Как на «Титанике». Трагический финал лайнера «Лузитания», который ушел на дно вместе с пассажирами

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Затопление лайнера «Лузитания» привело к катастрофическим последствиям.

Лайнер "Лузитания" / Википедия

Эта катастрофа случилась всего через три года после гибели «Титаника». Океанский лайнер «Лузитания» считался непотопляемым. Однако не прошло и 20 минут, как он ушел под воду после атаки немецкой субмарины. Расскажем о трагедии, которая навсегда изменила ход мировой истории.

Пассажиры «Лузитании» получили зловещие телеграммы

Лайнер «Лузитания» в порту Нью-Йорка / Википедия

Утром 1 мая 1915 года в порту Нью-Йорка было слишком многолюдно: через несколько часов лайнер «Лузитания» должен был отправиться в Ливерпуль. Миллионер Альфред Вандербильт стоял на пирсе 54. Он только что получил из рук посыльного телеграмму. Зловещее сообщение Вандербильт перечитал несколько раз.

«По данным достоверных источников, «Лузитанию» будут торпедировать. Будет разумно для вас сию минуту отказаться от путешествия. Смерть»

В тот день Вандербильт и еще десятки богатых пассажиров лайнера получили подобные телеграммы с подписью «Смерть».

За несколько дней до 1 мая официальное предупреждение было опубликовано и в большинстве газет. Представитель Посольства Германии сообщал, что все корабли под флагом Великобритании и ее союзников будут уничтожены, как только войдут в военную зону вблизи Британских островов. Война между Англией и Германии шла полным ходом. По этой причине всем, кто планировал путешествовать морем, рекомендовали отказаться от поездки.

Однако Вандербильт, как и другие пассажиры, был уверен, что ничего подобного не случится во время рейса. Он не воспринял всерьез ни телеграмму, ни официальное оповещение в газетах.

Капитан «Лузитании» Уильям Тернер / Википедия

Капитан лайнера Уильям Тернер уверял миллионера, что «Лузитания» может уйти от субмарины: ее скорость была гораздо выше, чем у подлодки. К тому же у корабля было двойное дно и водонепроницаемые перегородки, поэтому все верили в его непотопляемость.

На борту «Лузитании» было много известных людей

1 мая 1915 года в 12 часов 20 минут «королева Атлантики» ушла из порта Нью-Йорка. На борту лайнера находились 1266 пассажиров и экипаж из 696 человек — всего 1962 человека.

Лузитания считалась одним из самых роскошных лайнеров того времени. Пассажиры первого, второго и третьего классов были отделены друг от друга и размещались на разных палубах.

Обеденный зал первого класса на лайнере «Лузитания» / Википедия

В первом классе все было роскошно: стены помещений были отделаны позолоченными панелями из красного дерева, всюду стояла роскошная и удобная мебель. Правда, она была прикреплена к полу — в этом было единственное неудобство для взыскательных пассажиров. Они не могли передвигать свои кресла так, как им этого хотелось.

Тем рейсом из Нью-Йорка в Ливерпуль отправились многие известные личности: вышеупомянутый Альфред Вандербильт со своей тайной пассией мисс Мерт; театральный продюсер Чарльз Фроман, актриса Рита Джоливье, журналист и писатель Элберт Хаббард с супругой.

Альфред Вандербильт / Википедия

Интересно, что миллионер Вандербильт за три года до этого путешествия должен был отправиться в поездку на «Титанике». Но по каким-то причинам передумал и избежал гибели.

Из-за ошибки «Лузитания» вышла прямо на подлодку

6 мая, за день до своего прибытия в Ливерпуль, «Лузитания» вошла в зону боев Германии и Англии. Капитан Тернер круглосуточно был на связи с адмиралтейством и получал координаты передвижения немецких субмарин. Исходя из этих данных, он прокладывал маршрут так, чтобы быть обеспечить полную безопасность кораблю.

Пассажиры были уже в предвкушении — им оставалось провести на лайнере чуть меньше суток. Продюсер Чарльз Фроман пригласил гостей на вечеринку в своей роскошной каюте. Другие пассажиры тоже развлекались в ресторане и на палубе.

Утром 7 мая все увидели берег Ирландии и с облегчением начали собирать чемоданы. Но пассажиры, как и капитан Тернер, не знали, что за минувшую неделю немецкие подлодки уничтожили в этом районе более 20 судов. Тернеру передали неверные координаты ближайшей вражеской субмарины. А на самом деле лодка затаилась гораздо ближе к лайнеру. В результате этой чудовищной ошибки «Лузитания» оказалась прямо напротив субмарины U-20.

Когда командир немецкой подлодки, 30-летний капитан Вальтер Швигер», увидел корабль, он был потрясен его габаритами. Вдруг он заметил, что «Лузитания» чуть изменила курс и подумал, что не успеет перехватить ее. Но скоро лайнер вновь шел прямо, потому что его капитан Тернер был уверен, что рядом нет никаких субмарин.

«Непотопляемый» лайнер ушел под воду всего за 18 минут

U-20 набрала скорость и, приблизившись к кораблю на 700 метров, выпустила торпеду. Когда торпеду заметили на «Лузитании», отвернуть от нее лайнер было уже невозможно. Спустя 45 секунд после выпуска она достигла цели, раздались один за одним два взрыва.

Лайнер сильно накренился на правый борт, его винты оказались над водой, а сразу после этого он начал стремительно погружаться носом. Из-за крена спасательные шлюпки на левом борту застыли над палубой, а те, которые были по правому борту, вынесло далеко в море. Использовать и те, и другие было практически невозможно. Но все же несколько удалось спустить на воду.

Немецкая торпеда ударила в ту часть лайнера, где в строжайшей секретности перевозились военные грузы — патроны и детали для снарядов. Поэтому сразу раздался и второй взрыв, после которого образовалась гигантская пробоина. Тонны воды мощным потоком хлынули внутрь лайнера. Поврежденную паровую турбину не получалось остановить сразу. Поскольку паровая магистраль была пробита, обжигающий пар вырвался наружу. Капитан Тернер уже знал, что «королева Атлантики» обречена погибнуть.

На палубах был ад. Пассажиры в панике бросались в шлюпки, другие же скатывались прямо в холодную воду. Маргарет Гвайер засосало в одну из огромных труб, когда «Лузитания» погружалась носом в воду. Но из-за взрыва внутри женщину выбросило и она летела по воздуху, как пушечный снаряд, а потом упала в воду. Ее крики вскоре услышали и спасли.

Точно так засосало в трубу и другого пассажира — Уильяма Пирпонта. И его тоже «выплюнуло» после взрыва. Он упал в воду, остался жив и быстро уплыл от тонущего корабля. Пирпонт — один из немногих счастливчиков, кому удалось выжить.

Альфред Вандербильт совершенно не умел плавать. На него надели спасательный жилет, но он и не подумал бежать с лайнера в шлюпку. Спасшиеся очевидцы позднее рассказывали, что он приказал своему слуге спасать в первую очередь детей. Миллионер сам надевал на них спасательные жилеты, а потом отдал и свой — совершенно незнакомой женщине. 37-летний Вандербильт ушел под воду вместе с «Лузитанией».

Капитана Тернера смыло с мостика, а в воде он схватился за соломенное кресло. Через несколько часов его заметил один из пароходов, который пришел на помощь. Тернер был жив.

Катастрофа «Лузитании» изменила ход мировой истории

Капитан немецкой субмарины видел масштаб катастрофы. На подлодке осталась еще одна торпеда, но он не смог выпустить ее. И через 25 минут после запуска первого снаряда написал в бортовом журнале:

«Я не смог выпустить вторую торпеду в эту толпу живых людей, пытающихся спастись».

«Непотопляемый» лайнер затонул всего через 18 минут после удара торпеды. Из 1962 человек погибли большинство — 1198. Выжили лишь 764 человека. И хотя катастрофа случилась недалеко от берега, первые корабли пришли на помощь лишь через пару часов.

Газета New York Times c сообщением о затоплении «Лузитании» / Википедия

Трагедия «Лузитании» вызвала огромный общественный и политический резонанс во всем мире, но особенно в Англии и США. Из 139 американцев, которые были на борту лайнера, погибли 128. Вскоре в США начались погромы, а газеты назвали торпедирование «преднамеренным убийством». Власти США требовали призвать Германию к ответу за ее действия. Затопление лайнера имело катастрофические последствия — через два года после случившегося США объявили войну Германии.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook