Иман: африканская королева

Апполинария,
редакция Femmie

Она родилась и выросла в Сомали и покорила модную индустрию. Одна из первых чернокожих супермоделей, которая не только стала иконой красоты, но основала собственную косметическую империю и вышла замуж за Дэвида Боуи

1. Девочка из Сомали

Иман (по-арабски значит «вера») Мохамед Абдулмаджид родилась в богатой сомалийской семье. Её отец был политическим активистом и боролся за независимость страны, и впоследствии стал послом Сомали в Саудовской Аравии.

Сомали – одна из самых бедных, диких и опасных стран мира. Сегодня 98% сомалийских женщин проходят процедуру обрезания, а уровень грамотности в стране находится в районе 30%. В детстве Иман грамотными были менее 6% населения Сомали.

Однако благодаря принадлежности высшему слою Иман получила нормальное образование. Большую часть детства она провела в Египет, где училась в школе-интернате.

В конце 60-х, когда случился политический переворот, отец увез семью в Кению. Там Иман училась на факультете политологии в Университете Найроби. Она знает 5 иностранных языков и вообще-то никогда не планировала становиться моделью.

2. Случайное фото

На обложки журналов Иман попала совершенно случайно. Будучи студенткой, она познакомилась с американским фотографом Питером Бэрдом, которые путешествовал по Африке и сделал на пробу несколько её снимков.

Вернувшись в Нью-Йорк, Бэрд показал фото Иман Вильгельмине Купер, модели и основательнице модельного агентства Wilhelmina Models. Вильгельмина сразу же заинтересовалась такой необычной девушкой, и вскоре пригласила её работать в Америку.

«Я понятия не имела, что он кому-то показывал снимки, так что для меня все это было шоком. На тот момент в моей жизни не было модных журналов, я их никогда не видела, не знала, что есть такой бизнес и не представляла, о чем она говорит», – вспоминала Иман впоследствии.

В 1975 году Иман переехала в Нью-Йорк и подписала контракт. Уже в следующем году она появилась на страницах журнала Vogue, и спустя несколько лет стала супермоделью.

Иман представляла одежду таких дизайнеров как Кельвин Кляйн, Джанни Версаче, Донна Каран, Иссеем Мияки и других. Среди работавших с ней фотографов Ирвин Пенн, Хельмут Ньютон, Анни Лейбовиц, Ричардом Аведон. Ив Сен-Лоран называл Иман женщиной своей мечты и даже посвятил ей отдельную коллекцию «Африканская королева».

3. Чёрная модель

Конечно, пропуском в модную индустрию для Иман стала её экзотическая внешность. Она была одной из первых чернокожих моделей и сразу почувствовала, что отличается от большинства своих коллег.

«Внезапно я оказалась «черной моделью» Иман. Это было что-то вроде «добро пожаловать в Америку». Я не знала, что есть такой способ описывать людей. Я не знала, что цвет кожи станет главной характеристикой. В моей стране все черные, никто никого не называет «черная», – вспоминала Иман.

Но дело не только в настойчивом подчеркивании цвета кожи, которое позволяли себе все вокруг. Иман столкнулась с тем, что темнокожим моделям платили меньше, чем белым, и она добилась повышения своих гонораров.

Впрочем, с дискриминацией темнокожих моделей Иман сталкивается до сих пор. Она говорит, что многие модные дома (Victoria Beckham, Céline, Balenciaga, Chanel и другие) практически не приглашают цветных моделей на свои показы.

Несколько лет назад Иман вместе с Наоми Кэмпбелл и Бетанн Хардисон выступила с инициативой Balance Diversity. Модели отмечают, что сегодня ситуация с дискриминацией хуже, чем 20 лет назад, и модную индустрию вновь захлестнула волна скрытого расизма.

4. Икона красоты

Иман признавалась, что в детстве и юности никогда не считала себя особенно красивой. Только став популярной моделью, она смогла справиться с низкой самооценкой. Однако именно она стала одной из первых темнокожих «икон красоты» и во многом расширила представления о чёрных моделях.

«Мне повезло, так как мое появление в 1975 совпало с переворотом в восприятии культуры черных. В то время черных моделей описывали как «сексуальных», «знойных», «дерзких», но никогда как «красивых». Так что когда Питер Берд сказал: «Это самая красивая женщина, какую я встречал в жизни», — это стало переменой в модных представлениях», – вспоминала модель.

Хотя Иман попала на подиум благодаря своей экзотичности, она смогла стать законодательницей моды, а не просто одной из девушек с необычной внешностью.

Неудивительно, что со временем Иман стала сниматься и в кино. Яркого актерского таланта у неё нет, зато красота оказалась весьма востребованной, поэтому на эпизодические роли приглашали довольно часто.

Иман сыграла примерно в 20 фильмах, в том числе в знаменитой картине «Из Африки», которая получила 7 премий «Оскар» и где в главной роли снялась Мэрил Стрип.

Одна из самых известных ролей Иман и в то же время самый известный её образ – египетская царевна в клипе Майкла Джексона «Remember the Time».

5. Бизнес-леди

В 90-х Иман умело использовала собственную популярность, чтобы начать бизнес. Найти выгодную нишу помог опыт работы в качестве модели. Особое отношение к цветным Иман чувствовала не только в среде своих коллег. Она отлично знала, как трудно подобрать косметику чернокожей женщине, ведь большинство брендов работают для белых, и их продукция не подходит для кожи других оттенков.

Именно поэтому компания IMAN Cosmetics, Skincare & Fragrances сосредоточилась на разработке косметики для темнокожих. В конечном итоге Иман пришла к идее создания универсальной косметической линии, которая подходит женщинам с любым цветом кожи.

Иман не только стала главным лицом бренда, но и лично участвует в создании новых продуктов. Её стратегия себя полностью оправдала, а годовой оборот компании превышает 25 млн долларов. Кроме того, Иман придумала собственную коллекцию одежды Global Chic, которая стала одним из самых продаваемых товаров в торговой сети Home Shopping Network.

6. Красивая старость

Но несмотря на огромные успехи в бизнесе, Иман до сих пор не завершила и модельной карьеры. В свои «за 60» она до сих пор регулярно снимается в рекламе. Например, в 2016 году модель работала с компанией KENZO.

«Она невероятная. Когда вы увидите ее, вам покажется, что такого не может быть. Она выглядит моложе, чем ее молодые коллеги. Это женщина-вдохновение. Удивительно, с каким достоинством она подает себя», – говорит дизайнер KENZO Кэрол Лим.

Однако сама Иман сегодня позиционирует себя не столько как модель, сколько женщину за 60. «По-моему, Америка слепа в своей фиксации на молодости, и это необходимо изменить. Я не буду снова 20- или 30-летней, и не хотела бы быть. Мне почти 60, и я хочу, чтобы люди изменили свое отношение к 60-летним», – говорит Иман.

Она призывает не бояться стареть и комфортно чувствовать себя в своём возрасте. Иман сегодня – один из самых ярких примеров красивой старости. Она даже завела специальный блог, в котором даёт советы, раскрывает секреты красоты и ухода за собой, рассказывает о собственном ощущении возраста.

Иман, к примеру, выступает против поспешного обращения к пластической хирургии. Хотя сама она в молодости увеличила грудь, в борьбе со старостью ставит пластику на последнее место. У современной женщины есть множество менее травматичных и опасных способов ухода за собой, и чем быстрее она начнёт их грамотно применять, тем сильнее будет положительный эффект.

«Моя мама говорила, что о коже надо начинать заботиться в 20, и в 60 это принесет плоды. Это постоянный и непрерывный процесс», – говорит Иман.

7. Жена Боуи

Впервые Иман вышла замуж в 18 лет за сомалийского предпринимателя, но этот брак распался, когда она переехала в США.

Вторым мужем модели стал баскетболист Спенсер Хейвуд. В браке с ним Иман прожила около 10 лет и родила дочь Зулейху.

Самым ярким замужеством было третье. В 1992 году Иман вышла за Дэвида Боуи. Рок-звезда и супермодель моментально стали одной самых красивых и экзотичных пар шоу-бизнеса.

Инопланетянин Боуи, который не только удивлял волшебной музыкой, но и регулярно эпатировал публику необычными образами и неожиданными жестами, и Иман – изящная африканская красавица. Они идеально подошли друг другу.

«Вы, наверное, думаете, что быть рок-идолом, женатым на супермодели – это лучшее, что может случиться в жизни? В принципе, так оно и есть», – говорил Боуи.

Впрочем, за яркой обложкой скрылась вполне себе обычная счастливая история любви. «Я влюбилась в Дэвида Джонса, а не в Дэвида Боуи. Боуи был просто публичной персоной, певцом, артистом. А я встретила человека по имени Дэвид Джонс», – говорила Иман.

В браке с Дэвидом модель родила ещё одну дочь – Александрию. И Боуи, и Иман примерно одинаково описывали свои отношения – любовь, праздник, счастье, стабильность. Они всегда отзывались друг о друге с нежностью и благодарностью.

Иман прожила с Дэвидом 26 лет, вплоть до его смерти в прошлом году. Она говорила, что секрет удачного крепкого брака в том, чтобы правильно выбрать момент: «Приходит время, когда ты готова к долгим-долгим отношениям, и к тому, чтобы они стали в твоей жизни главным».

Что ж, Боуи появился в жизни Иман как раз вовремя.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook