Их жизнь забрала дорога: 6 актеров, которые погибли в ДТП

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Поездка стала для этих актеров роковой.

К/ф «Табор уходит в небо» / Мосфильм

Карьера этих актеров складывалась очень удачно — яркие роли, слава, поклонники и поклонницы. Казалось бы, они могли бы прожить еще долго, сыграв во многих интересных фильмах. Но никто не застрахован от трагической случайности: обычная автомобильная поездка внезапно может оказаться роковой.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, почему мозг нас обманывает. Избавишься от установок, которые портят тебе жизнь. Поймешь, как повысить самооценку, распознать депрессию и справиться с тревогой.

Расскажем о шести советских актерах и актрисах, чьи жизни унесла дорога.

Евгений Урбанский – 33 года

К/ф «Коммунист» / Мосфильм

Дебютная роль Василия Губанова в картине «Коммунист» стала звездной для молодого артиста Евгения Урбанского. На международном Венецианском кинофестивале в 1958 году фильм получил почетный диплом, а на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1959 году — первую премию. Кроме этого, в результате опроса читателей журнала «Советский экран» «Коммунист» вошел в тройку лучших фильмов 1959 года.

Второй не менее успешной работой Урбанского стал фильм Григория Чухрая «Чистое небо», в котором он сыграл Героя Советского Союза, летчика Алексея Астахова. Эта лента собрала большое количество наград на кинофестивалях в Мехико, Москве и Сан-Франциско. А Урбанский стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Лучшая мужская роль».

В 1965 году Урбанский приступил к съемкам в картине «Директор», рассказывающей об истории создания первого советского автомобиля. Прообразом героя Урбанского, Алексея Зворыкина, был легендарный директор Московского автозавода Иван Лихачев.

Один из эпизодов картины был посвящен международному автопробегу по пустыне Кара-Кум. По сюжету Зворыкин, чтобы доказать, что наши машины не хуже иностранных, сам садится за руль.

5 ноября 1965 года снималась сцена проезда автоколонны по пескам. При съемке очередного трюка Урбанского на водительском месте заменил каскадер, но Евгений решил тоже остаться в автомобиле.

По сценарию машина Зворыкина должна была промчаться прямо по пескам, обогнать колонну и возглавить ее. Наиболее сложный кадр в этой сцене — прыжок машины с одного из барханов.

Первый дубль получился нормально — машина подпрыгнула и благополучно опустилась на все четыре колеса. Но второму режиссеру, который в тот день вел съемку, захотелось большей зрелищности. Он попросил ассистентов сделать настил под барханом повыше и дал команду на второй дубль.

«Машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль… Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый «газик», а под ним — Женю…», — вспоминал каскадер Юрий Каменцев.

Каменцев получил сотрясение мозга, а у Урбанского оказались переломанными шейные позвонки.

Через несколько месяцев после гибели Урбанского его жена, актриса Дзидра Ритенберга родила дочку, которую назвали в честь отца — Евгенией.

Леонид Быков — 50 лет

К/ф «В бой идут одни «старики» / Киностудия имени А. Довженко

Несмотря на то, что Леонида Быкова уже более 40 лет нет в живых, для миллионов кинозрителей он по-прежнему остается одним из самых любимых советских актеров.

Да и как можно не любить артиста, талантливо сыгравшего Петю Мокина в «Укротительнице тигров», Алешу Акишина в «Добровольцах» или Максима в комедии «Максим Перепелица»?

Нельзя не вспомнить и самые звездные картины Быкова, которые навсегда вошли в сокровищницу отечественного кинематографа — «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты шли солдаты». Именно они стали триумфом Леонида Быкова, как режиссера и как актера, раскрыв всю многогранность его таланта.

А сколько еще шедевров мог бы снять Быков, если бы нелепая смерть не оборвала его жизненный путь.

1 апреля 1979 года Быков за рулем «Волги» возвращался с дачи по трассе Киев-Минск. Впереди медленно ехал трактор «Беларусь» с мультикультиватором. Леониду надоело тащиться за трактором и он решил его обогнать.

Вывернув из-за трактора на встречную полосу, Быков увидел приближающийся грузовик ГАЗ-53, но увернуться от него уже не смог. Удар пришелся в правую переднюю дверь.

Суммарная скорость автомобилей при столкновении составила 150 км/ч. Удар был такой силы, что грузовик протащил «Волгу» еще 18 метров. Ремень безопасности был пристегнут, но он ничем не мог помочь артисту – его буквально искромсало колесо ГАЗа, вломившееся в салон «Волги».

Водители других автомобилей, ставшие невольными свидетелями аварии, вынесли еще живого Быкова из машины и положили на обочине. Но через несколько минут он скончался.

В ходе тщательного следствия проводились консультации с экспертами, автогонщиками, эксперименты на автодроме. Выяснилось, что молодой водитель встречного грузовика невиновен. Быков был трезв, но допустил оплошность, возможно, из-за усталости.

По одной из версий, причиной аварии стал инфаркт, случившийся у Быкова за рулем. Но врачи доказали, что это не так.

По их словам, в случае острой сердечной боли артист убрал бы ногу с педали тормоза. А Леонид, по словам экспертов, до последней секунды пытался предотвратить столкновение.

Майя Булгакова — 62 года

К/ф «Следствие ведут ЗнаТоКи» / ЦТ (Центральное телевидение СССР)

Майю Булгакову многие из советских режиссеров называли своей любимой актрисой. Недаром ее фильмография насчитывает без малого 170 картин. Правда, главных ролей среди них немного, в основном, второстепенные и эпизоды.

Но даже в самую незначительную роль Булгакова вкладывала столько души и таланта, что ее маленькие героини запоминались не меньше, чем главные.

Достаточно вспомнить Евдоху из драмы «Смертный враг», Марфу из многосерийной ленты «Строговы», директрису из «Приключений Электроника», Лущилиху из «Цыгана», главу мафии из телесериала «Следствие ведут знатоки» и многих других героинь.

По воспоминаниям дочери актрисы, Майя Булгакова была одержима своей работой.

«Любовник может предать, муж может предать, друзья могут предать, не предает только работа», — говорила актриса.

Интересно, что воплощая на экране образы одиноких, замученных жизнью и несчастливых женшин, в действительности Майя Булгакова была полной противоположностью и пользовалась большим успехом у мужчин. Актриса была 4 раза замужем. Последним ее супругом стал австрийский коммунист Петер Добиас, ради Булгаковой переехавший в Москву.

Вместе они прожили почти 20 лет, но в середине лета 1994 года Петер скончался. Булгакова очень тосковала по любимому мужу.

«22 дня Петеньки нет. Очень скучаю без Пети. И чем дальше, тем сильнее болит сердце, душа и все, все… Когда мы увидимся, обнимемся?», — писала актриса в своем дневнике.

Как будто предчувствуя свою смерть, Булгакова однажды сказала подруге: «Скоро я встречусь со своим Петенькой». Так и случилось.

1 октября 1994 года автомобиль, в котором Майя Булгакова и ее коллега Любовь Соколова ехали на концерт, на полной скорости врезался в столб. Водитель погиб на месте, а обе актрисы попали в реанимацию. Соколову выписали через несколько недель, а Булгакова, не приходя, в сознание скончалась. Своего Петеньку она пережила всего на три месяца.

Последний фильм с участием Булгаковой «Домовик и кружевница» вышел уже после ее смерти. Роль Майи Григорьевны озвучила другая актриса.

Лариса Шепитько — 41 год

К/ф «Таврия» / Киностудия имени А. Довженко

Ларису Шепитько большинство любителей советского кино помнит как талантливого и самобытного режиссера, снявшего такие шедевры, как «Крылья», «Ты и я», «Зной», «Восхождение».

Но мало кто знает, что Шепитько и сама снималась в кино. Первый раз на экране она появилась в 1956 году в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» — Лариса сыграла гостью на балу. Следом была небольшая роль в драме А. Довженко «Поэма о море», Ганна в экранизации романа Олеся Гончара «Таврия» и еще несколько ролей.

В 1979 году Лариса Шепитько приступила к съемкам своей очередной картины «Матера» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Съемки должны были проходить на озере Селигер.

2 июля ранним утром планировался выезд на натуру. А накануне вечером члены съемочной группы праздновали чей-то день рождения и засиделись за полночь.

Все просили Ларису отложить выезд хотя бы на пару часов, но Шепитько, привыкшая к точности, сказала: «Нет. Раз назначено — будем ехать».

В дороге оператор, художник, их ассистенты и Лариса задремали. А вскоре сон сморил и шофера.

Милиционер, дежуривший в то утро на дороге, видел, как мчалась по параболе «Волга», в которой все, включая водителя, спали. Но остановить ее он не успел.

Внезапно на встречной полосе показался грузовик с прицепом, груженым кирпичами.

«Заметив на встречке «Волгу» я съехал к обочине и практически остановился. Больше деваться такой большой машине было некуда. «Волга» со всего размаха врезалась в прицеп и кирпичи накрыли эту общую могилу», — рассказывал позже водитель грузовика.

Работу над фильмом «Матера» завершил муж Ларисы Шепитько, режиссер Элем Климов. В память о жене он назвал картину «Прощание».

Евгений Дворжецкий — 39 лет

К/ф «Графиня де Монсоро» / Студия «Шанс», ТВ Центр

Впервые на экране Евгений Дворжецкий появился еще во время учебы в Щукинском училище. В драме Александра Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» он сыграл Пашу Исаева, пасынка знаменитого писателя. Через три года он получил уже не второстепенную, а главную роль в драме «Нежный возраст».

Среди других заметных работ Евгения — юный Эдмон Дантес в «Узнике замка ИФ», средневековый ученый Азриэль де Сильва в детективе «Вход в лабиринт», революционер Юлий Мартов в исторической ленте «Раскол».

Но самую большую популярность у зрителей Дворжецкому принесла роль короля Франции Генриха III в многосерийной картине «Графиня де Монсоро».

Помимо кино, Дворжецкий работал на телевидении. С 1999 года он был ведущим программы «Семь бед — один ответ» на ОРТ. Затем некоторое время вел телеигру «Пойми меня» на канале НТВ, а также программы «Золотой Шар» на REN TV, «Бесконечное путешествие» на РТР, «Про фото» на телеканале «Культура».

12 июля 1999 года Евгению исполнилось 39 лет. Через некоторое время, в одном из интервью он обронил такую фразу:

«Мой брат умер, когда ему было 39. Мне сейчас столько же».

Действительно, единокровный брат Евгения, артист Владислав Дворжецкий, скончался от острой сердечной недостаточности 28 мая 1978 года.

Утром 1 декабря 1999 года Евгений на своем автомобиле ВАЗ-2109 поехал в Институт иммунологии. Дело в том, что врачи заподозрили у Дворжецкого бронхиальную астму и направили его на консультацию к специалистам.

К счастью, страшный диагноз не подтвердился. Евгений вместе со своим коллегой и другом Константином Карасиком сели в машину и поехали домой. Но по дороге Евгению захотелось обрадовать жену. Достав телефон, он стал набирать номер.

Отвлекшись от дороги всего на несколько секунд,  артист не заметил знака «Уступи дорогу» и его девятка, выехав на перекресток, столкнулась с грузовиком ЗИЛ 5301 «Бычок».

Удар пришелся на водительскую сторону. Травмы, полученные Дворжецким, оказались несовместимыми с жизнью, и он практически мгновенно скончался. Константин Карасик, сидевший на пассажирском месте, остался в живых.

У Евгения остались жена и двое детей — 9-летняя дочка Аня и сын Миша, которому не исполнилось еще и года.

Григоре Григориу — 62 года

К/ф «Табор уходит в небо» / Мосфильм

Сниматься в кино молдавский артист Григоре Григориу начал еще в 1966 году, но звездный час его наступил только спустя 10 лет. Это произошло, когда на экраны всех кинотеатров Советского Союза вышла драма Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо».

Картина стала лидером проката, в премьерный 1976 год ее посмотрели почти 65 миллионов человек. Фильм получил множество наград в разных странах на самых престижных мировых кинофестивалях. А исполнители главных ролей Светлана Тома и Григоре Григориу, что называется, проснулись знаменитыми.

Григориу в одночасье превратился в одного из самых снимаемых артистов СССР, право работать с которым отстаивали многие режиссеры. За последующее десятилетие Григоре снялся в 25 картинах, среди которых «Овод», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова», «На Гранатовых островах», «Емельян Пугачев» и многие другие.

А потом наступили кризисные 90-е и многие востребованные артисты, в числе которых оказался и Григориу, оказались не у дел. По словам сына артиста, отец очень тяжело переживал потерю профессии и все надеялся, что его вот-вот снова позовут сниматься.

Но его надеждам не суждено было сбыться.

Григоре Горигориу очень любил охоту и часто ездил с друзьями охотиться на кабанов, косуль или фазанов.

Ранним утром 20 декабря 2003 года Григоре вместе со своим другом выехал в лес. Недалеко от села Паланка они остановились на обочине, поджидая других товарищей. Неожиданно из-за поворота на огромной скорости выскочила «Мазда» и врезалась в «Волгу» Григориу. Артист и его друг скончались на месте.

Пассажиры «Мазды» тоже погибли, а водитель, не справившийся с управлением, выжил, но остался инвалидом. Позже следствие установило, что люди, находившиеся в «Мазде» торопились в Одессу на оптовый рынок. При этом шофер не учел, что в предрассветный час над дорогой стоял туман, а асфальт был покрыт коркой льда, и развил скорость около 130 км/час.

Уже на следующий день на место гибели Григоре Григориу съехались несколько сотен цыган, которые после «Табора» считали его своим. В память об актере цыгане по своим обычаям устроили трехдневный пир.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook