«Овод» / Киностудия им. Довженко (ТО "Луч")
19 декабря 2019 года Анастасии Вертинской исполнилось 75 лет. Вот уже почти 20 лет, как актриса не снимается в кино и не играет в театре. Тем не менее, у нее есть роль — главная и очень важная. Это роль бабушки и прабабушки для своих внуков и правнуков.

Ассоль в «Алых парусах», «Гуттиэре в «Человеке-амфибии», Офелия в «Гамлете», Мона в «Безымянной звезде», Джемма в «Оводе»… И все это она — актриса Анастасия Вертинская. Ее улыбка и глаза сводили (да, и сейчас сводят) с ума миллионы мужчин.
Самое удивительное, что именно из-за редкой красоты многие режиссеры не хотели снимать Вертинскую в своих фильмах — уж очень она не подходила на роли простых советских девушек «из народа». И чтобы соответствовать стандартам, Анастасия вынуждена была «упрощать» свою внешность — рисовать веснушки, запихивать в нос вату…

Для балета Анастасия оказалась тяжеловата

Анастасия и ее старшая сестра Марианна с детства росли в творческой среде. Отец девочек — знаменитый эстрадный певец, киноактер, поэт и композитор Александр Вертинский. Мама — актриса и художница Лидия Циргвава-Вертинская.

Правда, Анастасия, в отличие от сестры, сначала собиралась стать балериной. А когда ее не приняли в танцевальную труппу (сочтя слишком «тяжеловатой» для балета), то решила всерьез заняться изучением иностранных языков. Но, по случайности, ей так и не суждено было стать переводчицей.

Ассоль можно было уже не искать

В 1959 году режиссер Александр Птушко решил экранизировать повесть Грина «Алые паруса». На роль Грея он сразу же утвердил молодого, но уже известного артиста Василия Ланового. А вот на главную женскую роль Ассоль никак не удавалось найти подходящую актрису.

«Алые паруса» / «Мосфильм»
Тогда художник-постановщик картины, хорошо знакомый с семейством Вертинских, привел на пробы 15-летнюю Анастасию. Правда выглядела в тот момент она не слишком романтично — короткая стрижка, спортивный костюм. Неудивительно, что Птушко не нашел в девочке никакого сходства с главной героиней.

Но когда на Вертинскую надели длинный парик и платье и сделали ей небольшой макияж, всем, и режиссеру в том числе, стало понятно — Ассоль можно уже не искать.

«Каждому хотелось меня потрогать»

Съемки в «Алых парусах» сделали из обычной московской школьницы Насти Вертинской настоящую звезду советского экрана. Поклонники ей просто не давали прохода — останавливали на улице, хватали за руки, объяснялись в любви.

«C тех пор я боюсь толпы. В советские времена ведь не было телохранителей или машин с затемненными стеклами. Я ездила в тех же трамваях, что и все, так же стояла в очереди за хлебом. Мало того, что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать. Это было жуткое насилие над личностью, оно угнетало меня всю жизнь», — признавалась Анастасия Вертинская в одном из интервью.

Интересно, что сама актриса не считала свой дебют в кино удачным, и очень не любит, когда ее Ассолью восхищаются.

«Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить», — признавалась она.

Снимаясь в «Человеке-амфибии» Вертинская научилась нырять без акваланга

Кстати, свою следующую картину — «Человек-амфибия», которая сделала ее еще знаменитее, Анастасия Александровна тоже не особо жаловала, называя «банальным фильмом под водой, снятым по шлягерной беллетристике».

«Человек-амфибия» / «Ленфильм»
Тем не менее, для того чтобы сыграть роль Гуттиэре, Вертинской пришлось преодолеть немало трудностей. Например, научиться отлично плавать, нырять без акваланга и подолгу находиться на глубине. И девушка настолько хорошо овладела этими навыками, что выполняла все сама, отказавшись от дублеров.

Кроме того, сыграв две главные роли в кино, Анастасия уже не сомневалась, что хочет быть только актрисой. Поэтому после окончания школы поступила в театральное училище имени Щукина.

«Такую роль сыграть — и умереть»

Если Ассоль и Гуттиэре принесли Анастасии Вертинской неслыханную популярность у советских зрителей, то после роли Офелии в фильме Григория Козинцева «Гамлет» о молодой актрисе узнали и за рубежом.

«Гамлет» / «Ленфильм»
По признанию Анастасии, получить еще будучи студенткой роль Офелии — это не только величайшее везение, но и большая ответственность.

«Такую роль, как говорится, сыграть — и умереть. А если тебе всего 19 лет, то надо работать и работой каждый день доказывать, что ты способна и не на такое, что ты настоящая актриса», — говорила Вертинская.

Выйдя в прокат, «Гамлет» не просто получил международное признание, а собрал множество наград (в частности, приз жюри Венецианского фестиваля). А молодую актрису Анастасию Вертинскую зарубежные журналисты тут же окрестили «самым талантливым сердцем советского кино» и «Вивьен Ли советского кино».

«Меня поставили в массовку на два года»

В студенческие годы Вертинской посчастливилось сыграть еще две пусть не главные, но знаковые роли — Лизы Болконской в «Войне и мире» и Кити Щербацкой в «Анне Карениной». Работая над этими образами, Анастасия настолько усовершенствовала свое мастерство, что была уверена: ее ждет блестящее будущее и в театре, и в кино.

«Война и мир» / «Мосфильм»
Однако, как ни странно, шквала предложений от режиссеров почему-то не последовало. Во всяком случае такого, на который рассчитывала Вертинская. Во всем оказалась виновата внешность актрисы — ее красота никак не попадала под стереотип обычной советской девушки — румяной и веселой активистки. А «костюмные» фильмы, в которых она была бы на своем месте, в то время снимали не так часто.
«Анна Каренина» / «Мосфильм»
Похожая картина была и в театре — в современных пьесах для красавицы Вертинской просто не находилось ролей. И ей приходилось искусственно «упрощать» лицо, засовывая в нос клочки ваты или рисуя себе веснушки.

«Помню, я уже сыграла в „Алых парусах“, „Человеке-амфибии“ и „Гамлете“, и в Британии мне дали премию как лучшей Офелии, когда в „Современнике“ меня поставили в массовку на два года», — вспоминала Анастасия.

«Такая роль выпадает раз в 200 лет»

Правда, от некоторых ролей актриса и сама отказывалась не желая сниматься в проходном фильме. В начале 70-х годов она выдержала самую длительную паузу — целых 6 лет.

Зато после этого судьба наконец-то сполна вознаградила Вертинскую, подарив ей одну за другой самые лучшие роли — Мону в «Безымянной звезде», Оливию в «Двенадцатой ночи», Джемму в «Оводе», Маргарет в «Краже».

«Безымянная звезда» / Свердловская киностудия
Кстати, именно «Безымянную звезду» Анастасия Вертинская называла самым лучшим своим фильмом, а роль Моны — самой удачной и любимой.

«Роль такая выпадает раз в 200 лет. Потому что в ней есть все: и лирическое начало, и драматическое, и комедийное… А еще я люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой», — рассказывала Вертинская.

«Я поняла, что можно жить и не беспокоиться»

В 90-е годы актрисе все реже предлагают роли героинь, а играть «маму киллера или бабушку главного героя» ей не интересно. Поэтому, подумав, Вертинская решает расстаться с кино. Последним фильмом, в котором сыграла Анастасия, стала сказка «Бременские музыканты и Со», где ей досталась роль атаманши.

«Бременские музыканты и Со» / Театр «Антреприза Александра Абдулова», Ленфильм
И хотя поклонники актрисы были от ее решения в шоке, саму Анастасию Вертинскую уход из кино не только не напрягает, но даже радует.

«Наконец-то я поняла, что можно жить и не беспокоиться, что какое-то время тебя никто не увидит на сцене, на экране, вообще не увидит. И ничего страшного», — признавалась актриса.

Тем более, что Вертинская нашла для себя не менее важное дело, чем театр или кино — она занялась восстановлением творческого наследия своего знаменитого отца. Анастасия уже выпустила книгу стихов Александра Вертинского, а сейчас принимает участие в реставрации его многочисленных записей.

Также Анастасия вместе с сестрой Марианной активно сотрудничает с режиссером Авдотьей Смирновой, которая намерена снять 8-серийный телесериал о жизни Александра Вертинского.

«Для внуков я была бабушкой-камикадзе, а прабабушка я «на удаленке»

@stepan_mikhalkov
А еще, по словам Анастасии Александровны, сейчас она играет свою самую любимую роль — роль бабушки четырех внуков и прабабушки двух правнуков.

«Правда, для внуков я была бабушкой-камикадзе, готовой на все. Страшно их баловала, как когда-то меня баловал отец. Но теперь силы не т. е. И прабабушка я… „на удаленке“. То есть сидеть ради них под столом и рычать, изображая пантеру Багиру, как проделывала с внуками, уже не в состоянии. Забраться под стол еще могу, а вот вылезти обратно сложнее…», — смеется Вертинская.

В преддверии 75-летия знаменитой актрисы многих журналистов интересовало, не соскучилась ли она по сцене или съемочной площадке. И все получали от Анастасии Вертинской примерно один и тот же ответ:

«Я бесконечно уважаю людей, которые на алтарь искусства несут себя до последнего. Знаю немало актеров, которые жить не могут без сцены. Но я к ним не принадлежу. И театральная и киношная жизнь меня интересует только как зрителя».

@stepan_mikhalkov