Как менялась мода на нижнее белье.
Набедренные повязки и «мода» на топлесс
Хранилища музеев могут рассказать довольно много об истории нижнего белья, начиная с середины 18 века — принято считать, что именно тогда белье как таковое и появилось.
Информацию о древних римлянах и греках до сих пор приходится собирать буквально по крупицам: главное, что известно об исподнем древности — что его практически не было. Однако все же можно рассказать несколько деталей, способных вызвать недоумение у современного человека.
Десятки тысяч лет единственным вариантом нижнего белья была набедренная повязка, которая в теплых местностях заменяла собой и верхнюю одежду. Что касается женщин, известно, что они носили льняные рубахи на бретельках, которые начинались под грудью — топлесс вообще можно назвать главной модной «тенденцией» древности.
Впервые белье для верхней части тела стали использовать в Древней Греции. Самый первый вариант бюстгальтера назывался «строфион» и представлял собой узкую полоску из кожи, которая завязывалась под грудью — но поверх строфиона женщины уже надевали хитон.
Со временем строфион мог выглядеть по-разному в зависимости от функции, которая нужна была его владелице — просто поддерживать грудь, сдерживать ее рост или утягивать. В Древнем Риме строфион сделали шире, а позже начали пришивать к нему шнуровку — так появился первый в истории корсет.
Что показательно, никакого древнего аналога современных трусов не было. Чаще всего все ограничивалось именно набедренной повязкой, которую с натяжкой можно назвать полноценным нижним бельем.
Исподнего для нижней части тела попросту не существовало — причем ни в теплых краях, ни в холодных. Таким образом, и женщины, и мужчины воспринимали собственное тело и тела друг друга как нечто вполне обыденное, лишенное всякой «тайны» и «загадочности».
Несмотря на подобную «раскованность», есть некоторые свидетельства того, что в определенные дни женщины все же носили нечто, напоминавшее трусы, для того, чтобы удерживать предназначенные для этих самых определенных дней «тряпки». О необходимости для женщин подобной ткани упоминается в нескольких древних источниках.
Появление первого белья
Полноценный же прародитель нижнего белья появился в Европе лишь в XII веке. Именно тогда мужчины начали носить льняные штаны, собиравшиеся на талии шнуром.
Такие штаны под названием «брэ» доходили до середины икры, но постепенно их длина укорачивалась, и к 15 веку они походили на современные шорты. Сверху на брэ надевались еще одни штаны — шоссы. Шоссы состояли из двух частей — для правой и левой ноги, и крепились к поясу специальными завязками.
Лишь в XVIII веке брэ и шоссы заменили кальсоны, которые оставались исключительно мужским предметом гардероба. Нижним бельем для женщин в это время служил шемиз — рубаха из льна с длинными рукавами, которую надевали под платье.
Довольно долго белье оставалось прерогативой богатых людей — это изменилось лишь в XIV веке «благодаря» бушевавшим в Европе эпидемиям. Отсутствие бань, которые в то время считались рассадником заразы и были запрещены, вынудило ученых мужей объявить белье единственным, что способно защитить людей от массовых болезней.
Несмотря на признанную полезность исподнего, белье все же не раз становилось объектом нападок и подвергалось анафеме. Впервые это случилось в XV веке, когда Папа Римский осудил использование корсетов.
Эта деталь женского гардероба вызвала недовольство церкви тем, что дамы, приходившие в храм, из-за жесткости своих корсетов не могли наклоняться и делать поклоны. Позже запрещать стали фижмы — каркасы, придававшие пышность женской юбке.
Ношение фижмы приравнивалось к обману, так как с ее помощью женщины визуально видоизменяли собственную фигуру и придавали бедрам модный в то время объем.
Третий элемент нижнего белья, вызвавший негодование церкви — панье. Панье были призваны увеличить не бедра, а заднюю часть тела, придав фигуре пышность и сделав вид со спины особенно волнующим.
Союзник и враг женского тела
Несмотря на периодический гнев церкви, с начала XIV века белье стало неизменным союзником женщин в борьбе за внимание противоположного пола. Теперь оно исполняло не только функцию практичности, но и помогало сделать женское тело «говорящим».
Зачастую подобная погоня за привлекательностью становилась вредной для здоровья и, к тому же, очень болезненной. Так, в середине XV века в моду вошли платья со шнипом — лифом с заостренным нижним краем, доходившим порой до середины бедра.
Такие платья стали популярными благодаря предпочтениям королевы Изабеллы Кастильской и были призваны подчеркнуть тонкую талию. Однако ходить в таких платьях с металлическими корсетами было очень больно, а обладательницам пышных форм и вовсе мучительно. К счастью, и в то время мода имела свойство довольно часто меняться.
В XVII веке помимо многочисленных нижних юбок женщины впервые стали носить панталоны. Первыми к этому пришли аристократки, которые стали выезжать на охоту.
Интересно то, что внутренний шов у таких панталон был открытым — делалось это, чтобы избежать обвинений в использовании мужской одежды. Такими женские панталоны оставались до конца XIX века, и именно в них, к примеру, танцевали канкан в «Мулен Руж».
Нижняя рубашка в XVII столетии превратилась в самостоятельный предмет гардероба — женщины стали использовать ее как домашний костюм, в котором ходили по утрам.
В целом же, с древности и до конца XIX века нижняя одежда прошла путь от почти полного отсутствия до многообразия, которое даже сегодня трудно себе представить.
Так, любая женщина, выходившая в свет в XIX столетии, надевала на себя чулки, подвязки для чулок, панталоны, сорочку, корсет, две, а порой и три нижних юбки из разных тканей, тюрнюр, льняную кофточку поверх корсета и только после — основную юбку и корсаж. Отдельно стоит упомянуть то, что корсет должен был убрать до 25 сантиметров в талии, а суммарный вес подобного комплекта нижнего белья доходил до четырех килограммов.