Даже сегодня при всем разнообразии медицинских технологий и обезболивающих препаратов зубная боль заставляет многих людей страдать. А что уж говорить про прежние века, когда из доступных средств были только щипцы для вырывания зубов и растительные порошки? Расскажем, как в разные времена лечили зубную боль монархи и у кого из русских правителей были самые плохие зубы.
Елизавета I страдала от кариеса и ввела моду на плохие зубы
Когда речь заходит о жизни в эпоху Средневековья, многие представляют себе бедняков с гнилыми и отсутствующими зубами. Но это заблуждение: как раз в те времена даже у простых людей была белая улыбка. Уже тогда люди использовали различные порошки для полоскания рта и чистки зубов. К тому же в рационе присутствовало много молочных продуктов, содержащих кальций.
Все изменилось, когда на столах появился сахар. Сначала этот «сладкий яд» из-за своей дороговизны был доступен только высшей знати. И именно у монархов и аристократии проблемы с зубам начались гораздо раньше, чем у крестьян.
При королевских дворах европейских государств сахар играл использовался не только в кулинарии, но и в сложных скульптурных фигурах. Примерно с начала XVI века успех банкета измерялся размером и сложностью этих роскошных сладостей.
Вскоре некоторые врачи осмелились критиковать подобные роскошные банкетные приемы. Они указывали на пагубные последствияя безудержного употребления сладостей. Популярность рафинада повлекла за собой значительный рост заболеваемости зубами, прежде всего в высших кругах. Иметь кариес было «царским» недугом и считалось наказанием Божиим за чревоугодие. Считалось, что судьба наказала кариесом тех, кто постоянно баловался сладостями и ел их в больших количествах.
Например, королева Елизавета I, была настоящей сладкоежкой. Она съела так много сладостей, что ее зубы почернели и выпали. Это быстро привело к тому, что черные, гнилые зубы стали ассоциироваться с богатством и знатностью. Парадокс, но плохие зубы вошли в моду. Иностранные послы утверждали, что при разговоре с Елизаветой I ее трудно понять. Из-за отсутствия зубов ее дикция стала невнятной.
Для французского короля Людовика XIV регулярное и чрезмерное употребление сладостей имело горькие последствия. Уже в молодые годы он лишился почти всех зубов по настоянию врачей: они считали, что гнилые зубы опасны для организма в целом.
К концу XVIII века большинство европейских монархов и аристократов страдали от кариеса. Многие из них потеряли зубы, из-за чего щеки даже в молодом возрасте выглядели по-старушечьи впалыми. Чтобы исправить этот изъян, придумали тканевые маленькие подушечки для внутренней стороны щеки. Это помогало хоть немного подтянуть контур лица.
Екатерина II лишилась 5 зубов, а Александр I носил протез
Как и в Европе, в России сахар сначала был доступен только царям и знати. Первая в государстве «сахарная палата» была открыта Петром I в начале XVIII века, сырьё для сахара ввозилось из-за границы. В 1809 году стало налаживаться производство сахара из местного сырья — сахарной свёклы.
Известно, что императрица Екатерина II тоже любила сладкое и, как следствие, страдала кариесом. В ее мемуарах есть несколько записей о проблемах с зубами и о том, какие страдания ей причиняло лечение.
«Я просила его вырвать мне этот зуб, который не давал мне покою уже четыре или пять месяцев. Он не соглашался, но я решительно настаивала. Наконец, он велел позвать моего лейб-хирурга Гиона. Меня посадили на пол; Боеграв держал с одной стороны, Чеглокова — с другой, и Гион выдернул мне зуб, но в ту минуту, как он дергал, изо рта у меня хлынула кровь, из носу потекла вода и из глаз — слезы… Вместе с зубом Гион оторвал часть десны, приросшей к зубу…», — вспоминала императрица.
К счастью для нее и врачей рана вскоре зажила. Изучая мемуары Екатерины II, специалисты пришли к выводу, что всего за пару лет она потеряла пять зубов. И все из-за кариеса, который развился из-за чрезмерного употребления сладостей.
Александр I и вовсе носил протез, изобретенный итальянским дантистом Джузеппанжело Фонци. Между 1823 и 1825 годами он побывал в Петербурге, где и вручил протез монарху.
Серьезные проблемы с зубами были и других русских правителей. Например, Николай II страдал от пародонтоза. При этом стоматологическом заболевании поражается челюсть, поскольку из-за размягчения костной ткани зубы расшатываются и выпадают. Император скрывал эту проблему, поэтому на фотографиях и портретах он не улыбается.
До XVIII века плохие зубы не лечили, а вырывали
Вплоть до XVIII века придворные врачи как в Европе, так и в России могли предложить лишь один способ лечения больных зубов — их удаление. Для этой крайне болезненной процедуры использовали роторасширители и металлические клещи. Анестезии как таковой не существовало — растительные порошки не заглушали боль.
Монархи — такие же люди и тоже боялись вырывать зубы, как и все остальные. И английская королева Елизавета I, и российская императрица Екатерина II могли по полгода терпеть боль. Например, Елизавета I сначала требовала от епископов доказать, что боль при удалении зуба не такая уж сильная.
Прорыв в лечении произошел в XVIII веке во Франции. Врач Пьер Фошар работал при короле Людовике XV и описал в своем труде передовые методики, о которых умалчивали его коллеги. Именно он создал первые металлические и металлокерамические коронки — колпачки из золота, покрытые фарфором. Конечно же, такой способ лечения был очень дорогим, поэтому его могли позволить себе только короли и самые богатые вельможи.
А еще Фошар изобрел прообраз зубных мостов и полных протезов. Для их изготовления использовались как искусственные зубы (вырезанные из слоновой кости), так и человеческие (их вырывали из ртов умерших людей).
Французский врач стал первопроходцем в технологии выравнивания зубов, используя для этого тонкую полоску из чистого серебра. А кариес он предложил пломбировать золотом или оловом (после удаления нерва), таким образом сохраняя пораженный зуб, а не вырывая его.
Фошар стал первым врачом, кто позаботился и о физическом комфорте пациента. Он был категорически против того, чтобы человека усаживали на полу и жестко фиксировали его голову. Вместо этого врач предложил использовать специальное устойчивое кресло с подголовником. Позднее такие появились и во дворцах российских императоров. А первую ножную бормашину изобрели в 1790 году. Ее автор — Джон Гринвуд, личный дантист первого президента США Джорджа Вашингтона.
Николая II и его семью лечили иностранные дантисты
У Николая II и его семьи были свои зубные врачи, которые проходили тщательный отбор. Как уже упоминалось выше, император страдал от пародонтоза. Он получал качественное лечение, но в то время медицина была почти бессильна перед этим заболеванием.
За 23 года, которые Николай II был у власти, в штате Придворной медицинской части служили три личных зубных врача. В Зимнем дворце был открыт специальный кабинет, в котором установили кресло и бормашину, а также шкафы для инструментов.
Императрица Александра Федоровна тоже страдала кариесом, поэтому пользовалась услугами придворного врача.
«Послала за зубным врачом (в третий раз за один день), чтобы вынуть пломбу, больно, — видишь ли, воспаление надкостницы очень затрудняет лечение… Зубной врач мучает меня ежедневно: лечение очень медленно продвигается из-за воспаления надкостницы. Ежедневные посещения зубного врача способны довести до безумия — надеюсь завтра покончить с ним», — писала она Николаю II.
Примечательно, что иностранные дантисты лечили российских монархов вплоть до окончания царствования Николая II. После революции 1917 года их заменили российские врачи.