму героиню. Второстепенная роль в комедии Эльдара Рязанова принесла Людмиле Ивановой такую узнаваемость, которой у нее не было ни до, ни после этого фильма.
Многие зрители не запомнили ее имени и фамилии, но зато запомнили имя персонажа и поэтому при встрече ее называли Шурой или Шурочкой. Но Ивановой не было обидно: наоборот, она радовалась такому успеху. К тому же популярность помогала актрисе в повседневной жизни, когда приходилось решать общественные вопросы.
«Фраза про Шурочку открывает все двери. Фамилия моя мало что кому говорит — ну подумаешь, артистка Иванова. А вот скажешь, звоня какой-нибудь чиновнице, заветный пароль „Я — Шура из „Служебного романа“ — срабатывает безотказно», — рассказывала актриса.
Даже жулика Милославского в исполнении Куравлева невозможно не любить
На роль Жоржа в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» режиссер Леонид Гайдай рассматривал еще больше актеров, чем на роль Ивана Грозного. Милославского мог сыграть Андрей Миронов, Вячеслав Невинный, Георгий Юматов, Георгий Бурков, Анатолий Кузнецов. Но именно в Куравлеве было то, чего не хватало в этом образе другим артистам.
И режиссер не прогадал: Милославский в его стал культовым персонажем. Кстати, на площадке Леонид Куравлев импровизировал. По сценарию он произнес: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе». И от себя добавил: «Если, конечно, они у вас есть».
Гайдаю очень понравился этот экспромт, а миллионы зрителей влюбились в Жоржа. Всенародная любовь к воришке очень удивляла Леонида Куравлева:
«Вообще, я сыграл трёх воров: Жорж Милославский, Шура Балаганов в „Золотом теленке“ Швейцера, Копчёный в фильме „Место встречи изменить нельзя“. Три вора — и всех их любит зритель, я не понимаю почему».
В «Операции Ы…» Пуговкину сначала приготовили другую роль. Как он стал прорабом в фильме
Энергичный прораб в «Операции Ы.» мог выглядеть совсем иначе: на роль пробовался Владимир Высоцкий. А Михаила Пуговкина сначала рассматривали на роль Верзилы, который и сыграл напарника Шурика на стройке.
«Директор Мосфильма Пырьев посмотрел мои пробы на роль Верзилы и заявил, что я выгляжу, как преступник. А Верзила — персонаж добродушный и веселый. Тогда режиссер предложил мне роль прораба», — вспоминал актер.
И Пуговкин, который к тому моменту был уже очень известным актером, отлично сыграл второстепенную роль в комедии Гайдая. С этого фильма началось их многолетнее сотрудничество — Михаил сыграл в следующих фильмах режиссера не менее ярких персонажей.
Муравьевой не понравилась ее героиня в «Москва слезам не верит», в отличие от зрителей
Людмила из фильма «Москва слезам не верит» хочет взять от жизни всё и использует любой шанс получше устроиться в столице. Когда Ирина Муравьева получила приглашение на роль, она ни минуты не сомневалась.
«У меня было такое ощущение, что я только одна знаю, как надо играть этого персонажа», — вспоминала актриса.
И хотя критики сначала не приняли картину Меньшова, зрители были совершенно иного мнения — они влюбились в героинь мелодрамы и цитировали их на каждом шагу. Но парадокс в том, что Ирина Муравьева не смотрела фильм, в котором сыграла одну из лучших ролей за всю свою карьеру.
Она увидела несколько эпизодов во время озвучания Людмилы и разочаровалась.
«Эта Людмила — грубая, пошлая женщина… И теперь все будут думать, что и я такая же», — говорила актриса.
Борислав Брондуков потерял главную роль в «Афоне», но незабываемо сыграл Федула
Гений эпизода Борислав Брондуков так говорил про свои роли:
«Дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!»
И актер действительно каждую роль, даже маленькую, играл незабываемо. Один его Федул из «Афони» чего стоит!
Вы наверняка удивитесь, когда узнаете, что сначала Борислав Брондуков должен быть сыграть в этом фильме… Борщова. На эту роль его утвердил Леонид Осыка, который был первым режиссером картины. Однако руководство Госкино отдало проект киностудии Мосфильм и Георгию Данелия, который решил заменить актерский состав.
Борислав Брондуков был сильно разочарован, ведь он лишился главной роли. Но Данелия был уверен, что артист идеально впишется в образ Федула. И не ошибся. После премьеры Брондуков проснулся всесоюзной знаменитостью и не жалел, что согласился на второстепенного персонажа.
После «Бриллиантовой руки» советские женщины писали Светличной письма лишь с одной просьбой
Роковая красавица Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки» принесла Светлане Светличной оглушительную славу. В культовой комедии она появилась всего на каких-то пару минут, а зрители запомнили эту героиню на долгие десятилетия. Произнесенная ею фраза моментально ушла в народ.
Когда Нонна Мордюкова наблюдала за съемками коллеги, то предсказала, что после этой роли о Светличной будут грезить миллионы советских мужчин. И оказалась права! Но и женщины тоже мечтали кое о чем, глядя на Анну Сергеевну. Они хотели себе такой же розовый халат с перламутровыми пуговицами. И именно по этой причине присылали письма на студию с пометкой «Для Светланы Светличной».
«Меня заваливали письмами с просьбами, чтобы я помогла купить этот халатик!», — вспоминала актриса.
Дядя Митя и баба Шура стали самой известной и самой смешной пожилой кинопарой
Владимир Меньшов сначала считал, что дядю Митю и бабу Шуру должны сыграть возрастные актеры. Но когда на пробы пришел Сергей Юрский, изменил свое решение. Правда, сначала предложил ему роль Василия, но потом решил, что Юрский
будет идеальным дядей Митей.
Супруге актера, Наталье Теняковой, предложили роль бабы Шуры. 39-летняя актриса сначала подумала, что это шутка, ведь этой героине уже далеко за 60. Но серьезный грим и актерское мастерство сделали свое дело — баба Шура на экране очень убедительна. Эту парочку из «Любовь и голуби» невозможно не любить!
Людмила Хитяева чуть не отказалась от роли дивной Солохи
Когда красавица Людмила Хитяева сыграла дивную Солоху в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», за ней закрепился негласный «статус» главной советской колдуньи. Но сама актриса хотела отказаться от этой яркой роли.
Она уже была утверждена, до начала съемок оставалось совсем чуть-чуть. У Хитяевой был короткий отпуск, который она решила провести с маленьким сыном на горнолыжном курорте. Когда она в один из дней каталась на лыжах, не смогла вовремя затормозить и въехала в дерево, ударившись носом об ветку. На носу тут же образовалась горбинка. Именно из-за нее Людмила и решила отказаться от съемок.
Но режиссер, увидев изменения во внешности, радостно сказал:
«Вы что?! Горбинка — это ведь то, что нужно! Вы же ведьму играете, а у ведьмы нос должен быть именно таким. Так что гримировать даже не придется»
Так Хитяева стала самой известной Солохой в нашем кино. Сегодня эту сказку невозможно представить без лукавой улыбки актрисы и ее кокетливого взгляда.