Ему с детства пришлось смириться с известностью отца, но он всеми силами старался быть непохожим на него. Во многом из-за сложных отношений с известным родителем. Рассказываем, почему сын известного композитора Микаэла Таривердиева ненавидел музыку, за что получил два ордена Красной Звезды и как сложилась его жизнь.
Зашел не туда
Карен Таривердиев родился в апреле 1960 года в семье солистки филармонии Елены Андреевой и композитора Микаэла Таривердиева. Родители развелись, когда мальчику было около 11 лет. Но с отцом Карен виделся каждое воскресенье, а также ездил жить к нему на каникулы.
Однажды Микаэл задал сыну крепкую трепку. Карена поймали в магазине за кражей и привели к матери. Та, недолго думая, позвонила бывшему мужу. Приезд Микаэла Таривердиева носил более чем воспитательный характер. Без лишних слов он схватил сына за шею и прижал к стенке.
«Я не стану стреляться и вешаться от позора, что мой сын вор, как это делают другие. Я тебя просто придушу, если еще раз об этом узнаю», — сказал он Карену.
Инцидент так сильно повлиял на маленького Карена, что он до конца своих дней оставался человеком чести и справедливости. Больше он ничего никогда не брал без спроса.
Возненавидел музыку и всячески пытался отличаться от отца
При таких талантливых родителях казалось очевидным, что мальчика нужно отправить в музыкальную школу. Так и поступили. И пока ровесники играли во дворе в футбол после школы, Карен учил ноты, что сильно его раздражало. Занятия ему не нравились, способностей особых не было. К тому же он совсем не хотел идти по стопам отца.
«Справедливости ради надо отметить, что отец никогда не настаивал на моем музыкальном образовании. Видимо, отлично понимал мои чувства и трезво оценивал мой «музыкальный дар», а точнее, его полное отсутствие», — рассказывал в интервью Карен.
И хотя спустя годы сын знаменитого композитора научился играть на гитаре и любил петь под нее песни, это занятие все же носило любительский характер. После школы Таривердиев-младший поступил в МГУ на философский факультет.
На спор бросил институт и пошел работать
Институт Карен так и не закончил. На втором курсе он оставил учебное заведение из-за спора с девушкой. Сын Микаэла Таривердиева уехал в Тюмень добывать нефть.
А по возвращению с заработков он прямиком отправился в военкомат. Хотел в армию. Там Карен по-настоящему нашел себя.
«Карик был человек неординарный. Поэтому и «заскоков» у него было более чем достаточно. Один из них — комплекс сына великого человека. Карен постоянно пытался доказать, что он и без отца, автора музыки к «Семнадцати мгновениям весны» и «Иронии судьбы», кое-чего стоит», — вспоминает его друг, спецназовец Сергей Козлов.
Стал разведчиком и прошел Афганистан
После полугода службы в ВДВ и по окончанию учебки в Прибалтике Карен поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное дважды Краснознаменное командное училище имени Ленинского комсомола. Там, в девятой роте, готовили офицеров-разведчиков. Они изучали иностранные языки — английский, немецкий, французский, китайский. Карену дали учить фарси, поэтому, когда начался Афганистан, знания ему очень пригодились.
На войне Карен проявил себя как ответственный и добросовестный офицер. Он был дважды тяжело ранен, чудом избежал смерти, удостоился ордена Красного Знамени за захват 12-ствольной реактивной пусковой установки. А потом ему присвоили еще два ордена Красной Звезды за два ранения.
«У меня вообще впечатление, что я погиб в Афганистане — тогда, на последнем подрыве. А все, что сейчас, — это не со мной», — писал Карен Таривердиев в своем сборнике рассказов «Везучий».
Ушел из армии и начал писать
Позже была служба в Феодосии, Германии и Москве. Но после распада Советского Союза Карен ушел со службы. К тому моменту у него уже подрастали две дочери. На гражданке мужчина не растерялся: начал писать рассказы. Некоторые даже были опубликованы. А еще Карен был номинирован на премию «ТЭФИ» за репортажи для телевизионной программы «Дорожный патруль».
Карен Таривердиев ушел из жизни в июле 2014 года. Опухоль поджелудочной железы, из-за которой пришлось убрать в объемах внутренние органы, оказалась доброкачественной. Но операция не прошла бесследно и сын знаменитого композитора ушел из жизни всего в 55 лет.